Статья "Никто не создан для войны" (опыт применения педтехнологий)
статья по литературе (11 класс)

На уроках литературы, изучая творчество писателей о войне, учитель старается создать условия для формирования умения строить свое высказывание по теме само­стоятельно и в совместном поиске; помогает создать условия для развития мышления (умения видеть авторскую пози­цию, сопоставлять её с другими авторскими позициями; выявлять нравственные исто­ки поведения человека на войне и осмысливать их); помогает активизировать эмоциональную сферу учащихся; содействует формированию и воспитанию культуры чувств, по­требности мыслить.   И технология педмастерской этому во многом содействует. Статья представляет собой некоторые размышления из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Никто не создан для войны138.77 КБ

Предварительный просмотр:

"Никто не создан для войны..."

(человек на войне в произведениях литературы XX века)

Война! Что такое война? Каково её влияние на человека?

Это великое орудие разрушения и трагедии... Война, сме тающая с лица земли народы и континенты. Она произносит гордо: "Иду на вы!" - или шакалом в ночи подкрадывается, чтобы испод тишка нанести смертельную рану. Она повинуется капризу Фортуны и разуму полководца, длится тысячи лет, мгновением обрывая тыся чи жизней. Неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот людей, и пляшет на обломках судеб. Ужас её - безумие и бессмысленность, ожесточение, деградация человека, поставленного перед необходимостью убивать себе подобного. По воле кучки тира нов жертвами их жадности, тщеславия или прихоти становятся на ции.

Война противоестественна, изначально чужда человеческой природе.

На уроках литературы, изучая творчество писателей о войне, учитель создаёт условия для формирования умения строить свое высказывание по теме само стоятельно и в совместном поиске; помогает создать условия для развития мышления (умения видеть авторскую пози цию, сопоставлять её с другими авторскими позициями; выявлять нравственные исто ки поведения человека на войне и осмысливать их); помогает активизировать эмоциональную сферу учащихся; воспитывать культуру чувств, по требность мыслить; создавать условия для воспитания активной антивоенной позиции.

Технология педмастерской особенно подходит урокам-обобщениям. Зачастую продуктивность таких уроков зависит от предварительной литературной подготовки к уроку всех участников образовательного процесса. Прочитанные произведения анализируются по предварительно полученным заданиям: выписываются мысли о войне и человеке на войне, учатся наизусть стихотворения, готовятся репродукции и продумывается оформление. Только при такой подготовке итоговое занятие приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам процесса.

В качестве эпиграфов могут быть использованы следующие выражения и афоризмы:

1)   Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью. Нет... (А. Блок)

2)   Мысль о том. что людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, - эта мысль для меня воистину невыносима. (Ю. Левитанский)

3) И пусть не думают, что мертвые не слышат.// Когда о них потомки говорят. (Ю. Майоров)

4) Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле. (А.Т. Твардовский)

5) Самое страшное в мире – Это быть успокоенным. (М.Кульчицкий)

6)" Чтобы человечество было благоразумней". (Л.Н. Толстой)

        В качестве музыкального оформления интересен подбор музыки, предложенный современными учащимися, достаточно читающими, но уже по-своему интерпретирующими многие знакомые старшему поколению произведения (и литературные, и музыкальные):                               не только песни Розембаума "А может, не было войны",  Б. Окуджавы "Примета",   В. Егорова "Облака", но и  песню ДДТ «Разговор на войне», музыку Шуберта "Аве Мария"…

Конечно же, уже в ходе предварительной подготовки всем учащимся становится понятна цель предстоящего урока: они вместе с учителем будут пытаться «увидеть» по зиции некоторых писателей, писавших о войне и человеке на ней, будут пытаться определить нравственные истоки поведения героев их произведений; попытаются определить своё отношение к описанно му и войне вообще. В песне В. Егорова «Облака» есть слова: «Мимо слёз, улыбок мимо//Облака плывут над миром. //Войско их не поредело –//Облака, облака, облака... // И нету им предела». Почему же нет предела облакам? Почему их войско не поредело?

Ученики предполагают, что именно потому, что войны не прекращаются, а человек - и жертва (облака -люди, погибшие на войне, задающие вопрос "Зачем?"), и палач (по тому что силой его решения творятся злодеяния на Земле). Короленко писал, что "человек создан для сча стья, как птица для полёта. Для счастья — значит, для жизни, т.е. главным на уроке становится понимание, что НИКТО НЕ СОЗДАН ДЛЯ ВОЙНЫ. Эти слова и становятся основной темой урока.

        Война и мир – слова взаимоисключающие по определению. Однако к этому или другому умозаключению (создание индивидуальной гипотезы) дети приходят в ходе создания ассоциативного ряда слов, которые появляются в связи со словом "война", а рядом записывают слова, которые не уживаются с записанными словами и приходят к осознанию, что все слова можно объединить словом МИР. Например:

ВОЙНА

МИР

Кровь, ужас, смерть, сражение, испытание, страдание, разъединение, жестокость, бесчеловечность, расчет, неестественность, непонимание

Солнце, жизнь, радость, счастье, тепло, дом, семья, искренность, естественность, человечность, общность, людей, равнодушие

     Учитель, задавая противоречивые вопросы, создает ситуации, которые способствуют диалогу. Наример: зачем нам говорить о мире, и можем ли мы о нём не говорить, не рассуждая о войне? (Человек создан для счастья, жизни, любви. Это его естественное состояние. Но война оказалась "самым гадким делом в жизни человека" (Л.Н. Толстой), война стана "страшной необходимо стью"). - Для чего? - Пройдя испытание такое, человек либо остается Человеком, либо лишается этого "звания". А война, с точки зрения Толстого, ярче и глубже всего раскрывает душу человека.

Но значит ли это, что нет другого способа и другой возможности это проверить? Нет, конечно. Современность такова, что война почти что стала формой жизни для многих: война народов и политиков, война героев и посредственностей, сильных и слабых. Однако во всех ситуациях человек должен оставаться Человеком. А что значит быть Человеком? Вот об этом в первую очередь размышления.

И пусть не думают, что мёртвые не слышат. Когда о них потомки говорят. (Н. Майоров)

Литература, как и другие виды искусства, собирает, обобщает общенародный опыт, вносит его в сознание современников и следующих поколений, делает выводы из этого опыта.

Зачем? Вероятно, «чтобы человечество было благоразумней... "

И, обращаясь к прочитанным произведениям о войне, написанным в разные периоды (довоенная проза - 40-50-ые гг.; 60-70-ые гг. - проблема морального выбора; 80-90-ые гг. - ВОВ, Афганистан (Алексеевич "Цинковые мальчики"), Чечня (Соколов "Чеченский излом"), дети зна комили всех учащихся с кратким содержанием произведений, тематикой, проблематикой, образ ами):

  1. В. Быков "Сотников" (1970г.), "Альпийская баллада", "Карьер".
  2. Ю. Бондарев "Горячий снег" (1969г.).

3. В.Кондратьев "Сашка".

4. В. Некрасов "В окопах Сталинграда" (1946г.).

  1. Г.Бакланов "Пядь земли".
  2. Б..Васильев "А зори здесь тихие".
  1. А. Приставкин Ночевала тучка золотая" (1981г.).
  2. А.Воробьев "Убиты под Москвой".
  3. Горбатов "Непокоренные".

10. В. Закруткин "Матерь Человеческая".
И. С. Алексиевич "Цинковые мальчики".
12. Соколов "Чеченский излом" (читали все).

Используя выписанные при чтении произведений афоризмы, высказывания, дети формиро вали вопросы, на которые, возможно, искали ответы писатели: суть войны, цена победы (какой ценой завоевано счастье), жить или выжить, как остаться Человеком, мера вины и ответственности, кто виноват и др.). В результате обобщения и выбора остаются наиболее значимые вопросы: зачем война бывает? кому она нужна? цена войны? как остаться Человеком на войне?

Перед созданием проекта -плаката небольшая поэтическая пауза в виде чтения стихотворений о войне способствует созданию эмоционального настроя. Например: Ю. Левитанский "Ну что с того, что я там был...", А.Твардовский "Я знаю, никакой моей вины", Р. Рождественский "Реквием" (отрывок), А. Розембаум "А может, не было войны", стихотворение Ю. Майорова

И как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек.

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово "человек"!

Лихачев говорил: "Память активна. Она не оставляет человека равнодушным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени". Твардовский:

Куда ни взгляну, ни пойду я –

Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет полна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

После создания такого плаката остается сделать каждому личный вывод в виде миниатюры - письменного ответа на любой вопрос урока).

        На стендах - репродукции, иллюстрации, по-своему решающие этот парадокс исто рии: никто не создан для войны, хотя в истории человечества только 4 дня не было войны

Писатели, поэты, художники сделали свой выбор... Его делает каждый…                     Правильного всем выбора!

Ну что ж, мой друг, двух жизней нам не жить.

И есть восхода час и час захода.

Но выбор есть.

И дивная свобода

В том выборе, где голову сложить! - писал Левитанский, дополнив, что

"Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает по себе..." А М. Кульчицкий утверждал: "Самое странное в мире - быть успокоенным...", ведь, как сказал и другой писатель – Юлиус Фучик (1903-1943), «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается всё зло на земле!»

Подводя итоги такому сотрудничеству, учащиеся фиксируют в своем сознании, сердце мысль в виде выбранного афоризма, записанного или прозвучавшего на уроке, который соответствует их позиции. Если же такой не прозвучал, то у учащихся всегда имеется возможность высказать свою точку зрения. Мирного всем неба в благословении Божьем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Получение водорода и кислорода» (с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Получение водорода и кислорода»(с применением педтехнологии развития критического мышления).Цель: - Познакомить со способами получения, собирания и обнаружения водорода и кислорода....

« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

Описание опыта применения педтехнологий

В материале изложен опыт применения технологий...

классный час "Опять война. опять блокада"

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских...

Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...