РОЛЬ СИМВОЛИКИ ЦВЕТА В НОВЕЛЛАХ Э.А. ПО «ТЕНЬ» И «ЭЛЕОНОРА»
статья по литературе

Пигалицина Анастасия Андреевна

Творчество Э.А.По (1809–1849) представляет большой интерес для читателей и исследователей. Важным качеством его произведений является насыщенность символикой, исследованию которой посвящено множество работ. В произведениях Э.А.По, среди элементов, содержащих в себе определённые оттенки смысла, велика роль цветообозначений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_simvolika_tsveta.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СИМВОЛИКИ ЦВЕТА В НОВЕЛЛАХ Э.А. ПО «ТЕНЬ» И «ЭЛЕОНОРА»

А.А. Пигалицина

Творчество Э.А.По (1809–1849) представляет большой интерес для читателей и исследователей. Важным качеством его произведений является насыщенность символикой, исследованию которой посвящено множество работ. В произведениях Э.А.По, среди элементов, содержащих в себе определённые оттенки смысла, велика роль цветообозначений. Цвет – явление разноплановое и вызывает множество споров. Его значимость во все времена очень велика. Изучению цвета посвящены работы представителей различных наук (физики, лингвистики, психологии, социологии и др.). Большой вклад в исследование теории цвета внесли И.Ньютон (1643-1727) и И.В.Гёте (1749-1832). Однако их подходы к рассмотрению цвета различны. И.Ньютон рассматривал цвет с естественнонаучной точки зрения, а И.В.Гёте описывал особенности восприятия цвета человеком и чувства, которые вызывает определённый цвет. С появлением работы И.В.Гёте учёные связывают возникновение психологии цвета [1]. Большой интерес вызывает проблема символики цвета, её исследование на материале произведения литературы позволяет более точно определить замысел автора. М.М.Касперавичюс, объясняя различие понятий символ и аллегория, говорит о том, что аллегория расшифровывается только в одном значении, а символ всегда многозначен и может расшифровываться по-разному, это утверждение справедливо и для символики цвета [2].

В древности цвету приписывали мистические свойства, каждому явлению природы был свойственен свой цвет. Сначала он воспринимался как нечто божественное, затем стал атрибутом Бога, его знаком. Значение цвета во многом зависело от оттенка: сложные зачастую имели более глубокую символику. В эпоху Ренессанса цвет всё чаще символизирует чувства и мысли человека. Важно, что один и тот же цвет мог иметь совершенно противоположные значения. Данные противоречия А.Чернова объясняет наличием двух символических лексиконов – мирского и священного [4]. Со временем отношение к цвету становится более бытовым. Однако не вызывает сомнения его влияние на чувства человека.

В произведениях литературы роль цвета особенно важна, он несёт в себе различные смыслы, раскрывает подтекст, помогает автору передать определённое настроение, создаёт 120 атмосферу. Каждое цветообозначение в произведениях Э.А.По содержит определённую смысловую нагрузку. Автор использует различные цветовые оттенки для создания атмосферы своих произведений. За определёнными явлениями зачастую закрепляется свой цвет, который может меняться в зависимости от содержания произведения или от пространства, в котором данное явление изображается.

Важную роль играет цвет при создании образа Чумы в новелле Э.А.По «Тень». Крыла Чумы обозначены в тексте чёрным цветом. Символическое значение чёрного – смерть, хаос, бедствия, страдание. В данном случае чёрный цвет очень точно характеризует основные настроения, связанные с мировым бедствием. Также в данной новелле большое значение имеет красный цвет. Кольцо «ужасного» Сатурна, с которым связаны знамения грядущих трагедий имеет багряный цвет и символизирует могущество, огонь, гнев, силу, кровь. Герой говорит о красном вине, которое они пили, хотя «багряное», как он отмечает, «вино и напоминало им кровь» [3, с. 239]. Эта ассоциация возникала у героев в связи с тем, что рядом с ними находился ещё один человек, но он уже не был живым. Пространство залы, в которой происходит действие, окончательно замыкается чёрными завесами на окнах, которые герой называет «Завесами покоя». Чёрный цвет здесь символизирует мрак, траур и, в некотором роде, защиту. Но защита эта условна, она лишь помогает не обращать внимания на пространство снаружи, которое приводит героев к мыслям о неминуемой смерти.

Использование цвета в новелле «Элеонора» является ярким примером выражения чувств. Трижды предстаёт перед читателем Долина Многоцветных Трав, и каждый раз она отражает чувства героев. В начале новеллы – идиллия: всё пространство возле реки было покрыто «мягкой зелёной травой, густой, короткой, удивительно ровной, издававшей запах ванили, по которой рассыпаны были желтые лютики, белые маргаритки, лиловые фиалки и рубиново-красные асфодели» [3, с. 365]. В данном случае зелёный цвет символизирует юность и цветение; белый – невинность и чистоту; жёлтый – радость и божественность; лиловый – любовь; рубиново-красный – притягательность и могущество потустороннего мира. Такое значение исходит из того, что асфодели – цветы царства мёртвых. В данном случае большую смысловую нагрузку имеет цвет, так как асфоделям свойственна белая окраска, но автор изображает их рубиново-красными. Далее через образ Долины показана высшая точка чувств, своеобразная кульминация, связанная с любовью героев: «Зелень изумрудных ковров стала глубже; а когда, одна за другой, белые маргаритки увяли, вместо них засверкали десятки рубиново-красных асфоделей» [3, с. 366]. Таким образом, невинность, присущая героям в начале новеллы, пропадает вместе с белыми маргаритками. Появляясь в третий раз, Долина олицетворяет траур и скорбь, связанные со смертью героини: «Зеленые ковры поблекли, и одна за другой увяли рубиново-красные асфодели, а на их месте раскрыли свои глаза десятки черных фиалок» [3, с. 368] . Фиалки из лиловых превращаются в чёрные. Чёрный в данном случае является символом траура и смерти. В произведении ярко прослеживаются антиномии: свет – тьма, чёрное – белое, Долина Многоцветных Трав – чужой мир, жизнь – смерть, сон – явь, правда – ложь. Это деление создаётся автором преимущественно при помощи цвета.

Чтобы подчеркнуть трагичность, ужас и страх, Э.А.По использует чёрный и красный цвета с их оттенками, которые несут в себе отдельные смыслы. С помощью цвета автор обозначает противопоставления света и тени, жизни и смерти, радости и грусти. Исходя из вышесказанного, можно говорить о смыслообразующей роли цвета в произведениях Э.А.По.

Литература

 1. Гете И.В. Трактат о цвете // Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. – М.: Издательство АН СССР, 1957. – 555 с.

2. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. – Л.: Знание, 1990. – 32 с. 121

3. По Э.А. Падение дома Ашеров: Роман, рассказы / Пер. с англ. З.Александровой, К.Бальмонта, М.Беккер и др. – СПб.: Азбука, 2012. – 640с.

4. Чернова А. Все краски мира, кроме жёлтой. – М.: Искусство, 1987. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...

Символика цвета во фразеологических оборотах английского языка

Это дополнительный материал для учащихся старших классов. Школьники познакомятся с основными фразеологическими оборотами, имеющими сему "цвет". Данные фразеологические обороты будут хорошими помошника...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)Цели: 1. П...

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».

Народная культура и ДПИ России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного...

Дополнительная презентация "Символика цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация к элективному курсу "основы фитодизайна", 9 класс...

Символика цвета

Работа к НОУ "Символика цвета" заняла 2 место в школьных чтениях....