ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ТОЛСТОГО
статья по литературе (10 класс)

          ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ТОЛСТОГО

   Прежде чем анализировать педагогическую деятельность Толстого, необходимо обратиться к его пониманию детства как важнейшего периода жизни, рассмотреть отношение Льва Николаевича к воспитанию ребенка и определить смыслы, вкладывемые писателем в само понятие воспитания.

       Толстой считал, что каждый возраст, каждый жизненный этап представляет собой особую прелесть и открывает человеку мир с новой, прежде неизвестной стороны. Писатель видел поэзию в любом возрасте, но ребенок, в отличие от взрослого, как считал Толстой, «стоит ближе к идеалу гармонии правды, красоты и добра». Эта мысль красной нитью проходит через первую повесть писателя, воплощаясь в образе Николеньки Артеньева, а затем и в многочисленных детских образах последующих произведений- это и Анютка из «Власти тьмы», и Сережа из «Анны Карениной», и юная Наташа из «Войны и мира».

     Лев Николаевич утверждал, что ребенка нельзя ни учить, ни воспитывать, потому как дитя совершенно по своей природе, а всяческое воспитание есть лишь стремление одного человека сделать другого таким же, каким является он сам. Соответственно, от взрослого ребенку необходим лишь материал, чтобы развиваться гармонически и всесторонне. Великое заблуждение человека Толстой видел в том, что взрослый хочет воспитывать детей, не воспитывая при этом самого себя.

     Рассуждения писателя о природе ребенка и взрослого не раз подвергались критике и нападкам. Каптерев, к примеру, категорически не признавал совершенства детской природы, считая, что Толстой рассуждает как художник, на примере лишь нескольких гармонично развитых детей.

     Мы уже упомянули, что Толстой главную задачу взрослого видел в передаче ребенку знаний, необходимых тому для всестороннего развития. Но мог ли он, знаток человеческой души, каждого ее укромного уголка, всецело ратовать за механическую передачу знаний и не изменить в последующем своего мнения? Конечно, нет, и в этом мы убедимся, обратившись к его педагогической деятельности.

    Начало педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого принято относить к 1849 году, когда писатель впервые обратился к занятиям с крестьянскими детьми Ясной Поляны. С тех самых пор, по словам самого писателя, школа была всей его жизнью. Более активную педагогическую работу Толстой стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. Таким образом, внимание и любовь к русскому народу, проявляемые Толстым с самых юных лет, «вылилась» в создание школы для детей крестьян. Учредив Яснополянскую школу, Лев Николаевич отверг широко бытовавший тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования. Толстой исходил из того, что потребность образования лежит в каждом человеке, и народ любит и ищет образования, как воздуха для дыхания, тем более нуждается в образовании ребенок. С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей...И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе.» Здесь каждое слово писателя дышит огромной любовью к родному народу, искренним желанием помочь и сделать тяжелую жизнь крестьянства светлее.

     Яснополянская школа была своеобразной лабораторией, одинаково важной и для учеников, и для учителя. На протяжении многих лет идеи Толстого-педагога претерпевали изменения под влиянием живого непосредственного общения с детьми. В своих первых статьях по вопросам воспитания писатель резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Фундаментом яснополянской школы являлось уважение личности ребенка, и лишь затем- развитие его активности, самостоятельности и всех способностей.

    В школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее регулярно и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора возвращаться домой. В школе царила благожелательная к детям, творческая обстановка. Учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.

       Некоторые исследователи считали, что любовь Толстого к народу делала его чуть ли не слепым и заставляла идеализировать крестьянских детей. Так, подобное мнение возникает у Михайловского по поводу статьи Льва Николаевича «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?», где Толстой, описывая опыты крестьянских детей по сочинению художественных текстов, остается пораженным мощью и чистотой творческого гения народа. Михайловский, несмотря на некоторые колкие выражения в адрес идей Толстого, дает необыкновенно точное и образное определение педагогической деятельности Льва Николаевича: «Состояние его духа, как оно сквозит во всех его статьях, напоминает человека, который несет какой-нибудь очень дорогой, тяжелый и ломкий сосуд и тревожно и зорко осматривается, как бы ему не оступиться». Действительно, больше всего Толстой боялся оступиться, ошибиться, навредить расцветающему таланту. И сколько бы столетий не прошло, опасения Толстого должны быть одним из главных принципов любого учителя- рассмотреть, не оступиться, не загубить способного дитя.

     Начало 1900-х годов можно назвать новым в педагогических размышлениях Толстого. Если вначале писатель выступал против любого воспитания, как инструмента угнетения ребенка и разрушения его природного совершенства и склонялся лишь к простой передаче знаний, то для этого этапа характерно переосмысление былых утверждений. Так, в письме «О воспитании» (1909) Толстой признается: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся противоречия и неясности... Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».Таким образом, Толстой в противоположность своим прежним взглядам выдвигает иное положение- принцип воспитывающего обучения, то есть признает, что невозможно образовывать дитя, не воспитывая его, а воспитание, так сказать, без сердца и души, в свою очередь, невозможно.

    Прав или неправ  классик- судить не нам. Единственной отправной точкой во всех размышлениях и деяниях писателя в отношении воспитания была чуткая детская душа, формируемая под влиянием взрослых. Толстой понимал, что именно в детстве в нас закладывается что- то основополагающее, главное, что определяет нашу последующую жизнь. И нет человека, который бы не вспоминал с трепетом своих детских лет, читая толстовские строки: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений».      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"

Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Некоторые педагогические взгляды Д.И.Менделеева и образование в условиях современной России

О.А.Трегуб, И.Б.ЯкутинаНекоторые педагогические взгляды Д.И.Менделеева и образование в условиях современной России Образование – это та область человеческой деятельности, которая касается практич...

Идеал образованности и педагогические взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина

Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть главная цель образования. Этот идеал определяется социальными потребностями.Русская литература, начиная с 18 века занималас...

Педагогические взгляды Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо, Ф.Фребеля (краткий экскурс)

Педагогические взгляды многих зарубежных педагогов напрямую зависели от той эпохи, в которой они выросли и жили, в которой воспитывались поколения их родителей. Однако, заслуга великих педагогов своег...

Педагогические взгляды В.О. Ключевского

Описание педагогических идей В.О.Ключевского...

Методический доклад "Московская фортепианная школа: ее выдающиеся представители, их педагогические взгляды, принципы, методы работы"

       В области музыкальной педагогики особенно важно внимание к академическим традициям, воспитание подрастающего поколения на лучших примерах отечественной педагогики иск...

Педагогический взгляд в будущее

Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек. Педагог - особый способ мировосприятия. Педагог - особое состояние души. Педагог - особый стиль жизни, в котором всё напр...