"Детство, искалеченное войной" (материал к уроку внеклассного чтения)
статья по литературе (10, 11 класс)

Росоветская Марина Владимировна

Статья будет интересна тем, для кого патриотическое воспитание на уроках литературы  приоритетное направление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo_iskalechennoe_voynoy.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство, искалеченное войной…

(для внеклассного чтения  повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»)

Читают ли сейчас серьёзные книги подростки? Слишком велика конкуренция с компьютером и телевидением. Именно поэтому так значима книга, о которой пойдёт речь.

Повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», опубликованная в 1987 году, на первый взгляд, по жанру – повесть о детстве, ведь в основу сюжета легли детские воспоминания самого автора. Однако трудно припомнить столь трагическую книгу в этом жанре. В советский период было написано не мало произведений о детях, переживших войну. Это и В.Катаев «Сын полка», и Богомолов «Иван», и Ч.Айтматов «Солдатёнок». Писатели рассказывали о детях, участвующих в боевых действиях, о сиротах, оставшихся без крова, о маленьких узниках концлагерей, но так как тему военного детства раскрыл Приставкин, не писал никто.

Писатель, опираясь на факты биографии, намеренно расширяет тематические границы, чтобы высказать своё, выстраданное, наболевшее. На страницах повести не найти боевых сражений и артобстрелов, атак и бомбёжек, но война, которая сделала двух маленьких братьев сиротами, лишила дома, еды и всего того, что мы называем счастливым детством, незримо присутствует.  Огромное всеобщее бедствие, принёсшее и без того столько страданий, усугублялось ещё сталинской расправой над провинившимся в чём-то перед режимом народом – и осиротевшие дети оказались тут как бы между жерновами. Потому что зло родит ответное зло и преследуемые люди начинают мстить.

Читать прозу Приставкина нелегко и закалённому человеку. Проблемы, поднимаемые писателем, совсем не детские: нравственность, тоталитаризм, интернационализм – они и сейчас не утратили своей актуальности.

Одной из особенностей повести является то, что всё происходящее в ней дано сквозь призму детского восприятия, детского сознания. Отсюда и сюжетное строение, основанное на разгадывании тайны, на попытке проникнуть в то, что стоит за репликами и недомолвками взрослых.

Писатель приводит своего читателя к неутешительным выводам:

- хаос и неустройство этого мира имеют причины в социальных ошибках взрослых, а не только в самой по себе грозной и разрушительной силе войны;

- резко обострившееся ощущение нерасторжимости ребёнка со взрослым миром, которое проявляется на каждом шагу;

- современное по духу осознание переплетённости, взаимозависимости детства и взрослой жизни, чувство, более острое, чем мы представляли раньше;

- трагедия этой взаимосвязи в том, что детство не ошибается, оно ни в чём не виновато. Все его ошибки и вывихи вызваны и созданы миром взрослых.

И всё - таки повесть Приставкина – светлая повесть. За смертью одного из главных героев, естественными и реалистичным финалом, возникает литературно – романтический финал. Именем брата Колька называет Алхузура в бреду, но тот охотно соглашается стать Сашкой, потому что в детстве не бывает национализма. Дети не спрашивают друг друга, кто какой национальности. Там ценятся человеческие качества.

Дети утверждают, что они братья, и перед этой уверенностью вынуждены спасовать взрослые.

Книга Анатолия Приставкина одновременно жестокая, пробуждающая у читателя душевную боль, и книга добрая, призывающая нас к пониманию и братству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Урок внеклассного чтения. Тема детства и взросления в современной литературе.

Литература не успевает за стремительными изменениями жизни, «устарели» произведения В. Драгунского, Е. Носова, А. Алексина, А. Лиханова и др.Пытаются «выжить» произведения В. Крапивина (фантастическое...

Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»

Цель:  знакомство  обучающихся с новым писательским именем,  текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны

Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы  хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...

Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")

Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")...