Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Басырова Ильхамия Хайдеровна

Урок разработан для реализации следующих задач:

                                                                                                                                                            - создать необходимый эмоциональный настрой

                                                                                                                                                             -помочь ученикам почувствовать социальную трагедию           крестьянки;

                                                                                                                                                               -пробудить интерес к поэме,и всему творчеству поэта .

                                                                                                                                                             -воспитать чувства сострадания и сочувствия . 

 

 

                                                    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

 

•     рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

•     поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

•     обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ispovedalnost_obraza_matreny_timofeevny.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны»                        ( « Кому на Руси жить хорошо» ).

Задачи урока: - создать необходимый эмоциональный настрой;

                        -помочь ученикам почувствовать социальную трагедию           крестьянки;

                        -пробудить интерес к поэме.

           По словарю С.И.Ожегова:

Исповедовать- 1.следовать какой-н.религии, также какому-н. учению, убеждению. ПР.исповедовать строгие нравственные правила;

                        2.Откровенно сообщить.

Исповедь- 1.откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов;

Ход урока:    1. Оргмомент

Эпиграф к уроку:

                                                         Молва идет всесветная,

                                                Что ты вольготно, счастливо

                                                 Живешь…Скажи по-божески,

                                                 В чем счастие твое?   

                                                                                « Кому на Руси жить хорошо»

                                                        Есть женщины в русских селеньях…

                                                                                     «Мороз, Красный Нос»         

                                                Доля ты! – русская долюшка женская!

                                               Вряд ли труднее сыскать.

                                                                             

                                                                «В полном разгаре страда деревенская»

                       2.Вступительное слово учителя:

Русская литература, начиная с Пушкина, поставила женщину на пъедестал, ибо для Тургенева, и для Достоевского, и для Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

                      Тяжелые русые косы

                     Упали на смуглую грудь,

                     Покрыли ей ноженьки босы,

                     Мешают крестьянке взглянуть.

                     Она отвела их руками,                

                    На парня сердито глядит.

                    Лицо величаво, как в раме…  

Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. ( проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

 

    Вопрос к классу:  А кто такая Дарья? Что в ней  особенного? 

Ответ учащихся: (Дарья, похоронив мужа, пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой. Она последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, детей, работу на пашне…

Поединок с Морозом – это подвиг души Дарьи юных женщин – декабристок        (« Русские женщины») и лирической героини в поэме « Реквием» А.Ахматовой. )

Учитель:

 В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

Вопросы классу:  Случайно ли ,что Матрена предстает перед нами как мать?

                               2)Важно ли это для автора?

                               3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше- радостных или драматических?

                               4) Почему она « губернаторша»?

                               5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

                               6) Какие особенности  речи Матрены Тимофеевны?

( после некоторого размышления уч-ся отвечают. Ответ может быть монологический или отдельно на каждый вопрос на усмотрение учителя и ученика).

Учитель:  Любители неторопливой народной речи оценят исповедь Матренушки, выполненную в различных народных жанрах: песне, причитаниях, плачах. Богатство интонаций поразительное – от скорби к просветленности, от гнева к нежности.

                Что особенного в поэмах Некрасова?

Ученик:  В обеих поэмах о женской доле поэт погружает в ритм человеческой жизни – от младенчества до  смерти. Жизнь предстает  как одно из проявлений божественной природы. Все в жизни Мартены исполнено поэзии, целомудрия, серьезности…

Ю.Айхенвальд пишет об этом как о «дышавшей лукавством и счастием», как о «самоцветном камешке», извлеченном из глубин народного духа.

                           А что ты, парень, в девице

                             Приметного нашел…

Не поучает, не кокетничает с ним, а намекает, как выбирать невесту и что ценить в ней.

                             Чисто серебро – чистота твоя…

 Что значит «чистота»? Случайно ли на первом  месте чистота?

Ответ учащихся.

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

        (проецируется особенности образа Матрены и вывод).

                    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

  • рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;
  • поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;
  • обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины. 

Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

                                (проецируется образ святой)

Вывод:

Учитель :   Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Презентация к уроку "Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Для уроков с использованием информационно-коммуникационной технологии обучения....

Урок по истории XIX века "Кому на Руси жить хорошо"

Урок по истории 19 века , Социально-экономическое развитие  России после отмены крепостного права....

Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....