Урок по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Маруева Анна Николаевна

Урок по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klad_solntsa_urok.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания.

 «Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы».

Цель: раскрытие замысла писателя в единстве человека и природы, вере писателя в человека как доброго и мудрого хозяина природы.

Задачи:

- развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять, обобщать, мотивировать свои суждения, делать выводы;

- развитие монологической речи учащихся;

- формирование навыков выразительного чтения;

- формирование исследовательских навыков;

- формирование гуманных качеств личности уч-ся;

- актуализация имеющихся знаний, умений и навыков в связи с изучаемым материалом;

- пробуждение познавательного интереса к изучаемому    материалу;

- помощь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы;

- воспитание любви к родной природе.

1. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие. Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

-Здравствуйте!- я вам сказала.

-Здравствуйте!- сказали вы.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

– Откройте свои тетради, подпишите дату сегодняшнего урока. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в атмосфере доброты и теплоты, а эпиграфом к нему станут слова К.Г. Паустовского: (на доске написать)

Если бы природа могла чувствовать благодарность к

человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и

воспел её красоту, то прежде всего эта

благодарность выпала бы на долю Пришвина.

К.Г. Паустовский

- Что такое эпиграф? Как вы понимаете значение этого слова? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем, он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - писал он. Общение с природой, по мнению Пришвина, помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

«Мозговая атака». Прием "Верно - неверно".

- Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь у нас на предыдущем уроке. Поиграем в игру "Верно - неверно", а играть мы будем в условиях физкультминутки. Встаньте, ребята, со своих мест: если верно высказывание, то вы поднимаете руки вверх, если нет-присаживаетесь вниз. Обоснуйте свой выбор.

Учитель читает верные и неверные утверждения по новой теме:

1.  Блудово болото начинается непроходимой зарослью ивы, ольхи и других кустарников;(верно)

2. Оба семечка двести лет назад легли в разные ямки и росли порознь;(нет)

3. У деревьев от ветра иногда выходило так, будто где-то горько плакал ребенок;(да)

4.Сухая речка кругом огибает Блудово болото; (нет)

5. Слепая елАнь, была местом безопасным. (нет)

6. Блудово болото со всеми запасами и есть Кладовая солнца. (да)

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

Прием "Ассоциации"

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова будет тема, учитывая, что это наш последний урок по данному произведению?

         Все жители, жившие вокруг этого места, смогли оценить бесценный дар природы-эту кладовУю солнца, в том числе Настя и Митраша.

- Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Нам предстоит ещё раз встретиться с героями этого прекрасного произведения, пережить самые волнительные моменты в их жизни и, может быть, даже чему-то научиться вместе с ними.

- Посмотрите, как я сформулировала тему сегодняшнего урока – «Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы». (убрать бумажки с доски)

Вы согласны, что наши формулировки звучат по-разному, но в целом, сводятся к одному и тому же?

-Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)

Цель нашего урока – раскрытие замысла писателя в единстве человека и природы, вере писателя в человека как доброго и мудрого хозяина природы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Чтобы глубже познать мир природы и увидеть, как связан он с человеком, мы вместе с Митрашей и Настей отправимся в лес.

- В каком месяце отправились ребята за клюквой? А почему вдруг весной?

- Увидеть апрельский лес нам поможет музыка П. И. Чайковского (включить композицию). Каким вы представили себе лес при прослушивании композиции?

- Вот в такой лес и пошли ребята. Вспомните историю, которая предшествует появлению детей в лесу (сосна и ель).

-Зачитаем (глава 4):

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

-Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель говорит о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.)

-Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)! Дайте определение этого понятия. Назовите примеры.

- Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).

-Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?

-Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажем это текстом. (глава 7)

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

-Что произошло потом? (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).Вспомним, как это произошло.(глава 7) Чтение ПО РОЛЯМ.

 Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал: — Нам надо по этой на север.

— Это не тропа! — ответила Настя

. — Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке.

— Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. — Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

— Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

- Кого в этом эпизоде вам напомнили Настя и Митраша? (сосну и ель, растущие вместе, но постоянно борющиеся между собой)

- Найдите доказательства тому, природа предвещает недоброе. (Плач сосны и ели; облако, которое как холодная синяя стрелка… « пересекло пополам» восходящее солнце; тревоги добавляет ветер, из- за которого сосна простонала, ель зарычала).

-Каким местом представляется Блудово болото? ( Тревожным, опасным, страшным. Сама природа как бы пугает не только человека, но и зверя).

- Как природа помогает понять настроение спорящих? Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

- Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

-А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

-Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

-Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?А кто рассказал Митраше о важности компаса? Что конкретно говорил отец Митраше?(глава 8 )

Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать — виднеется там, за поляной?» И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну... И трава белоус показывала направление обхода елани. Нет! Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань.

-А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный, НЕ ХВАТИЛО МУДРОСТИ МИТРАШЕ, К СОЖАЛЕНИЮ. НЕ ПРИСЛУШАЛСЯ К СЛОВАМ ОТЦА, К ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯМ САМОЙ ПРИРОДЫ, ВОТ И ПОСТРАДАЛ).

-А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?

Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

-Что вы знаете о клюкве? (Клюква-ягода очень полезная и целебная. Она растёт в болотах и сосновых лесах). Вы пробовали ее когда-нибудь? Сейчас я пущу ее по рядам в мисочке, и вы сможете ощутить ее вкус. (отдать миску с ягодами детям)

-А о каких ягодах ещё упоминается в произведении? Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.

1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)

2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)

3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)

4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)

5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)

-Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Настю охватывает жадность. Она забывает обо всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

- Кто же заставил Настю встать на ноги? (Змея, и пень, и лось. (глава 9)

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни... Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. .. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову... Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные ноги… Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она. 

-  Кто противопоставлен Насте? (Лось). Как называется такой прием? (Антитеза). -Почему лось не убегает от Насти? (Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека: у неё все повадки зверей, на которых он смотрит равнодушно, как на бездушные камни).

-Настя и пень. Что у них общего?(Оба они собирают: Настя клюкву, пень - тепло. Настя для себя, пень для других – отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце).

-Есть ли сходство между девочкой и змеёй? (Девочка, боясь, что кто-то оберет клюкву, ползает по земле, она сама как бы становится змеёй).

-Что же заставляет девочку опомниться?( Змея зашипела, Настя испугалась, вскочила. И тут только лось признал в ней человека.)

-Кто же помог Насте вспомнить, что она человек? (Природа).

-Итак, природа помогла человеку остаться достойным своего звания. Именно она помогает ей остаться человеком.

- А всё-таки, ребята, как вы думаете, Наст я- жадная девочка? Кому она отдала ягоду? (Больным детям)

-Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.

-Почему здесь вспоминаются слова Антипыча: «Ходите вы, ребята,….»(глава 8)?

-Почему Антипыч возникает на фоне природы? (Природа символизирует чистую душу. Антипыч- это обычный человек, добрый и мудрый, память, о котором осталась в людях, и это помогает живым, Антипыч – это все добрые и мудрые люди, а вернее – это народ, его мудрость, его душа.)

-Обратите внимание на речь Антипыча? (Говорил пословицами и поговорками, загадками. Он много знал, к нему приходили за советом. Он хранитель правды.)

- -Почему после того как Митраша выбрался из болота, автор говорит о нём «как настоящий большой человек», а раньше всё маленький человек? (Он стал большим человеком, потому что теперь многое понял, испытал, сумел понять природу и воспользовался этим знанием, чтобы спастись).

5. Реализация построенного проекта

Дискуссия.

-Так о какой же правде говорил Антипыч? Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке? В чём эта правда?

-Найдите в тексте и зачитайте размышление автора о загадочных словах Антипыча: в чём его большая человеческая правда? (конец 11 главы). 

-Что же значит «овладеть» правдой Антипыча? (Это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.)

-В словах Антипыча великая мудрость. Природа –добра и щедра, но нужно её знать и изучать. Один и тот же поступок может быть совершён по разным причинам.

6. Первичное закрепление.

-На листках у вас лежат карточки с заданиями. Давайте еще раз вспомним содержание сказки-были и попробуем их самостоятельно выполнить.

  1. Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой? (хлеб)
  2. За какой ягодой пошли дети?(Клюква)
  3. Как называется место, где росла ягода? ( болото)
  4. Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды.

(ладило)

  1. Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте? (Ворон)
  2. Самое большое животное в произведении.(Лось)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ответы выводятся на экран проектора.

Ребята, кто выполнил задание без ошибок? У кого есть одна ошибка? Две? Хорошие ценки я выставлю в журнал.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Какие выводы мы можем с вами сделать, проанализировав сегодняшний урок?

1)Соединяя реальную жизнь людей и изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

2)"Правда жизни" Антипыча заключается в любви к человеку, к природе.

3) Самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. 

4) Писатель верит в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

-Возьмите на ваших столах смайлик, который отображает ваше состояние на конец урока. Поднимите их, и покажите мне их.

Если больше улыбок:

«Замечательно! Урок прошел продуктивно. Меня радует, что вы разобрались в теме сегодняшнего урока»

Если больше ?:

«А у кого остались вопросы-это неплохо, ведь именно вопросы помогают нам двигаться дальше, образовательный процесс у нас не закончился и в любой жизненной ситуации мы получаем образование».

И в завершении нашего урока обратимся ещё раз к нашему эпиграфу: 

Если бы природа могла чувствовать благодарность к

человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и

воспел её красоту, то прежде всего эта

благодарность выпала бы на долю Пришвина.

К.Г. Паустовский

- Согласны ли вы, что К.Г. Паустовский прав по отношению к творчеству М. Пришвина?

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем (в распечатках):
1.  Почему автор назвал сказку- быль «Кладовая солнца»?

2. Природа в изображении М. Пришвина.

3. Как связаны между собой судьба героев и природа?

Оценивание:

Оценки за урок мне бы хотелось поставить…..

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"

Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок

Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...