Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Елисеева Людмила Геннадьевна

Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбор несколько басен, ребята сшили костюмы, выучили слова, приготовили презентацию и показали младшим классам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гостях у дедушки Крылова966.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной  школы городского округа Власиха

F:\В гостях у дедушки Крылова 5в 2015г\IMG_0985.JPG

Урок-концерт

5 класс

«В гостях у дедушки Крылова»

( инсценирование басен)

Учитель  русского языка и литературы Елисеева Л.Г.

Цели:

  • обобщить и расширить знания о баснях И.А.Крылова, научить понимать юмор и иронию басни;
  • развивать актерское мастерство для выражения главного в произведении, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства;

передачи настроения и своего отношения к героям и пробуждать добрые чувства,

  • передачи настроения и своего отношения к героям и пробуждать добрые чувства,
  • развитие и совершенствование навыков и умений выразительного чтения, анализа игры “артистов”;
  • развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе;
  • воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова

Оборудование: 

портрет И.А. Крылова, яркая и красочная афиша, иллюстрации к басням, карточки с названиями басен и карточки с “крылатыми выражениями”, кроссворд “Басни Крылова”, музыкальное сопровождение, цветовые сигналы по легкости-трудности.

Технологии:

  • Технология применения средств ИКТ в предметном обучении. (Г.К.Селевко.)
  • Групповая технология (А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко,
  • Игровая технология (С.А.Шмаков)

ХОД УРОК

 I. Организационное начало (эмоциональный настрой).

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

Вступительное слово учителя:

- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Прошло 235 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню “Лебедь, Щука и Рак”.

Сегодня у нас урок-концерт. Перед нами вновь пройдут герои крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.

I вопрос. В чем особенность жанра басни?

Ответ: басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

2 вопрос. Откуда берет свои истоки басня?

Ответ: впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга  (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

3 вопрос. Почему Крылов обращается к басенному жанру?

Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.

Учитель:

- А сейчас викторина покажет, как вы знает басни А.И.Крылова.

III. ВИКТОРИНА

Из какой басни эти строки?

“У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).

“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).

“Прощай, хозяйские горшки” (Обоз”)

“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).

“Бессильному не смейся,
И слабого обидеть не моги!” (“Лев и Комар”).

“А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”).

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).

“Сильнее кошки зверя нет” (“Мышь и крыса”).

“Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).

“Быть сильным хорошо, быть умным лучше” (“Лев и человек”).

Учитель:

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Сделайте вывод, какова же цель басни?

Ответ:показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.

  • Кто еще писал басни до Крылова? ( Эзоп, Л.Н. Толстой.)
  • Что вы запомнили о них? (Л.Н.Толстой жил позже Крылова, басни он писал в прозе)

(Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова)

  • Что запомнили о Жане де Лафонтене? (Жан де Лафонтен - французский поэт ХV?? века. Он писал стихи, сказки, баллады, поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен - звери).

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

III. Подготовка к концерту.

(Учащиеся должны были выучить к уроку басню, индивидуально или в группе по ролям, принести костюм своего персонажа, необходимый реквизит, аудиокассеты с подходящей для персонажей музыкой)

IV. Концерт.

1. Выступление 1-ой группы.

1-й ученик: F:\В гостях у дедушки Крылова 5в 2015г\IMG_0980.JPG

Я и мои друзья хотим напомнить вам басни И.А.Крылова. В них высмеиваются недостатки людей, но, чтобы нам не было обидно, действующими лицами басен Крылов сделал зверей, птиц, насекомых.

В некоторых баснях Крылов показывает пороки людей, и это уже не юмор, а сатира – резкое осуждение.

В тех баснях, которые выбрали мы, показаны не очень серьезные недостатки, и вызывают они у нас лишь снисходительную улыбку.

2-й ученик:

Мы покажем вам басню И.А.Крылова “Слон и Моська»

3-й ученик:

Думаю, всем понятно, что в басне “Слон и Моська»” И.А.Крылов высмеивает людей, которые причины своих неудач ищут не в себе, а в других обстоятельствах.

2. Выступление 2-ой группы. Показ басни “Ворона и лисица”.

Мораль басни.

Обсуждение и оценивание работы группы. 

F:\В гостях у дедушки Крылова 5в 2015г\DSCN1430.JPG

Мораль басни.

Обсуждение и оценивание работы группы.

3. Выступление 3-й группы. F:\В гостях у дедушки Крылова 5в 2015г\DSCN1427.JPG

1-й ученик: 

А мы покажем басню “Свинья под дубом».  А вы подумайте, какой недостаток людей высмеивается в этой басне?

Мораль басни.

Обсуждение и оценивание.

V. Обобщающая работа по басням Крылова.

Дидактическая игра “Узнай басню”.

(На столе у учителя лежат иллюстрации к басням, карточки с названиями этих басен и карточки с “крылатыми выражениями” из них).

Установите соответствие между иллюстрацией, названием басни и “крылатыми выражениями”.

Дифференцированная работа с цветовыми сигналами по легкости–трудности:

- повышенный уровень - карточки с “крылатыми выражениями”;

- базовый уровень - карточки с названиями басен.

В ходе выполнения работы, на доске восстанавливаются названия басен: “Мышь и Крыса”, “Чиж и Голубь”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”.

Обобщение.

Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

VI. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что удалось? А что не удалось?

- Что мы узнали из басен? Чему учат басни?

- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова. Я надеюсь, что они вам понравились и что, придя, домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича.

VII. Творческое домашнее задание.

Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

"В гостях у Леопольда" Сценарий новогоднего праздника для детей начальной школы

"В гостях у Леопольда" Сценарий новогоднего праздника для детей начальной школы...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности....

Конспект урока математики по теме " Состав числа 9" . 1 класс. УМК " Начальная школа 21 века"

Учебно методический комплекс " Школа 21 века". Конспект урока математики в первом классе по теме " Состав числа 9".Цель данного урока :  познакомить учащихся  с составом ...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова омонимы" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о словах одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.Задачи урокаДидакти...