Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс)

Варава Елена Александровна

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 1» п. Пуровск  Пуровского района

        

Рассмотрено

на заседании МО учителей  филологии

Согласовано

Утверждаю

Руководитель МО

Заместитель  директора по УВР

Директор  МБОУ « СОШ № 1» п.Пуровск

_________________  Л.А.Калиниченко

_______________Л.Ю.Южакова

____________________       Е.В.Фесенко                                  

Протокол №  от  «   »          2021 г.                

«   »                    2021 г.

Приказ №       от  «  »            2021 г.                

Рабочая программа

по литературе

для 6-А класса

3 часа в неделю  (всего 105 часов)

                                                     

                                                                   

  Учитель Е.А Варава                                                                                                    

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6-А класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения ООП основного общего образования по учебному предмету «Литература», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск на основе рабочей программы к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература»  для 6 класса общеобразовательных организаций (Москва, издательство «Русское слово», 2020).

Программа реализуется посредством УМК:

1. А.В.Гулин, А.Н.Романова. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Москва, издательство «Русское слово», 2019.

2. Мультимедийное приложение к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература. 6 класс». Москва, издательство «Русское слово», 2019.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, произведении, определять собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного круга чтения; знание наизусть художественных текстов в рамках программы 5 класса (не менее 9-10 текстов, из них 1-2 прозаические);
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалоге другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношении к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать дли себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности се решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
  • овладение техникой составления плана, различными типами пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  •  умение определять тему и основную мысль произведения;
  •  умение владеть различными видами пересказа;
  •  умение характеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики;
  •  умение находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  •  умение определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  •  умение выделять в произведениях  элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  •  умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;
  •  умение пользоваться основными теоретико-литературными  терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  •  умение представлять развёрнутый или письменный ответ на поставленные вопросы;
  •  умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно / под руководством учителя выбранную литературную тему, для организации дискуссии (на своём уровне);
  •  умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своём уровне);
  •  умение выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  •  умение ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в интернете (на своём уровне).

        

В результате обучения в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:

  • Миф, мифология.
  • Три рода литературы: эпос, лирика, драма (первоначальные представления).
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ (развитие представлений).
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора: сказка (волшебная, о животных, социально-бытовая), быличка, легенда, предание, былина, баллада, историческая песня, частушка, городской романс, анекдот.
  • Народный театр, народная драма.
  • Героический эпос, эпическая поэма.
  • Литературные жанры: повесть, рассказ, лирическое стихотворение, песня, романс, литературная сказка, сказ как литературный жанр, поэма (начальное представление), роман (начальное представление).
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, пафос; автор-повествователь, герой-рассказчик, герой, персонаж; сюжет, мотив, композиция, конфликт, деталь, портрет, пейзаж (развитие представлений).
  • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет (сложный эпитет), метафора, сравнение, антитеза, гипербола, иносказание, аллегория, перифраз, параллелизм. Гиперболизация, идеализация в героическом эпосе.
  • Стихи и проза как две формы художественной речи. Основы силлабо-тонического стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма; силлабо-тонические размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; народный тонический стих. Гекзаметр.
  • Фантастика.
  • Традиция.
  • Историзм (начальное представление).
  • Сатира, сарказм, ирония, юмор, гротеск, каламбур.
  • Язык литературного произведения; монолог, диалог.

Критерии оценки учебной деятельности по литературе.

Отметка

Критерии оценивания

                 Устный  ответ:

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»  

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического  содержания  произведения;  незнание элементарных теоретико-литературных    понятий;    слабое    владение    монологической литературной техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Содержание учебного предмета (105ч.).

Введение. Память Слова (1ч.).

Поэты о сохранении памяти в Слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы.

Праздники в народной культуре и их отражение в литературе (8ч.).

Народное представление о времени в обрядовом фольклоре. Праздники в народной календарной поэзии. (Повторение изученного в 5 классе.) Цикличность. Устойчивость основных эпох в природной и человеческой жизни. Изображение годового праздничного цикла в литературе. Наполнение обрядовых мотивов новым психологическим и философским содержанием.

Учимся понимать язык искусства. В.И.Суриков. «Взятие снежного городка».

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Поэзия святочных гаданий в произведении. Художественное новаторство В.А.Жуковского в создании национального колорита баллады, основанной на заимствованном сюжете. Раскрытие душевного мира героини на пороге сна и яви, реальности фантастического мира. Нравственное значение светлого финала баллады, его связь с народным мироощущением.

Теория литературы: баллада; силлабо-тоническое стихосложение; стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

Творческий портрет: К.П.Брюллов.

Учимся понимать язык искусства. К.П.Брюллов. «Гадающая Светлана».

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». «Райское» младенческое состояние души в изображении писателя. Смысл названия рассказа. Образ русской Масленицы. Роль антитезы в создании художественного мира произведения.

Мифы, легенды, предания народов мира (5ч.).

Понятие о мифе, мифологии. Стародавние времена, представление о начале мира в мифах разных народов.

Теория литературы: миф, мифология.

Биографии учёных: Н.А.Кун.

Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции: «Олимп», «Пан», «Пан и Сиринга». Эстетическая ценность мифов. Мифологические образы в искусстве разных эпох.

Учимся понимать язык искусства. М.А.Врубель. «Пан».

Русские мифологические сказания: «О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче», «Вазуза и Волга». Сказания о происхождении вещей, животных, природных явлений как результат наблюдения природы и путь к её освоению.

Из фольклора народов России.

Чувашское сказание: «О начале хлебопашества».

Народные предания и легенды. Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы. Отражение в преданиях и легендах истории народа, его верований и традиций: «Курганы-богатыри».  Нравственные нормы и ценности, закреплённые в легендах и преданиях: «Чудо на мельнице».

Теория литературы: предание, легенда.

По следам мифов, народных легенд и преданий. Мифологические образы и сюжеты в литературе (15ч.).

Из зарубежной литературы.

И.В.Гёте. «Лесной царь». Народные мотивы в творчестве великого немецкого поэта. Легендарная основа сюжета и её художественная интерпретация в балладах Гёте. Трагическое и волшебное в балладе «Лесной царь».

Творческий портрет: Ф. Шуберт.

Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Роль легенды в художественном мире повести. Реалистический (бытовой) и фантастический (бытийный, философский) план повествования. Герои повести как идеальные персонажи, образы которых навеяны народной поэзией. Отвага и преданность Левко, его нравственная чуткость. Поэтический образ красавицы Ганны. Сатирическое изображение головы. Пейзаж в повествовании.

Учимся понимать язык искусства. И.Е.Репин. «Вечорницы». И.Н.Крамской. «Русалки».

Теория литературы: цикл; фантастика (развитие представлений).

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Отражение жизненного опята и идеалов писателя в цикле «Записки охотника». Образ рассказчика в произведении. Былички, рассказанные мальчиками, как свидетельство поэтического строя народной души, их связь с древними легендами. Народно-поэтическое (мальчики) и художественное (автор) освоение красоты природы. Приобщение к вечным тайнам бытия как источник душевного богатства личности. Чуткость детской души к впечатлениям реальной жизни и рассказам взрослых, формирование личности в единстве общенационального и индивидуального опыта.

Теория литературы: былички.

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Творческая история и художественное своеобразие стихотворения. Авторское отношение к крестьянским детям и их жизни. Легенда про Вавилу. Трогательный и забавный образ «Мужичок с ноготок».

А.П.Платонов. «Никита». Богатство внутренней жизни маленького человека. Живые силы окружающего мира в восприятии Никиты. Доброта героя, его готовность служить людям, трудиться для общей жизни.

Героический эпос (8ч.).

Историческое прошлое в народной памяти. Сказания о воинах и героях в фольклоре разных народов. Искусство древних сказителей. Отражение истории и фантастические образы в героических сказаниях.

Теория литературы: героический эпос.

Из зарубежной литературы.

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Легендарный образ поэта, создателя «Илиады» и «Одиссеи». Эпическая поэма о приключениях царя Итаки. Фрагмент «Одиссей у Циклопа»: мужество и находчивость героя поэмы.

Сюжетная основа поэмы «Илиада». Поэтический мир эпопеи Гомера. Фрагмент «Единоборство Гектора и Аякса»: миролюбие и объективность повествователя в рассказе о поединке; торжественный и наивный мир античных героев в поэме. Средства художественной изобразительности в поэме: перифраз, составной эпитет, развёрнутое описание.

Теория литературы: гекзаметр; сложный эпитет, перифраз (перифраза).

Биографии учёных: Н.И.Гнедич.

Былины - героический эпос русского народа. Происхождение и бытование былин. Историческая основа былинных сюжетов и её преломление в сознании народа. Идеализация и гиперболизация как важнейшие приёмы создания художественного мира былины. Понятие об общих местах и их роли в создании былины.

Биографии ученых: П.Н.Рыбников. А.Ф. Гильфердинг.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образ богатыря - защитника родной земли в былине. Идеализация и гиперболизация как приёмы изображения героя. Илья Муромец - любимый народом образ. Исторические и легендарные прототипы богатыря из Мурома. Роль диалога в былине.

«Вольга и Микула Селянинович». Единство и непохожесть воина и пахаря. Образ богатыря-труженика Микулы. Признание первенства трудового подвига над ратным.

Творческий портрет: В.М.Васнецов.

Учимся понимать язык искусства. В.М.Васнецов. «Богатыри».

Новгородские былины. «Садко». Образ Господина Великого Новгорода. Отражение житейского и духовного уклада Древней Руси в былине. Талант как ценность в народном представлении. Богатство как символ одаренности и нравственного достоинства героя.

Творческий портрет: Н.А.Римский-Корсаков.

По следам былин. Героическое в русской литературе разных лет (10ч.).

М.Ю.Лермонтов. «Два великана», «Бородино». Богатырь - образ славы и мужества в русской литературе всех эпох. Солдаты - герои Бородинской битвы в стихотворении Лермонтова. Патриотический пафос баллад и их художественные особенности. Аллегорический сюжет стихотворения «Два великана». Реалистическое изображение войны и её героев в балладе «Бородино».

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (главы «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Своеобразие жанра и творческой истории «Книги про бойца». Образ Тёркина: обыкновенное и богатырское в его характере и судьбе. Тема фронтового товарищества в поэме. Утверждение величия подвига русского труженика - солдата. Фольклорные мотивы и их роль в произведении.

В.П. Катаев. «Сын полка» (фрагменты). Необычные богатыри в литературе XX века. Вера писателя в нравственную силу своих героев, в их победу над трагическими обстоятельствами истории.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг. Эпос, лирика, драма – три рода литературы. Эпос и лирика. Драма.

Прогулки без присмотра. Путешествия во времени: В.Скотт «Айвенго» (фрагмент); А.К.Толстой «Князь Серебряный» (фрагмент); Л.Н.Толстой «День Петра» (фрагмент).

Исторические песни и баллады (6ч.).

Возникновение исторических песен и баллад, их генетическая связь с былинами и художественное своеобразие. Соединение исторических и личных судеб в сюжетах баллад о татарском полоне: «Как бежал-то, бежал молодой невольник». 

Народные исторические песни XVI—XVIII веков: «Ермак у Ивана Грозного», «Разин и казачий круг», «Царь борется с драгуном». Герои, прославленные в народной памяти. (Разин, Ермак, Иван Грозный, Петр I.) Историческая правда и фольклорный образ. Неоднозначность народной оценки персонажей. Правдивость в изображении характеров, сохранение элементов гиперболизации в народной исторической песне.

Теория литературы: историческая песня.

Творческий портрет: Н.К.Черкасов.

Из зарубежной литературы.

«Робин Гуд и Шериф». Баллады о Робин Гуде в английском фольклоре. Образ народного защитника, благородного разбойника в балладах. Популярность образа Робин Гуда в литературе последующих веков.

По следам народных исторических песен и баллад (8ч.).

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Причины обращения Лермонтова к далёкой эпохе, средства воссоздания исторической действительности XVI века. Величавые и цельные характеры героев «Песни». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова. Образ Грозного царя и стремление автора выразить народную оценку его личности. Народный песенный стих произведения, роль образа певцов - гусляров в художественном мире поэмы.

Теория литературы: стилизация.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Историческая основа произведения: противоборство двух ярких личностей и двух взглядов на самодержавную власть. Судьба Василия Шибанова как яркое воплощение трагических черт эпохи. Нравственная стойкость героя баллады, его преданность своей правде. Авторская оценка противостоящих друг другу персонажей.

Социально-бытовые сказки (5ч.).

Социально-бытовые сказки как самые «молодые» сказки. Отражение времен и нравов в социально-бытовых сказках. Социальные противоречия и конфликты, отразившиеся в фольклоре. Сатирический характер сказок.

«Святая вода». Семейно-бытовая тема в сказках.

«Барин-кузнец». Сказочное и реалистическое в художественном мире сказки. Образы барина и мужика. Социальная характерность героев. Отсутствие индивидуальных характеристик.

Теория литературы: социально-бытовые сказки; сатира.

Из зарубежной литературы.

Белорусская народная сказка «Краденым сыт не будешь». 

По следам народной социально-бытовой сказки (8ч.).

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Кисель». Противоречивый творческий и житейский путь писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина. Развитие автором образов и идей народных сказок и новые приёмы социальной сатиры. Осуждение паразитизма и самодовольства высших сословий, раздумья автора о характере и судьбе народа в «Сказках».

Теория литературы: сатирик; гротеск.

Н.С.Лесков. Сказ как литературный жанр. «Левша». Стремление Н.С.Лескова проникнуть в глубину народного сознания, раскрыть вечные свойства русского характера, осмыслить причины великих свершений и горестных судеб простых людей России. Комическое и трагическое в произведении Лескова.

Теория литературы: сказ, сказовая манера повествования; народная этимология.

Учимся понимать язык искусства. В.А.Серов.

Классика на вырост. Роман – главный литературный жанр Нового времени (14ч.).

Роман как литературный жанр. История и особенности жанра романа в европейской литературе.

Теория литературы: роман.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Социальный конфликт в романе. Образ Троекурова. Судьба Владимира Дубровского. Легенда о благородном разбойнике и живой человеческий характер героя, противоречивость его чувств. Дубровский как народный защитник. Кистенёвские крепостные и их роль в художественном мире романа. Любовный сюжет в романе; образ Маши Троекуровой. Открытый финал произведения. Нравственный выбор главных героев и его последствия.

Творческий портрет: В.А.Тропинин.

Учимся понимать язык искусства. В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.

Биографии учёных: С.С.Гейченко.

Современные формы бытования фольклора (7ч.).

Новые явления в народной жизни и судьба традиционных фольклорных жанров в XIX-XX веках. Современное бытование современных фольклорных жанров. Новое представление о фольклоре как творчестве разных социальных групп. Студенческий, туристический, школьный, детский и т.д.

Частушка как жанр народной лирики. Частушка и традиционная лирическая песня: сходство и различие. Вечные темы и «злоба дня» в частушках. Частушечные перепевы в поэзии ХХ века.

Теория литературы: частушка.

Городской романс: «Очаровательные глазки»;  «Ах, зачем эта ночь так была хороша…». Связь городского романса с народной песней и новые черты жанра. «Литературность» происхождения и стиля городского романса. Понятие «жестокий романс». Причины популярности этого жанра в городской среде.

Теория литературы: городской романс, жестокий романс.

Учимся понимать язык искусства. В.Е.Маковский. «На бульваре».

По следам частушки и городского романса. Фольклорные жанры и современная литература (6ч.).

Частушечные напевы в агитационной поэзии Демьяна Бедного. Сочетание традиций русской народной песни и городского романса, городского «жестокого» романса и новых поэтических веяний.

Творческий портрет: Л.Н. Русланова, А.Н.Вертинский.

Авторская песня. Продолжение традиций городского романса в авторской песне. Авторская песня в 50-80-е годы XX века. Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики!», «Песенка об открытой двери».

Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэтов-бардов. В.С.Высоцкий. «Он не вернулся из боя». 

Учимся понимать язык искусства. Памятник «Реквием 1941».

Современный анекдот и его предшественники в литературе и устной речи (4ч.).

Анекдот. Происхождение жанра. Исторические анекдоты в литературе.

Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (фрагменты).

И.Паули. «И в шутку, и всерьёз» (фрагменты).

Теория литературы: анекдот, каламбур.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг. Автор и читатель. Понятие об интерпретации. Подражание и эпигонство.

Прогулки без присмотра. Путешествия во времени: Г.Уэллс «Машина времени»; Жозеф Рони Старший «Борьба за огонь»; М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»; А.Обручев «Земля Санникова».

Тематическое  планирование.

урока

Дата

проведения

Количество

часов

Наименование разделов и тем

план

факт

1

2

3

4

5

Введение. Память Слова. (1ч.).

1.

1

Поэты о сохранении памяти в Слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы.

Праздники в народной культуре и их отражение в литературе (8ч.).

2.

1

Изображение годового праздничного цикла в литературе. 

3.

1

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Святочные мотивы в произведении.

4.

1

Раскрытие душевного мира героини на пороге сна и яви, реальности фантастического мира.

5.

1

Нравственное значение светлого финала баллады, его связь с народным мироощущением.

6.

1

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Образ русской Масленицы в рассказе. Роль антитезы в создании художественного мира произведения.

7.

1

Образ главного героя. Смысл названия рассказа И.А.Бунина.

8.

1

Силлабо-тонические размеры.

9.

1

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Мифы, легенды, предания народов мира (5ч.).

10.

1

Понятие о мифе, мифологии. Стародавние времена, представление о начале мира в мифах разных народов.

11.

1

Легенды и мифы Древней Греции: «Олимп», «Пан», «Пан и Сиринга». Эстетическая ценность мифов.

12,13.

2

Русские мифологические сказания как результат наблюдения природы и путь к её освоению: «О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче», «Вазуза и Волга». Чувашское сказание: «О начале хлебопашества».

14.

1

Народные предания и легенды:  «Курганы-богатыри», «Чудо на мельнице». Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы.

По следам мифов, народных легенд и преданий. Мифологические образы и сюжеты в литературе (15ч.).

15.

1

И.В.Гёте. Трагическое и волшебное в балладе «Лесной царь». 

16.

1

Н.В.Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Творческая история произведения. Фольклорные источники сюжета. 

17,18.

19,20.

2

2

Главные герои повести как идеальные персонажи. Поэтический образ красавицы Ганны. Анализ глав повести I-III: «Ганна», «Голова», «Неожиданный соперник. Заговор».

Отвага и преданность Левко, его нравственная чуткость. Анализ  глав повести IV-VI: «Парубки гуляют», «Утопленница», «Пробуждение».

21.

1

Фантастика и реальность в повести. Пейзаж и его роль.

22.

1

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образ рассказчика в произведении, его отношение к природе.

23.

24.

1

1

Портреты крестьянских мальчиков в рассказе.

Образы народной фантазии в быличках, рассказанных мальчиками.

25.

1

Составление устного сочинения-портрета героя, включающего его речевую характеристику.

26.

27.

1

1

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Творческая история  и художественное своеобразие стихотворения.

Авторское отношение к крестьянским детям и их жизни.

28.

29.

1

1

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Живые силы окружающего мира в восприятии Никиты.

Богатство внутренней жизни маленького героя как источник его доброты.

Героический эпос (8ч.).

30.

1

Сказания о воинах и героях в фольклоре разных народов. Понятие о героическом эпосе.

31.

1

Гомер. Легендарный образ поэта древних эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Наивность и мудрость его поэзии.

32.

1

Сюжет и герои «Илиады». Поединок Гектора с Аяксом. Мужество, отвага, сила и простодушие героев Гомера

33.

1

Искусство древних сказителей. Былины - героический эпос русского народа.

34.

35.

1

1

Образ богатыря - защитника родной земли в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Исторические и легендарные прототипы богатыря из Мурома. Идеализация и гиперболизация как приёмы изображения героя.

36.

1

Новгородские былины. «Садко». Образ Господина Великого Новгорода. Богатство как символ одарённости и нравственного достоинства героя.

37.

1

Внеклассное чтение.

«Вольга и Микула Селянинович». Образ богатыря-труженика Микулы.

По следам былин. Героическое в русской литературе разных лет (10ч.).

38.

1

М.Ю.Лермонтов. «Два великана».  Историческая основа и аллегорический сюжет стихотворения.

39.

40.

1

1

«Бородино» - гимн мужеству и патриотизму героев Отечественной войны 1812 года.

Художественное своеобразие стихотворения «Бородино».

41.

1

ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I ПОЛУГОДИЕ.

42.

43.

44.

45.

46.

1

1

1

1

1

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Глава «Гармонь», Тема фронтового товарищества.

Глава «Бой в болоте». Утверждение величия подвига русского труженика-солдата.

Глава «Смерть и воин». Образ главного героя. Воплощение народного характера в образе Тёркина.

Мастерская слова. Выразительное чтение глав «Награда», «Поединок».

Мастерская слова. Сочинение «Можно ли назвать богатырём Василия Тёркина?»

47.

1

Внеклассное чтение. 

Необычные богатыри в литературе XX века. Повесть В.П. Катаева «Сын полка». 

Исторические песни и баллады (6ч.).

48.

1

Возникновение исторических песен и баллад, их художественное своеобразие. Баллады о татарском полоне: «Как бежал-то, бежал молодой невольник».

49.

1

Народная историческая песня «Ермак у Ивана Грозного». Историческая правда и фольклорный образ.

50,51.

2

Правдивость в изображении характеров в народных исторических балладах «Разин и казачий круг», «Царь борется с драгуном».

52.

1

Баллады о Робин Гуде в английском фольклоре: «Робин Гуд и Шериф». Популярность образа Робин Гуда в литературе последующих веков.

53.

1

Мастерская слова. Сочинение-рассуждение «Почему рассказчик в балладе на стороне Робин Гуда?»

По следам народных исторических песен и баллад (8ч.).

54.

5

1

М.Ю.Лермонтов. 

Воссоздание  исторической действительности XVI века в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

55,56.

2

Величавые и цельные характеры героев «Песни». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

57.

1

Образ Грозного царя и стремление автора выразить народную оценку его личности.

58.

1

Народный песенный стих произведения, роль образа певцов - гусляров в художественном мире поэмы.

59.

3

1

А.К.Толстой. 

«Василий Шибанов». Историческая основа произведения. Мастерство А.К.Толстого в поэтическом воплощении исторического сюжета.

60,61.

2

Судьба Василия Шибанова как яркое воплощение трагических черт эпохи. Нравственная стойкость героя баллады, его преданность своей правде.

Социально-бытовые сказки (5ч.).

62.

1

Социально-бытовые сказки как самые «молодые» сказки. Семейно-бытовая тема в сказке «Святая вода».

63.

1

 Социальные противоречия и конфликты, отразившиеся в фольклоре. Сатирический характер сказки «Барин-кузнец». 

64.

1

Белорусская народная сказка «Краденым сыт не будешь». Единство нравственных ценностей в социально-бытовых сказках разных народов.

65.

1

Внеклассное чтение. 

Башкирская народная сказка «Жадный богач и Зиннят-агай», итальянская народная сказка «Эй, вводи лошадь!». Проявление характерных черт быта и национальной культуры разных народов.

66.

1

Мастерская слова. Поучительный смысл понравившейся социально-бытовой сказки.

По следам народной социально-бытовой сказки (8ч.).

67.

1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Противоречивый творческий и житейский путь писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина.

68.

1

Иносказательный образный язык сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Средства изображения двух генералов.

69.

1

Развитие автором образов и идей народных сказок и новые приёмы социальной сатиры.

70.

1

Осуждение паразитизма и самодовольства высших сословий, раздумья автора о характере и судьбе народа в сказках «Дикий помещик», «Кисель». 

71.

72.

1

1

Н.С.Лесков. «Левша». Сюжет и персонажи сказа.

Судьба талантливого мастера. Пафос «легенды» о Левше.

73.

1

Внеклассное чтение. 

Нравственные уроки в сказе П.П.Бажова «Таюткино зеркальце».

74.

1

Размышления о литературе вместе с героями детских книг. Автор и читатель. Понятие об интерпретации.

Классика на вырост. Роман – главный литературный жанр Нового времени (15ч.).

75.

1

Роман как литературный жанр Нового времени.

76,77.

2

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Особенности пушкинской прозы.

78,79.

2

Образ Троекурова. Конфликт Троекурова и Дубровского (анализ глав романа I - III).

80,81.

2

Крестьянский мир в романе.  Барин и его крепостные  (анализ глав романа  IV - VII).

82,83.

2

Любовный сюжет в романе. Образ Марьи Кирилловны (анализ глав романа VIII - XII).

84,85.

2

Судьба Владимира Дубровского. Меняющееся и неизменное в его характере (анализ глав романа XIII - XVII).

86,87.

2

Нравственные итоги романа. Смысл последних глав XVIII, XIX.

88.

1

«Незаконченность» романа – подлинная или мнимая?

89.

1

Мастерская слова. Сочинение «Моё отношение к Владимиру Дубровскому».

Современные формы бытования фольклора (6ч.).

90.

1

Фольклор и современность. Современное бытование традиционных фольклорных жанров.

91.

1

Частушка как жанр народной лирики. Вечные темы и злоба дня в частушках.

92.

1

Городской романс. Связь городского романса с народной песней и новые черты жанра. Романс «Очаровательные глазки».

93.

1

Понятие «жестокий» романс. Литературные источники жанра. Романс «Ах, зачем эта ночь так была хороша…».

94.

1

Мастерская слова. Русские народные музыкальные инструменты.

95.

1

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

По следам частушки и городского романса. Фольклорные жанры и современная литература (6ч.).

96.

1

Частушечные перепевы в агитационной поэзии XX века.

97.

1

Русская народная песня и городской романс в творчестве Л.Н. Руслановой

98.

1

Продолжение традиций городского романса в авторской песне. А.Н.Вертинский «Маленькая балерина».

99.

1

Авторская песня в 50-80-е годы XX века. Б.Ш.Окуджава. «До свидания, мальчики!», «Песенка об открытой двери».

100.

1

В.С.Высоцкий. «Он не вернулся из боя». Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэта.

101.

1

Мастерская слова. Выразительное чтение стихотворений, предназначенных для музыкального исполнения.

Современный анекдот и его предшественники в литературе и устной речи (4ч.).

102.

1

Анекдот: происхождение жанра и его современное бытование.

103.

1

Исторические анекдоты и отношение к ним в разные эпохи. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (фрагменты). И.Паули. «И в шутку, и всерьёз» (фрагменты).

104.

1

Размышления о литературе вместе с литературными героями. Классика и массовая литература. Понятие «литературной моды». Подражание и эпигонство.

105.

1

Итоговый урок. Фольклор и литература: прошлое, настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс.

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс....

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс.

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс....