Открытый урок по творчеству Ф И Тютчева
план-конспект по литературе

Батомункуева Светлана Сократовна

Урок-литературная гостиная "Нам не дано предугадать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок по Ф И Тютчеву34.27 КБ

Предварительный просмотр:

                   ГАПОУ «Техникум строительства и коммунального хозяйства»

 Преподаватель: Батомункуева С С

Тема занятия:   урок  - литературная гостиная

«Нам не дано предугадать»  по творчеству Ф.И.Тютчева.

Тип занятия:  урок формирования новых знаний.

Форма занятия: нетрадиционная (урок гостиная).

Цели занятия:

  1. Познакомить студентов с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3.  Показать, что стихотворения  Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

 Задачи занятия:

Образовательные: Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, показать роль женщин в творчестве Ф. И. Тютчева. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

            Знания: студенты должны знать важные события из жизни и творчества Тютчева, основные темы в лирике поэта, своеобразие стихотворений.

Умения: уметь чувствовать и анализировать стихотворения Ф.И.Тютчева чувствовать ритм, темп стихотворений, сравнивать, выделять главное.      

           Навыки: совершенствовать, развивать и углублять знания и умения по творчеству Ф.И.Тютчева. Развитие навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения.

Развивающие: развивать внимание, память, речь, мыслительную деятельность студентов. Приобщение студентов к миру искусства. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка студентов к общению. Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.

Воспитательные: Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии. Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

                                                     Оборудование:

  • Презентация «Нам не дано предугадать»
  • Музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;
  • Романсы.
  • Песни на стихотворения Тютчева.
  • Декламация стихотворений Ф.И.Тютчева в исполнении И.Смоктуновского.                                                             

                 План-конспект занятия:

  • Организационный момент -1 мин.
  • Постановка целей занятия-1 мин.
  • Изучение нового материала -30 мин
  • Закрепление изученного материала -10 мин
  • Итоги занятия-2мин
  • Домашнее задание -2 мин

                                                                  Ход урока.

 Организационный момент. (Приветствие, внешний вид.)

                                        Слово преподавателя.

Добрый день, уважаемые студенты и гости! Сегодня урок - литературная гостиная «Нам не дано предугадать» посвящен творчеству великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Вашему вниманию будет представлена презентация, информация преподавателя, библиографов, так мы назвали наших студентов, которые подготовили информацию о творчестве Тютчева, музыкальное сопровождение- это романсы, песни на стихи Тютчева, декламация стихотворений поэта.

 Постановка целей занятий. 

                  Итак, мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

Выделим основные темы и особенности тютчевской лирики.

Поможем вам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Уважаемые студенты, внимательно слушайте всю информацию, записывайте важные моменты из жизни поэта. По окончанию, Вашему вниманию будут представлены вопросы, на которые вы должны будете ответить.

 Изучение и закрепление изученного материала. Звучит музыкальная композиция «Времена года» Чайковского.

 Преподаватель:
                                           Нам не дано предугадать,
                                          Как слово наше отзовется-
                                           И нам сочувствие дается,
                                          Как нам дается благодать

Детство.

Слайд 1(усадьба поэта, портрет поэта в детстве))  

Библиограф 1 Дудареев Данил.(муз сопровождение. Времена года)

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Слайд 2. (Юность. (фото в юности поэта)

Библиограф 2. Сафонов Иван. (продолжение муз. сопровождения) Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Ребята, вашему вниманию предоставляется песня «Дым печной», которую написал Дмитрий Митяев и посвятил он ее поэту Федору Тютчеву( у самого же поэта есть стихотворение, которое называется «Дым» было написано 1867 году.) Внимательно прослушайте песню, и мне бы хотелось, чтобы вы передали свои впечатления.

Песня в исполнении в исполнении Эдамжапа «Дым печной»

Беседа после прослушивания песни, выделить основную мысль данного муз. Произведения. (основная мысль стихотворения Тютчева «Дым печной» - Скорее всего, поэт, во всем этом хотел отобразить мощь воображения и силу таланта, человека который способен сотворить, пусть вымышленную, но незнающую края и границ вселенную.

Слайд 3.(портрет Тютчева)  Преподаватель:  Классическая, о любви.

 Далее мы перейдем к любовной лирике поэта. Любовная лирика Тютчева значительно обогатила русскую литературу. Поклонник «чистого» искусства в жизни был обычным человеком, которому свойственны ошибки и увлечения. У Тютчева были серьезные романы с несколькими женщинами.

Библиограф 3: Хохряков Алексей  Слайд 4- портрет Амалии Лерхенфельд

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Теодор (так звала она Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание: «Я встретил вас» ( посвященный Баронессе Амалии Лерхенфельд)

Преподаватель: Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Предлагаем вашему вниманию  романс в исполнении Дмитрия Хворостовского   « Я встретил Вас…»

После прослушивания беседа о чувствах автора и как передаёт эти чувства исполнитель

 Преподаватель: Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

Библиограф 4 .Воронин Тимофей

Слайд 5 (Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернеберг)

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Вскоре  Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину. В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная  Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина»

Преподаватель: а теперь вашему вниманию предоставляется декламация стихотворения «Она сидела на полу», посвященный Эрнестине  в исполнении И.Смоктуновского. Внимательно послушайте и представьте образы. Какие чувства у вас возникают?

Библиограф 5 Коновалов Тимур

Его ум не старел с годами, не старело и сердце. На всю жизнь Тютчев сохранил способность к безрассудной, не помнящей себя, слепой любви. Его стихи и в самую позднюю пору дышат юношеской страстью, а ведь сердце, по всем человеческим законам должно было бы устать от бесчисленных увлечений. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом (Денисьевский цикл ) 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью.

Преподаватель: Вашему вниманию  стихотворение Тютчева « О как убийственно мы любим» Это стихотворение было посвящено Елене Денисьевой.(включить)

В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Тимур нам прочитает еще одно стихотворение, которую поэт посвятил Елене Денисьевой

Коновалов Тимур

Последняя любовь,
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…,
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,--
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…,
О, ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить….
И сердце на клочки не разорвалось…

Слайд 6 (времена года)

 Библиограф 4.Молчанов Игорь. (муз. сопровождение. Времена года.)

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

 «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Чтец: Нороев Эдамжап

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(прослушать декламация стиха «Люблю грозу в начале мая..)

Преподаватель: Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Если у Пушкина было любимое года осень, то для Тютчева эта была весна

Преподаватель:

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы.

Прослушаем еще 2 стихотворения написанное Тютчевым о временах года.

 Чтец: Нороев Эдамжап

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветры тёплого порывы,
Дальний гром и дождь, порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий,
Окаймил её поля.

Чтец: Мартынов Вячеслав

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Преподаватель: автор стихотворений оживляет природу, вводит сказочные элементы. Стихотворения Тютчева приятно слушаются, и образ любого времени года мы можем представить в своём воображении. А чтобы ярко представлять, автор использует множество выразительных средств: метафора, эпитеты, сравнения.

Также у поэта Тютчева есть отдельный жанр лирики это философская лирика. Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.

Библиограф 5 Щегловский Максим

В петербургском обществе Тютчев имел большой успех. Федор Иванович слыл в аристократических салонах светским львом, несмотря на что, что был дурен собой, неуклюж, небрежно одет и рассеян. Все это исчезало, когда он начинал говорить.

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к неопознанному через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

Преподаватель: 

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Чтец: Нороев Эдамжап

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Преподаватель: Летом 1844 года была напечатана первая политическая статья Тютчева – «Россия и Германия». Тютчев доказывал, что Россия- особый мир, с высшим духовным призванием, перед которым должен со временем преклониться Запад. Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Преподаватель:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.  

Библиограф 6.  Эдамжап

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета  иностранной цензуры. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди.

Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

Итак, ребята, мы с вами узнали о творчестве великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева, прочитали его стихи, узнали о личной жизни поэта. Федор Иванович это поэт-философ, поэт- психолог,  ценность его стихотворений  в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы;  также по праву он считается певцом природы, его пейзажная лирика разная, живая и грациозная.. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением. И, конечно же, его любовная лирика. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Теперь подведем итоги нашего занятия.

А для этого мы проведем маленькую викторину, вам нужно ответить на вопросы, которые будут показаны на доске. (Разделимся на 2 команды, прочитав вопрос вы должны поднять руки и ответить, с места не засчитывается)                                                        

 Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
  2. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
  3. Назовите основные темы стихотворений Тютчева.
  4. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
  5. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
  6. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
  7. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
  8. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

Ответы:

  1. Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии. Его семья происходила из старинного дворянского рода.
  2. Тютчев провел заграницей немногим более 20 лет - с 1822 года, как был зачислен в Гос.коллегию иностранных дел на службу и был отправлен в Мюнхен
  3. Любовная лирика, пейзажная лирика, любовная лирика.
  4. Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернеберг, Елена Денисьева
  5. Амалии Лерхенфельд
  6. Елене Денисьевой
  7. Эпитет, метафора, сравнение
  8. Его личная жизнь была очень тесно связана с его творчеством, обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Тютчев был человек бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.

Оценивание ответов.

Домашнее задание: выучить на выбор стихотворение и сделать анализ его.

Спасибо. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

План открытого урока по творчеству Г. Гейне

Открытый урок на семинаре учителей...

Презентация к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева 10 класс

Данную презентацию можно использовать на уроках по творчеству Ф.И. Тютчева. Рассматриваются биография и темы творчества поэта...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Конспект урока по творчеству Ф.И.Тютчева "Образ-настроение"

Данный урок - один из серии уроков по теме «Природа в изображении русских писателей». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на усвоение приемов анализа поэ...

Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"

Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"...