«Дедушка» Крылов и герои его басен
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Бабий Ольга Антоновна

Цели: образовательные – познакомить с баснями И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Обезьяна и зеркало», « Свинья под дубом», развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, активизировать мыслительную деятельность детей;

  1. воспитательные – прививать интерес к творчеству замечательного русского баснописца, воспитывать нравственные качества: доброту, правдивость, критичность к себе;

  2. коррекционные – развивать языковой слух, формировать внятное произношение, проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы, работать над увеличением объема памяти. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дедушка» Крылов и герои его басен

   Автор: Бабий Ольга Антоновна

Цели:  образовательные – познакомить с баснями И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Обезьяна и зеркало», « Свинья под дубом», развивать умение понимать иносказательный  подтекст басен и их мораль, активизировать мыслительную деятельность детей;

  1. воспитательные – прививать интерес к творчеству замечательного русского баснописца, воспитывать нравственные качества: доброту, правдивость, критичность к себе;
  2. коррекционные – развивать языковой слух, формировать  внятное произношение, проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы, работать над увеличением объема памяти.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные.

Оборудование: медиопроектор, экран.

План урока.

Части-блоки урока ( краткое содержание деятельности учителя и учащихся).

  1. Организационный момент.

( Проверка слухового внимания, установка на правильное произношение, знакомство с темой урока).

Задача: организация обучающихся.

  1. Работа с эпиграфом, посвященным творчеству баснописца (хоровое проговаривание).

Задачи: формирование внятности речи, внимания.

  1. Проверка домашнего задания (отгадывание кроссворда по биографии И. А. Крылова.

Задачи: повышать познавательный опыт учащихся, используя нетрадиционную форму опроса, развивать память, слуховое внимание.

  1. Работа по развитию слухового восприятия (прослушивание в записи отрывка притчи Эзопа « Ворон и Лисица»).

Задачи: формировать умение внимательно слушать и угадывать, какая басня Крылова написана на основе этой притчи).

  1. Работа по подбору антонимов к словам.

Задачи: расширить словарный запас учащихся.

6.Инсценирование басни «Ворона и лисица». Ответы на вопросы в  режиме «учитель- ученик».

Задачи: проводить коррекцию эмоционально- волевой сферы детей.

  1. Работа над инсценировкой из школьной жизни.

Задачи: формировать умение соотносить поведение  персонажа басни «Обезьяна и зеркало» с поведением героини инсценировки, учить внятному произношению.

7.Чтение басни « Свинья под Дубом» по ролям. Объяснение учащимися своими словами, в чем же мораль этой басни.

8 Проведение игровой викторины.

Задачи:

  1. уметь соотнести названия басен с иллюстрациями;
  2. повторить употребление существительных в форме родительного падежа, назвав героя басни, которого забыл нарисовать художник.
  3. развивать память, формировать умения продолжить крылатые слова из басен.  

9.Итог урока.

Задачи: дать оценку работы учащихся на уроке, оценку их внимания и произносительных навыков. Домашнее задание.

                                 

Ход урока.

1.Организационный момент.

( Установка на правильную речь.  Знакомство с темой урока.)

2.Работа над внятностью речи. ( Хоровое сопряженное чтение эпиграфа М. Исаковского о творчестве Крылова.)

               «Кто не слыхал его живого слова?

                 Кто в жизни с ним не встретился своей?

                 Бессмертные творения Крылова

                 Мы с каждым годом любим все сильней».

3. Проверка домашнего задания. (Разгадать кроссворд по биографии И. А. Крылова.)

Вопросы к кроссворду  (по горизонтали):

                  1. антоним к слову мартышка;

                  2.кем бы мог стать Крылов, если бы не стал писателем?

                  3.

                  4. Что было самым ценным в семье маленького Крылова?

                  5.

Читаем по вертикали слово «басня».

  1. Прежде чем подвести ребят к работе над басней « Ворона и Лисица», учащимся предлагается угадать, на основе какой притчи Эзопа была написана басня Крылова? ( На экране фотографии 3-х учителей, одна из которых читает в записи на магнитофоне  начало притчи Эзопа « Ворон и Лисица».

Отрывок из притчи Эзопа: « Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Встала она перед Вороном и принялась его расхваливать…»

  Учащиеся угадывают на слух, кто читал притчу и, как называется басня Крылова?

  1. На экране появляется иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»

Инсценирование басни.

Ответы на вопросы учителя:

1.Кто главные герои басни?

2.Какие черты характера у Лисицы,  у Вороны?

Вывод.

- Что высмеивает Крылов? Какие черты характера? ( глупость)

  1. Игра « Подбери к ловам антонимы».

                Глупость-

                Простодушие-

                Беззащитность-

                Жестокость –

                Вежливость-

Слова для справок: доброта, грубость, наглость, хитрость, ум.)

Учитель: Вот такие черты характера встретите вы ни раз у героев басен И. А. Крылова.

  1. Инсценировка из школьной жизни «Посмотри на себя».

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно сценку из школьной жизни и скажите, какой персонаж и  из какой басни  напоминает эта девочка?

        Сценка. Подходит девочка к учителю и начинает высмеивать недостатки одноклассников: «Маша плохо читает, а Люда опаздывает, а вот  Лена « ха-ха-ха» совсем не умеет рисовать».

Учитель: А ты,  Катя, хорошо читаешь?

Катя: Нет.

Учитель: А ты никогда не опаздываешь?

Катя: Опаздываю иногда.

Учитель: Ребята, когда человек не видит своих недостатков, а видит их только у других, какими словами из басни Крылова мы можем посоветовать Кате посмотреть на себя со стороны?

        Учащиеся читают хором слова на экране из басни « Обезьяна и Зеркало»:

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться…»

          На экране  иллюстрация « Обезьяна и Зеркало».

  1. Чтение по ролям басни « Свинья под дубом».

Учитель: Скажите в чем мораль этой басни своими словами.

Ученик: На дубе растут желуди. Свинья любит их есть. Но не понимает, что если корни дуба повредить, то засохнет дуб, и  желудей не будет. Глупая свинья.

Учитель: Давайте прочитаем пословицы, созвучные морали этой басни.

Чтение пословиц « Не руби сук, на котором сидишь»,

                              « Не плюй в колодец. Может, придется из него водицы

                                  напиться».

  1. Викторина по басням И. А. Крылова.
  1. Назвать басню по картинкам. ( Можно, с опорой на названия, написанные не по порядку.)

Басни: « Ворона и Лисица», « Слон и  Моська», « Мартышка и очки»,

« Лебедь, Рак и Щука».

  1. Игра на внимание, зрительную память.

Учитель: Посмотрите внимательно  на иллюстрации и скажите, кого забыл нарисовать художник? ( Повторение употребления имени существительного в родительном падеже.)

3.Продолжите « Крылатые слова» из басен.

  (Опора дается на экране с целью правильного произнесения фраз.)

Учитель читает за экраном начало фразы:

« А вы, друзья, как не садитесь…» (Все в музыканты не годитесь.)

«Кукушка хвалит Петуха …»  (За то, что хвалит он Кукушку.)

«Ты все пела?  Это дело…»   (Так поди же,  попляши.)

« Чем кумушек считать трудиться…» ( Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться.»

4.Из каких басен строки?

«Пусть сохнет,- говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит…» («Свинья под Дубом».)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» (« Слон и Моська».)

« А Васька слушает да ест…» ( « Кот и повар».)

5  Итог урока.

Учитель: Вы увидели, ребята, что благодаря своей точности, простоте, многие строчки из басен вошли в разговорную речь. И вы убедились в этом.

Многие строчки из басен стали пословицами и поговорками.   (Учитель показывает книгу « Крылатые слова», в которую вошли многие Крыловские слова из басен). И слова огромной благодарности мы должны сказать нашему баснописцу И. А. Крылову.

( На экране памятник Крылову в Петербурге).

            Дается оценка речи и активности работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: прочитать выразительно самую писатель,- что мое имя после меня  любимую басню И. А. Крылова.

Крылов И. А. – баснописец, драматург, прозаик, журналист.

 Крылов  Родился в Москве, детские годы прошли на Урале и в Твери.

     Он рано узнал материальные лишения и еще подростком был вынужден работать.

     В 14 лет он написал  комическую оперу « Кофейница», в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников.

    Одним из крупнейших событий русской литературной жизни было появление в печати первых басен Ивана Андреевича Крылова. В 1809 году они были изданы отдельной книжкой, а к концу 1810 года они составили 6 книг, в которых было около 140 басен.

   Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.

    Крылов создал более 200 басен, среди них « Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», « Слон и Моська» и многие другие.

   По словам А. С. Пушкина, басенному творчеству Крылова присуще « веселое лукавство»,                   «насмешливость», характерные для русского склада ума.  

                                               

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"

Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...

" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс

" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс...

Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы

Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...

Презентация по теме " Басенный мир И. А. Крылов"

Презентация предназначена для эмоционального настроя и лучшего восприятия басни. Басня «Ворона и Лисица» угодливое восхваление, лицемерие отвратильный, омерзительный не на п...

Внеклассное мероприятие "Дедушка Крылов"

Сценарий внеклассного мероприятия "Дедушка Крылов"...

Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс

Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...

Проверочная работа по произведению Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов»

Проверочная работа по произведению  Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов»...