Урок по истории XIX века "Кому на Руси жить хорошо"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

Урок по истории 19 века , Социально-экономическое развитие  России после отмены крепостного права.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"

Кому на Руси жить хорошо?

Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права».  8 –ой класс.

Тема урока: «Социально-экономическое развитие России после отмены

крепостного права»  (для общеобразовательной школы).

 

 Тип урока - урок изучения нового материала.

 Форма урока – урок-исследование.

 Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: «Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России» в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

Триединые дидактические задачи урока:

  1)Образовательные:

 усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.

  2)Развивающие:

 формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении и совершенствовании таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование различными понятиями, рассуждение по аналогии; развитие психических свойств памяти, внимания, коммуникативности, воображения, ясности речи.  В итоге урока все эти индивидуальные умения детей должны сложиться в обязательное для всех предметно-историческое умение определять историческое значение завершенной цепи событий путем сравнения, т. е. путем последовательного сопоставления признаков, черт, характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Кроме того, реализуется умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника, а также умение к абстрагированию, выдвижению гипотез.  

3) Воспитательные:

    воспитание интереса  к прошлому; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

 Используемая технология - критического мышления.

Оборудование урока: 

историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и  «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.

Ход урока:

 

I.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

      В начале урока учитель выдвигает следующую  гипотезу:

«Социально-экономического развитие России

после отмены крепостного права было успешным».

 

   В ходе урока  учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней.  При объявлении темы урока учитель вначале выясняет, как учащиеся понимают название темы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в пореформенный период. Тем самым, создается  мотивация к изучению нового материала.

   В вводном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества. Затем сообщает, что  на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. Учитель сообщает, какую гипотезу он выдвигает, называет образовательную цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую  гипотезу. (Другой вариант определения цели урока заключается в том, что ученики сами выдвигают предположение, что социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права было успешным, так как оно было главным препятствием развития государства ко второй половине 19 в. После выдвижения гипотезы учитель может задать вопрос, так ли это было на самом деле, и предлагает ученикам самим назвать цель урока). Называются учебные

.

     (Учебные задачи также могут определить ученики, исходя из темы урока).

 Параллельно рассматривается социальное положение основных слоев российского общества.

III. Распределение заданий группам учащихся.

Чтобы решить выдвинутые задачи,  учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание.  Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об уровне социально-экономического развития страны в форме таблиц, учебных картах. Приемами работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение.

    Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем (Приложение1), и документ, помещенный после текста параграфа.  Документ называется: «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н.. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

  1. Сравнить показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
  2. Объяснить, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?
  3. Объяснить, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период?

   Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем (Приложение2), карту, помещенную в учебнике или атласе «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.». Этой  группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

  1. Сравнить показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
  2.   Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?
  3.   Какие  отрасли промышленности развивались наиболее успешно?

     Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем (Приложение3) и текст документа, помещенный после параграфа, - «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера». Этой  группе предлагается найти ответы на такие  вопросы:

  1. Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины?
  2. Сделайте вывод, как изменился ассортимент  грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы?
  3. Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?

  Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц  во время работы трех обозначенных групп. Экспертная группа будет небольшой – из 2-3 учащихся. Она составит для себя количественную характеристику изменений  социально-экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц). Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. Таким образом, у них сложится общее представление об уровне социально-экономического развития России. После работы всех групп эксперты вынесут свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.

  IV. Работа учащихся по группам.

   На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

   Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения  уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период.  Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

  По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

  При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна.  Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

   При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых  «отрезков».

   В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).

   При работе второй группы, определяющей  уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

    В заключении своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

    Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся  подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который  изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.

    Здесь же  отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова  «Железная дорога».

    В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

   Учащиеся по тексту учебника знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Можно предложить одному из учащихся заранее дать опережающее задание и сделать сообщение о развитии финансового дела в России.

 

V. Работа экспертной группы.

  Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период. Группа сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ. Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы.

   

VI. Рефлексия.

   В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

   В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

   «Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему  промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества».

   

Приложение 1.

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период

(60 – 70 –гг. XIX века).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с  1870-х по 90-е годы XIX в.

Посевные площади.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

5 центнер.

7 центнер.

Средневаловой сбор хлебов.

31,2 млн. тонн.

54,1 млн. тонн

Дворянское землевладение.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

Развитие промышленности     в   пореформенный  период.

(60 – 70 –гг. XIX века).

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с  1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

Приложение 2.

Приложение 3.

Развитие железнодорожного строительства

 в пореформенный период

(60 – 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного

строительства

Показатели   до  

     1861 года.

Показатели с 1870-х –

 по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов,

нефть – 30 %,

лес, уголь – 40 %.

I

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

II

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».

III

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и
 он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители!..“»
        Захохотал генерал!
— Был я недавно в стонах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал! —
«Я говорю не для вас, а для Вани...»
Но генерал возражать не давал:
— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону... —

IV

                                «Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
„Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!..“ Махнули рукой...
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
„Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..
С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И —
недоимку дарю!..
Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком „ура!“ по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..»

Раздаточный материал для групп с вопросами.

Карточка № I (промышленность). Для 1 группы.

    1.Сравните показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

2. По карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.» определите, какие отрасли получили наибольшее развитие и в каких городах?

Карточка №2 (промышленность).

Прочтите текст учебника – пункт «Промышленный подъем» (стр.146 -148) и ответьте на вопросы:

       

  1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности?

2.Почему российская промышленность,   несмотря на успехи, испытывала трудности?

Карточка 3 для 1 группы.

Прочтите текст учебника  стр. 146 – 147  и ответьте на вопрос:

  Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

( по тексту учебника и карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»).

Карточка I (с/х).

   Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по     предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы:

  1. Как изменились посевные площади?
  2. Насколько выросла урожайность хлебов и о чем это свидетельствовало?
  3. О чем свидетельствовали данные о помещичьих хозяйствах?

Карточка №2(с/х).

1.Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?  (по тексту учебника стр. 142 -143).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный  период? ( по тексту учебника).

Карточка №3 (с/х).

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта (стр. 148-149) ответьте на вопросы:

  1. Что такое отрезки?

  1. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств?

Карточка для 3 группы.

1.  Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период           «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? ( по тексту учебника стр.144 - 146  и по карте).

2.    Сделайте вывод, как изменился ассортимент  грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? (из таблицы).

3.   Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?( по тексту учебника).



Предварительный просмотр:

             Социально-экономическое  развитие  после отмены крепостного права.

Алгоритм работы

группа  1.

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.158-159 и документа на стр. 164 «Письма из деревни»Найдите ответы на вопросы:

  1. Найдите ответы на вопросы:

 - чем был вызван экономический спад в деревне после отмены крепостного права?
- чего не хватало помещикам для ведения хозяйства по-новому?
- у кого остались скот и инвентарь после реформы?
- какой выход нашли помещики?
- что такое 
аренда?
- что такое 
отработочная система?
- какие пережитки феодализма (крепостничества) остались?
- чего не дала реформа крестьянам, что такое податное население?
- что такое 
гражданские права?
- какие изменения претерпела крестьянская община, в чем ее значение?

Документ.  А.Н. Энгельгардт. Письма из деревни.

Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки. Где есть отрезки, там и крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые, хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...

    У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производят, как при крепостном праве.

        Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример и знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается.

   Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки кружок или полкружка еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, обработка кружков — чистое разоренье.


1.  Развитие  сельского хозяйства. В первые годы после отмены крепостного права в России  на вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни. Больнее всего  реформа ударила по  помещикам. Быстрый переход к новым формам ведения хозяйства, на который надеялись многие  сторонники преобразований, в реальной жизни затянулся.

Для ведения хозяйства с помощью наемных рабочих помещикам нужно было  иметь значительные  денежные суммы. Ведь надо платить работникам заработную плату, приобрести  собственный инвентарь и рабочий скот. Ничего этого у большинства дворян не было. До отмены крепостного права крестьяне обрабатывали барскую землю своими орудиями труда и с использованием  своего скота. После освобождения крестьян от крепостной зависимости и скот и орудия труда  остались в собственности  крестьян. Помещик же вынужден  был приобрести все сам.

Правда, по условиям реформ 1861 года помещики получили большие суммы денег. Но  большинство из них быстро промотали деньги и не смогли использовать их для перестройки своих хозяйств.  К тому же при выдаче  выкупа  правительство удерживало из  него все помещичьи  задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много  денег.

         Помещики  были вынуждены сдавать  большую часть  земли в аренду крестьянам. Поэтому развитие помещичьего хозяйства в 60-70-е годы  в  большинстве земледельческих  губерний  происходило по так называемой отработочной системе: крестьяне  обрабатывали землю  помещика своим инвентарем, что и являлось платой за  арендованные участки.

         К тому же у  большинства помещиков  не было  и  причин стремиться вести  свое хозяйство по новому: реформа   1861 года  сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала   помещикам, в их руках оставались луга,  леса,  пашни, водопои. У помещиков  оставались  и возможности  принуждать  крестьян работать на господской  земле в законном    порядке: временнообязанное положение , круговая порука, неравноправное  положение крестьян.

          В этот период сложилась благоприятная  ситуация для развития хлебопашества.  За границей  значительно повысились цены на  зерно, спрос на русское зерно был высоким. Но даже это обстоятельство не смогло   подтолкнуть помещиков  к  более  активной  хозяйственной деятельности.

Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли  привязывала крестьянское хозяйство к помещичьим  хозяйствам. Но выхода у  крестьян не было, так как по реформе они  получили маленькие наделы. Кроме того, несмотря на значительный  рост цен при продаже  зерна, аренда  за  землю   росла  ещё быстрее ( на 300 и на 400 %). Крестьянские  хозяйства   были  обременены  и всякого  рода   сборами.(выкупные платежи,  государственные налоги, земские налоги. По подсчетам современников , на среднюю семью  приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян  являлось  непосильной  суммой.

К тому же реформа , освободив крестьян от  личной зависимости, не уровняла их с помещиками в гражданских правах. Она перевела крестьян из разряда крепостных в разряд так называемого податного сословия. Государство  облагало   крестьян так называемой подушной податью., т.е. налогом не на имущество, а на человека, вне зависимости от его доходов.

После реформы сохранилась и крестьянская община. Она помогала крестьянам выплачивать подати, поддерживала  примерно равный достаток  своих членов. Однако  община, в которой существовала   круговая порука,   сдерживала  хозяйственную жизнь крестьян.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

  • . Почему  в сельском хозяйстве  после отмены крепостного права произошел спад  производства   ?
  • 2. Многие исследователи   считают, что реформа  больно ударила и  по крестьянам и по  помещикам. На основании  текста приведите примеры того, что от  реформы  отмены крепостного права  пострадали  как  помещики, так и  крестьяне?
  • 3. Какую роль играла аренда земли для помещика? Почему аренду  земли  нельзя было  рассматривать как    капиталистическое переустройство сельского хозяйства?


группа  2. Развитие промышленности

Алгоритм работы.

Прочитайте текст учебника стр. 159-160,

документ" Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова,

 просмотри  таблицу  "Развитие  промышленности в пореформенный период".Затем ответьте  устно на вопросы.

ТЕКСТ УЧЕБНИКА.СТР, 159- 160.

   В первые годы после реформы1861  года вопреки ожиданиям многих,  в России не наблюдалось и быстрого роста промышленного производства, увеличения количества фабрик и заводов.

   Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и  торгового дела нужны свободные руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой - многие из них готовы были идти  в город на заработки.

     Однако, на первых парах решающими стали иные обстоятельства. На  многих фабриках и заводах к моменту отмены крепостного права работали не наемные , а прикрепленные к ним  рабочие. Как только эти люди получали свободу, ненависть к подневольному труду заставляла их толпами  бросать работу и уходить с  заводов, продавая  за  бесценок  дома и огороды.  Не помогла вернуть рабочих и такая мера, как повышение заработной платы.  Поэтому первое время после реформы многие  предприятия сократили производство.

     это было  особенно  характерно для  железнодорожных  заводов и суконных фабрик, в  широких масштабах применявших  труд  крепостных.  Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство.

       Неблагополучная картина наблюдалась и в  хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана  с другой причиной. Значительная часть фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на  ввозимом  из-за границы хлопке. В 1861 году  разразился  мировой торгово-промышленный кризис, цены на хлопок   резко возросли, что привело к сокращению производства.

     Несмотря на трудности,  российская экономика  смогла быстро перестроиться.

Это  случилось благодаря  экономической политике  государства.

ВОПРОСЫ К  ТЕКСТУ.

1. Почему в первые годы после отмены крепостного права  идет спад промышленного производства?

2. Объясните  причины массового увольнения рабочих с  заводов и фабрик?


Группа  3.  Промышленный подъем.

Алгоритм  действий.

Прочитайте  текст учебника  стр 162-164 и   ответьте на вопросы после текста.

Промышленный подъем.

    Во второй половине   60-хгг. в России начался    быстрый промышленный подъем .К  80-м гг в наиболее важных отраслях промышленности завершился промышленный переворот- фабричное производство восторжествовало над  ремесленным и мануфактурным.

     Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Быстрыми темпами шло  и создание  нового  металлургического  района на юге России. В районе реки  Северский  Донец (Донбасс) были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге,- залежи  железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов.  По добыче каменного угля Донбасс вышел на  первое место в   России.  На Кавказе и в  районе Баку сосредоточилась добыча  нефти.

Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства.

  В  60-70-гг. началось становление машиностроительной промышленности(1861г в  России  лишь производились сельскохозяйственные  машины). В первые пореформенные годы  были построены два крупнейших  завода: Путиловский в Петербурге обеспечивал  российские железные дороги рельсами, Коломенский завод в  Московской губернии впервые в стране   организовал  производство паровозов, товарных вагонов и платформ.

Как и в дореформенный период , ведущие  позиции в промышленности занимала   хлопчатобумажная промышленность. Рост цен на   хлопок на мировом рынке  заставил   обратить внимание  на внутренние возможности. Текстильные компании  стали закупать  земельные участки  земельные участки  в недавно присоединенной в России Средней Азии. Первым  " вижене  в Среднюю Азию" начал  промышленник Т.С. Морозов. Его представители раздавали  местным жителям качественные   сорта  египетского   и американского   хлопка и заключали   договоры на покупку будущих урожаев. Продукция  хлопчатобумажной промышленности выросла в  4 раза  за  30 лет. Хлопок вытеснил лен.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Что такое  промышленный переворот? Когда он начался в России? Что мешало  провести  промышленный переворот   более быстрыми темпами?

2.    Какие отрасли промышленности  стали развиваться во второй половине  19 века?

3.Какой выход нашли  промышленники хлопчатобумажной промышленности. чтобы отрасль  вновь стала развиваться и выпускать  продукцию?

4. Покажите на карте   новые  промышленные районы.

1. Сравните показатели развития промышленности  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие промышленности    в пореформенный период. (60-70-гг. XIX века).

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

         Документалист

  Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

<.. .> Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. <...> Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел <...> Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?


Группа 3. Железнодорожное строительство.

Алгоритм  действий.

Прочитайте  текст учебника  стр 161-162 и   ответьте на вопросы после текста.

Сравните показатели развития железнодорожного строительства  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие железнодорожного строительства

в пореформенный период (60 - 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного строительства

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х -по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %.

Становление банков было теснейшим    образом связано с   железнодорожным строительством, которое  также всячески  поощрялось  правительством. Заинтересованность властей в развитии  железных дорог  объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война  показала серьезное отставание системы связи в России. Во-вторых,  правительство стремилось для получения доходов увеличить  вывоз хлеба за границу. Поэтому  нужно было стоить железные дороги  к хлебным районам и к морским  портам. Правительство разработало программу привлечения к железнодорожному строительству частных лиц и иностранные капиталы, предусмотрев для них существенные льготы и поощрения.

 1868 -1872 годы вошли в историю как   период " железнодорожной горячки" .На строительстве  железных дорог  выросло  новое поколение  предпринимателей, тесно  связанных с чиновниками и  государственными  заказами.  Военный министр  Д.А. Милютин писал, с ведома высших  властей раздаются  концессии  на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось  в виде барышей тем или другим личностям.  Построив железную дорогу в 500-600 верст, капиталист  клал себе  в карман 25-30 миллионов  рублей. Особенно  щедро правительство платило  за строительство дорог, связанных с военными нуждами.  Большинство дорог связано с  промышленными районами, с хлебными районами. С 1861 по 1877годы перевозка грузов по железной дороге увеличилась в 25 раз. Железнодорожное  строительство стало мощным  фактором  развития  промышленности.

ВОПРОСЫ  ПОСЛЕ ТЕКСТ

1.Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины?

  • 2.Сделайте вывод, как изменился ассортимент  грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы?
  • 3.Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка знаний учащихся 1861 год. 1853-1856гг. Временнообязанные; Выкупные платежи; Уставные грамоты; Отрезки; Аренда; Круговая порука ; Феодальные отношения, Капиталистические отношения

Слайд 2

Список покупок Цель урока ?

Слайд 3

Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права. Цель урока- изучить и проанализировать социально-экономическое развитие в России после отмены крепостного права .

Слайд 4

Экономика Вспомните понятие экономики? Вспомните понятие «Социальной сферы общества»?

Слайд 5

задачи урока: 1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. 2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время. 3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период. 4. Охарактеризовать состояние финансового дела

Слайд 6

План урока Развитие сельского хозяйства после отмены крепостного права. Развитие промышленности. Строительство железных дорог. Промышленный подъем во второй половине 60-хгг.

Слайд 7

Задание для первой группы Первая группа знакомится с началом параграфа «Развитие сельского хозяйства! Стр. 158-159. Знакомится с историческим документом «Письма из деревни» А.Н. Энгельгардта. Анализирует полученную информацию, отвечает на вопросы после текста, делает выводы по теме «Развитие сельского хозяйства после отмены крепостного права»

Слайд 8

Задание для второй группы Прочитать небольшой текст параграфа «Развитие промышленности», ответить на вопросы к тексту, выявить причины спада производства , сделать выводы.

Слайд 9

Задание для третьей группы Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и текст документа, помещенный после параграфа, - «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера». Этой группе предлагается найти ответы на такие вопросы

Слайд 10

Задание для четвертой группы Четвертая группа анализирует текст учебника , параграф 23, «Промышленный подъем», знакомится с картой на стр. «Экономическое развитие России во второй половине 19 века»

Слайд 11

Развитие сельского хозяйства 1 . Почему в сельском хозяйстве после отмены крепостного права произошел спад производства ? 2 . Многие исследователи считают, что реформа больно ударила и по крестьянам и по помещикам. На основании текста приведите примеры того, что от реформы отмены крепостного права пострадали как помещики , так и крестьяне? 3. Какую роль играла аренда земли для помещика? Почему аренду земли нельзя было рассматривать как капиталистическое переустройство сельского хозяйства?

Слайд 13

Какие выводы нужно сделать по развитию сельского хозяйства после отмены крепостного права?

Слайд 14

Развитие промышленности после отмены крепостного права 1. Почему в первые годы после отмены крепостного права идет спад промышленного производства? 2. Объясните причины массового увольнения рабочих с заводов и фабрик? 3.Какую роль сыграли банки в развитии промышленности? 4. Кому на Руси жить хорошо? Предположите, какие условия труда были у рабочих?

Слайд 15

Почини цепочку 1.»Железнодорожная горячка», 2.подъем промышленности, 3.Отмена крепостного права, 4.Спад производства, 5.Крымская война, 6.Завершение промышленного переворота Ответ :5, 3,4,1,2,6

Слайд 17

Развитие промышленности после отмены крепостного права Сравнить показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы. Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ? Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно?

Слайд 18

Строительство железных дорог 1.Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? 2.Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? 3.Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?

Слайд 19

Развитие железнодорожного строительства в пореформенный период в 60-е- 80-е годы . Показатели железнодорожного строительства Показатель до 1961 года Показатели в 1870-е - по 1880- е годы Протяженность железных дорог. 2 тысячи км. 22 тысячи км. Ассортимент перевозимых грузов. Хлеб составлял 40 % всех грузов. Хлеб составлял 25 % грузов, нефть – 30 %, лес, уголь – 40 %.

Слайд 23

Промышленный подъем во второй половине 60-хгг XIX века К 80-м годам XIX века завершается промышленный переворот в России, на смену мануфактурам приходят фабрики и заводы. Главным металлургическим районом остаются Урал. Появляется новый металлургический район на юге России.(Донбасс). Развивается новая отрасль промышленности- машиностроение. Самые большие машиностроительные заводы Путиловский в Петербурге и Коломенский в Московской губернии.

Слайд 25

Пролог В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязаных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова , Знобишина , Горелова, Неелова — Неурожайка тож , Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому ! — Сказали братья Губины , Иван и Митродор . Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи : Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю…

Слайд 26

Итоги урока Я узнал, что….. Я понял, что… Мне было интересно…. Мне хотелось бы узнать… Я рад, что…

Слайд 27

Почини цепочку 1.»Железнодорожная горячка», 2.подъем промышленности, 3.Отмена крепостного права, 4.Спад производства, 5.Крымская война, 6.Завершение промышленного переворота

Слайд 28

Почини цепочку 1.»Железнодорожная горячка», 2.подъем промышленности, 3.Отмена крепостного права, 4.Спад производства, 5.Крымская война, 6.Завершение промышленного переворота Ответ :5, 3,4,1,2,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....

Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....