«Расширяем читательский кругозор»
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс)

В связи с тем что в программе по литературе В.Я Коровиной произведения на революционную тему и тему Великой Отечественной войны практически не представлены, в планирование кружка включены произведения на эти темы. Кроме этого, предлагаются разные писательские видения одной и той же исторической эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5-6_kl.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕН методическим советом                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»                                                          Директор школы                    г.о. Саранск Республики Мордовия                                                                               _______ С.В.Баранов

Общекультурное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности

по литературе

для учащихся 5- 6 классов

«Расширяем читательский кругозор»

2019-2020 учебный год

Автор -  

учитель русского языка и литературы

Мишкина Ирина Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Расширяем читательский кругозор» предполагает углубленное изучение литературы.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции.

В результате учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 6 класса, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы.

В связи с тем что в программе В.Я. Коровиной как революционная тема, так и тема Великой Отечественной войны изъяты из круга чтения шестиклассников, в планировании элективного курса широко представлены произведения на эти темы. Кроме этого, предлагаются разные писательские видения одной и той же исторической эпохи.

В результате учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.

Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

Основные цели: 

  1. Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
  2. Помочь определиться в выборе профиля.
  3. Ориентировать учащихся на гуманитарный профиль в области «Филология».

Основные задачи:

  1. Воспитывать любовь к активному чтению.
  2. Учить школьников размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
  3. Формировать гармонически развитую личность.
  4. Совершенствовать умения и навыки работы по анализу художественного текста.

Место кружка в учебном плане

0,5  часа в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 17 часов в год)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

В результате освоения программы внеурочной деятельности по литературе формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

-  использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- понимать текст и создавать его читательскую интерпретацию;

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— ставить к тексту вопросы разной направленности;

— семантизировать незнакомое слово;

— пересказывать текст подробно, сжато, творчески

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

—  извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

— осуществлять анализ и синтез;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

 

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

— адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

—  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— задавать вопросы;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Личностные УУД:

 – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Тема и содержание занятия

Кол-во  часов

1

Литература Древней Руси. Первая русская книга. Летописи как «пролог» русской литературы и их творцы. «Повесть временных лет».

1

2

Первая русская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Пронзительная достоверность картин «разорения».

1

3

Впервые читаем И. Бабеля. Гражданская война на страницах новеллы И. Бабеля «Эскадронный Трунов» - «Конармия». Мастерство новеллы и её герой. Хроникальная достоверность бабелевского повествования, его напряженность и динамика, резкость и суровая будничность подробностей войны.

2

4

Первая встреча с Михаилом Шолоховым. «Нахаленок». Лиризм и юмор рассказа; влюбленность писателя в маленького героя. Незаметный переход авторского повествования в речь героя как своеобразие стилистики рассказа М.Шолохова.

1

5

Мальчишки первых лет революции: задорная повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Реальность Швамбрании и призрачность окружающего мира с голодом, тифом как контрасты художественного мира повести. Выдумщики Л.Кассиля – Томы Сойеры революционных лет.

2

6

Трагическая тема детства в новой России (30-ые годы 20 века). Борис Пильняк. «Христианское рождество».

1

7

Лик войны в русской литературе. Слово горечи и веры. В.Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев, его друзья и автор в повести. Человечность и психологизм повести. Бесстрашие и мудрость как постоянная «катаевская» тема. Теплота и сердечность художественного мира повести, противостоящие жестокости войны.

3

8

Ради жизни на земле.

Ю. Яковлев. «Друг капитана Гостелло», «Где стояла батарея». Опыт сопоставления.

2

9

Блокадное детство в стихах Юрия Воронова. «Память», «Бомбёжка», «Младшему брату», «Трое». «Дневник» как форма стихотворений Ю. Воронова, их выстраданность, немногословность. Сюжетность и многообразие жанровых форм: мгновенная зарисовка, сценка, эпизод.

1

10

Уроки достоинства в рассказах В. Распутина и В.Конецкого («Уроки французского», «Петька, Джек и мальчишки»). Опыт сопоставления. Суровая правда военных лет в рассказах. Сдержанное повествование «Уроков французского» с их напряженной событийностью и поэзия среднеазиатской природы, причуды Джека и страдания Петьки в лаконичных картинах-сценках В.Конецкого. Четвероногий друг Петьки Джек как «виновник» примирения мальчишек и гуманной, светлой интонации рассказа.

2

11

Итоговое занятие.

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Советский рассказ 20-30-х годов. – М., 2016.
  2. Конецкий В. Повести и рассказы. – М., 2017
  3. Добрый мир: хрестоматия для внеклассного чтения. Составитель – И.Я. Кленицкая. – М., 2015.
  4. «В плавание к далеким берегам»: хрестоматия. Автор - составитель – Н.П. Михальская. – М., 2015.
  5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. – М., 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как расширить словарный запас по английскому языку"

Данная статья содержит совет для родителей по обогащению словарного запаса учащихся по англ.яз....

Как расширить представления учащихся об обобщённо-личных предложениях

Методическая разработка к уроку русского языка...

Деловая игра «Ателье мод расширяется».

Раздел профессионального определения.Можно проводить как в 5-8 классах так и обьединенно....

Расширять круг чтения. Дать понятие бытовая сказка.

Приобщение книги, поощрение свободного чтения. Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей, показать краосту родного языка, научиться сопереживать героям книги, стимул...

Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...