Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике Балде"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Светлана Непомнящая

Технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Чтение

Класс

8 А

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Цель урока

Цель: продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина

Задачи урока

Задачи

Образовательные:

-формировать навык осознанного чтения стихотворного текста через работу с текстом «Сказки о попе и работнике его Балде»;

-развивать умение анализировать художественное произведение;

-формировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся, через организацию работы с различными источниками информации.

Коррекционно-развивающие:

-развивать и корригировать мышление учащихся через работу с деформированным предложением, проблемными вопросами;

-развивать мультисенсорное восприятие, слуховое и зрительное внимание посредством использования мультимедийной презентации, через работу над выборочным чтением.

Воспитательные:

-формировать основы нравственности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Тип урока

Урок применения знаний и умений.

Формируемые  БУД

Личностные: 

  • составлять личное мнение о литературно произведении
  • выражать его на доступном языке
  • формировать интерес к учению

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя
  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме
  • фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • включаться в диалог с учителем
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

 Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа

Оборудование

Ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал

Демонстрационный материал

Презентация, подготовленная учителем

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД

 Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Вот звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя

Личностные :

формируют мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

 Речевая разминка

- В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

- Где происходит действие в скороговорке?

- В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре?

На базаре

В "Сказке о попе и работнике его Балде"

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;

Познавательные:

извлекают необходимую информацию.

 Определение темы и цели урока

 

Постановка проблемы

- Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

- Правильно. Сегодня мы продолжим работу над замечательной сказкой А.С. Пушкина.

- Определите цель урока.

(Продолжить знакомство  со сказкой  А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»).

К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе…)

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какая идея заключена в эпиграфе?

- В конце нашего урока, оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка.

Формулируют тему и цель урока

Личностные:

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные:

определяют тему и формулируют  цель деятельности с помощью учителя, понимают  и принимают учебную задачу.

 Изучение нового материала.

 Словарная работа.

Работа с учебником

Физминутка

- Дома вы прочитали сказку и конечно же заметили, что в ней много незнакомых слов, которые вам надо было выписать в тетрадь. Прочитайте их.

- Хорошо, молодцы.

-Прежде чем мы начнем работать с произведением дальше, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые вам встретились.

  • Оброк – денежный или натуральный сбор.
  • Супостат – противник, враг
  • Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки.
  • Полба - разность пшеницы, каша из нее.
  • Розь – разные, различные
  • Подворье – дом с хозяйственными постройками
  • Взыскаться-искать, хотеть чего-либо.
  • Авось-может быть; здесь: случай. везение.
  • Накладно-дорого.
  • Попадья-жена попа
  • Поповна-дочь попа
  • Попёнок-маленький сын попа.
  • Бес-чёрт, нечистая сила.
  • Мета-отметина, цель
  • Череда-очередь
  • Щелка-щелчка

- Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста.

- Откройте учебник на странице  47-ой, мы с вами почитаем текст по цепочке, дома вы должны были разбить текст по восемь строк.

Начинает первая парта первого ряда. Читаем по восемь строк. 

– Внимательно слушайте и следите за чтением текста.

 (Дети читают «сказку о попе и работнике его Балде»).

- А теперь давайте немного с вами отдохнём.

Тихо, все ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их  в стороны,

Посмотрели, ровно ли?

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо, все садись!

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

1, 2, 3, 4, 5

Открываем, поморгаем

И работу начинаем.

Читают незнакомые слова

Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов

Чтение детьми по цепочке

Дети повторяют движения за учителем

Регулятивные : планируют свои действия и следуют установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные : формулируют собственное мнение, задают вопросы, договариваются и находят общее решение, оформляют свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные : используют знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечают на вопросы учителя, наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.

Личностные:

формирование навыков здорового образа жизни.

Регулятивные:  

осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь  на показ движений учителем.

 Анализ текста

 

Работа со словарём

 Работа в группах

- Ещё раз назовите жанр этого произведения.

- Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы)

- У одного героя есть интересное имя, не Емеля, не Иван-дурак, как в народных сказках, а Балда.

- Как вы понимаете слово «балда»?

- Оно имеет два значения:

1) прост. "бестолковый, глупый человек";

2) спец. "тяжелый кузнечный молот".

- У Пушкина Балда - личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.

- С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника)

- Какого работника ищет поп? Прочитайте («Не слишком дорогого »)

- Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.)

- На каких условиях Балда согласился работать? (за проживание, пищу и 3 щелка?

- Поп сразу согласился? Прочитайте («Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»)

- Чего поп боится? Расплаты

- Что заставляет попа согласиться на эти условия?

- Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось »

Обратимся к словарю.

В словаре В. И. Даля слово "авось" уже называется частицей и дается лексическое значение "может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды". Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями:

Авось Бог поможет.

На авось мужик и хлеб сеет.

 - А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вспомним как надо работать в группе.

Кратко охарактеризуйте какими качествами обладали герои сказки: Балда, поп и бесёнок.

Балда – весёлый, умный, трудолюбивый, уверенный, смелый, верен своему слову.

Поп-  трусливый, жадный

Бесёнок - жалкий, глупый, наивный

Отвечают на вопросы

С помощью имя персонажа автор уже создаёт образ

Работают сообща, слушают, не перебивают друг друга

Работа с карточками

Личностные:

высказывают  свое отношение к поступкам героев.

Регулятивные: 

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: 

отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные : формирование собственного мнение, задают вопросы, договариваются и находять общее решение.

 

Ответ на основной вопрос урока

- Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа)

- Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень)

- Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

- Какой хотел дать урок автор?

 (Сказка учит не жить за чужой счет, а учит быть трудолюбивым, щедрым.)

- Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).

Регулятивные: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

Итог урока

Оценки

Домашнее задание

 Рефлексия

- С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

-О чём эта сказка?

- Заполните, пожалуйста, листки самооценки.

- Краткая характеристика действующих лиц сказки на выбор

.(Балда, поп, бесёнок)

 

- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас на парте лежит золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились отдайте монету Балде. Если нет – попу.

- На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу.

-С творчеством А.С. Пушкина

-«Сказка о попе и работнике его Балде»

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности БУД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Урок по теме «Золотые руки работника» является третьим уроком  из изучаемого в 7 классе  раздела «Человек и экономика», и  является связующим звеном между изучаемой в 6 классе...

Технологическая карта урока "Золотые руки работника" обществознание 7 класс

Технологическая карта урока "Золотые руки работника" обществознание 7 класс...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...

Технологическая карта урока английского языка на тему "Основные понятия специальности "Социальный работник"

Разработка была представлена на Межрегиональный конкурс методических разработок УРФО «МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА-2024»...