Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Народная культура и ДПИ России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного искусства дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления личности.
Вникая в образный язык произведений ДПИ, учащиеся на уроке осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 218.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему
«Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».
Цель:
- формировать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
Задачи:
- продолжить знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой;
- формировать понимание связи между представлениями людей об устройстве мира и образным строем орнамента;
- познакомить с символическим значением предмета народного быта – полотенца;
- развивать умение составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта, творчески применяя знания народной символики для создания орнамента;
- воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре;
- воспитывать активность, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование:
- для учащихся - эскизы полотенец, цветные карандаши, фломастеры;
- для учителя – карточки-задания для групповой работы, табличка с понятием «декоративно-прикладное искусство» (на доске).
Зрительный ряд:
- вышитые полотенца,
- выставка-композиция из предметов декоративно-прикладного искусства,
- таблица с изображением знаков-символов,
- таблица «Символика цвета»,
- иллюстрации с изображением вышитых природных орнаментов («Берегиня», «Древо жизни», «Птицы», «Конь»).
Музыкальный ряд:
- аудиозапись «Народные мелодии».
Ход урока
I Организационный этап
1. Проверка готовности к уроку.
2. Приветствие.
3. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.
II Введение
- С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.
Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
III Повторение
- – Кто может объяснить значение этого понятия?
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.
- Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?
ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.
2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.
- Люди верили, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.
(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).
ЗНАКИ СОЛНЦА | ЗНАКИ ЗЕМЛИ | ЗНАКИ ВОДЫ |
| |
Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.
Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.
(каждая группа совещается и комментирует изображение)
3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.
Солнце, жизнь | |
Трава, деревья | |
Праздник | |
Надежда | |
Огонь | |
Земля |
Задание: соотнести цвет с его символическим значением.
- Почему для изображения «солнца», «жизни» был выбран красный цвет? (красный – красивый, самое дорогое и главное изображалось этим цветом).
- Люди изображали в орнаментах и узорах то, что было для них важно. Почему среди этих важных вещей есть такой символ, как огонь?
- Используя голубой цвет, люди выражали надежду, мечту. А как на ваш взгляд, о чем могли мечтать наши предки, жившие 100-200 лет назад.
IV Изучение нового материала
- В украшении предметов быта использовались и другие природные мотивы: берегиня, дерево жизни, изображения птиц и коней.
- Какой смысл стоит за каждым из этих символов нам расскажут ребята.
- Сообщения учеников
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.
Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну - красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.
2. Микроитог: Берегиня – символ плодородия земли, богатого урожая;
Чудо-дерево – символ вечной жизни;
Птицы – символ счастья;
Конь – символ солнца.
- Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.
3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека
- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.
У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.
- Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.
V Физминутка
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой «домиком», топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).
VI Объяснение задания
- Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).
VII Практическая работа
(звучат народные мелодии)
VIII Выставка и анализ работ
IX Итог урока
- На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.
- Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!
- Почему основной цвет, используемый в народных орнаментах и узорах, да и в ваших работах - это красный? (цвет жизни)
- Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.
- Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)
- А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).
- Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-78963-1354537385.png)
Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"
Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".
Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО. Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-539681-1418056594.jpg)
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900601-1488447683.jpg)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-364849-1525593557.jpg)
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...