Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"
статья по литературе (9 класс)

Рассмотреть направление сентиментализма в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Выявить признаки сентиментализма в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentimentalizm.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века. Название произошло от французского слова «sentiment» - чувство. Отсюда можно выявить основную особенность этого литературного направления – упор на чувства читателей, интерес к ним и стремление никого не оставить равнодушным. Русский сентиментализм складывается с 60-х годов XVIII века. В России в это время популярностью пользовалась Западноевропейская литература, особенно произведения Руссо, Лессинга, Дидро, Ричардсона, Гёте. Это была эпоха усердного чтения, кроме того, происходит феминизация литературы, т.е. впервые в истории русской литературы, главным героем произведения становится женщина.

 Основными жанрами сентиментализма являются:

  • сентиментальная повесть;
  • путешествия;
  • идиллия или пастораль;
  • письма личного характера.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, Лиза не выдерживает этого и погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства. В начале романа Лизы и Эраста кругом весна, луга, покрытые цветущими ландышами, с которыми Лиза приходит в Москву. Лиза мечтает о любви, любуясь природой и сожалея, что Эраст не рожден простым крестьянином. Пейзаж играет в сентиментальных произведениях значимую роль, через него автор передаёт чувства и настроение героев повести. Пейзаж выступает или в гармонирующей, или в контрастирующей функции. Картина сельской природы здесь подчеркивает чистоту и наивность крестьянской девушки. Свидания героев происходят в дубраве при свете «тихой луны». Пейзаж, рисующий «глубокий чистый пруд» «под тенью столетних дубов» и серебристые лунные лучи, также подчеркивает романтическую возвышенность их любви, а когда отношения Лизы и Эраста теряют прежнюю невинность, «блеснула молния, и грянул гром», «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков», — и Лиза чувствует себя преступницей. И, наконец, когда обманутая девушка бросается в тот самый пруд, ее хоронят, как самоубийцу, под тем же дубом, но теперь он кажется повествователю «мрачным», а в опустевшей хижине «воет ветер.

Таким образом, пейзаж является основным местом действия повести. Он оттеняет чувства и переживания героев, раскрывает авторскую позицию.

В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной». Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обеднели» и «принуждены были отдать свою землю внаем и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве». Лиза очень трудолюбива. Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.

В «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. "Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: "Люблю тебя, друг мой!", когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. 

Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.

Вот ещё одна черта сентиментализма в этом произведении – преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.

Герои повести, Эраст и Лиза, ищут счастья в любви, они живут в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на страдания и гибель.

Таким образом, повесть Н.М Карамзина «Бедная Лиза» можно считать сентиментальным произведением, т.к. оно отвечает всем требованиям этого направления в литературе:

1) главная героиня повести – крестьянка;

2) Н.М. Карамзин изображает не чувства человека вообще, а чувства конкретной личности – Лизы;

3) автор показывает преобладание чувства над разумом: Лиза забывает обо всём, она живет только своей любовью;

4) Н.М. Карамзин создал новый характер – Эраста;

5) автор не скрывает своих чувств и своего отношения к героям;

6) автор открыл новую композиционную функцию пейзажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные и нравственные ценности в древнерусской литературе на примере "Повести о Петре и Февронии"

Урок литературы в 7 классе об осмыслении необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним , осознания значимости семьи как основы общества....

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...

Методическая разработка по литературе на тему "Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма".

Урок изучения нового материалаПовесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...