урок-дискуссия
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Разработка урока-дискуссии по произведениям о ВОВ писателей 20 века с применением Личностно-ориентированной педтехнологии, педтехнологии проблемного обучения, ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-дискуссия18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – дискуссия по литературе

в 11 классе по теме

«Великая Отечественная война

 в произведениях писателей ХХ века»

Основные цели:

  1. Образовательные: обобщение по теме «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века», постановка проблемных вопросов.
  2. Воспитательные: выяснить истоки подвига русского солдата на войне, нравственные черты воина – освободителя, воспитание умения правильно выражать мысли в устной форме.
  3. Развивающие: развитие связной монологической речи, проверка начитанности, умения делать выводы, обобщения, закрепление умения работать с текстом, отбирать необходимый материал, умения рассуждать, дискутировать.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильмы, тексты произведений.

Использованные педтехнологии: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ.

Использованная литература:

  1. В.Быков «Сотников», «Знак беды».
  2. В.Кондратьев «Сашка».
  3. К.Воробьев «Убиты под Москвой».
  4. Б.Васильев «А зори здесь тихие».
  5. В.Закруткин «Матерь человеческая».
  6. А.Толстой «Русский характер».
  7. М.Шолохов «Судьба человека».
  8. А.Адамович «Хатынская повесть», «Каратели».
  9. С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
  10. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение цели и задачи урока.

  1. Работа по группам. Обсуждение по вопросам:

      1 группа – проблема нравственного выбора человека в экстремальных условиях (по повестям В.Быкова «Сотников», «Знак беды», В.Закруткин «Матерь человеческая»).

1) Что такое героический поступок, когда все обстоятельства оборачиваются против человека?

2) Как поведет себя человек в таком случае? Каковы его возможности?

3) Какие качества проявит человек? (Высокое сознание долга, волю, самопожертвование, ответственность).

4) Индивидуальная работа: сопоставительный анализ характеров, позиций и поступков двух героев – Сотникова и Рыбака, Степаниды и Петрока. Возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Что привело его к предательству?

5) Почему два человека, жившие в одной стране в одно и то же время, на войне в плену и в оккупации повели себя по- разному? (Сотников –Рыбак, Петрок – Степанида).

6) В чем истоки подвига Сотникова? Марии? Степаниды?

Вывод: Только зрелость мировоззрения, идейная вооруженность, высокая мера духовности, ясная и прочная гражданская позиция позволяют человеку найти единственное решение в жестоких обстоятельствах жизни, сделать правильный выбор.

     2 группа работает над проблемным вопросом: поведение молодого солдата на войне, нравственная безупречность воина – освободителя ( по повестям В.Кондратьева «Сашка», К.Воробьева «Убиты под Москвой»).

1) Какие качества проявляет Сашка на фронте на передовой? Разбор эпизодов:

А) Пленение немца – ум, смекалку, сообразительность, ловкость;

Б) Отказ расстреливать пленного немца – человечность (гуманизм);

В) Спасение от трибунала лейтенанта Володьки- взаимовыручку,  солдатское братство, взаимопомощь;

Г) Спасение тяжелораненого солдата- ответственность, совестливость, чувство солдатского долга;

Д) По отношению к женщине – санитарке Зине – чистоту души, умение прощать (неосудима Зина»);

2) Единоборство Алексея Ястребова с фашистским танком.

3) Самоубийство капитана Рюмина.

 Вывод: Становление молодого солдата происходит постепенно, от боя к бою. Именно такие молодые солдаты, как Сашка, показали, что и на войне надо оставаться человеком. Истоки героизма Алексея Ястребова в единстве прошлого и настоящего, в Земле, в корнях, в родовой памяти – воспоминания о детстве придают ему силы и ненависть к врагу. Чувство вины – капитана Рюмина за молодых погибших курсантов не дают ему жить.

3 группа работает над проблемой: женщина на войне. Несовместимость понятия «женщина и война» ( по повестям Б.Васильева «А зори здесь тихие», С.Алексиевича «У войны не женское  лицо»).

1) Можно ли считать, что повести есть собирательный образ женщины на войне? Обоснуйте свое мнение.

2) Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? Какое представление о героизме и подвиге в Велико Отечественной войне дается в повести?

3) Что общее можно выделить во всех девушках и женщинах, воевавших на войне? (женственность, обаяние, готовность без колебаний вступить в бой с врагами, отдать свою жизнь).

Вывод: Женщина и война – несовместимые понятия. Главный герой повести Федот Васков размышляет, что у женщин «самой природой ненависть к убийству вложена», о необозримости утраты, которую несет жизнь с гибелью женщины, будущей матери, которая могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества». Женщина на войне воевали не хуже мужчин, овладели всеми военными профессиями («У войны не женское лицо» С.Алексиевича).

Индивидуальная работа: прославление героического начала, всепобеждающей любви к жизни, женственности, человечности  (по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»).

  1. В чем состоит подвиг Марии и как оценивает его автор? (Исследование природы подвига Марии).
  2. Почему выжила и выстояла Мария?

Вывод: В Закруткин показывает обыкновенную простую белорусскую женщину, оказавшуюся способной совершить подвиг в исключительных обстоятельствах. Силой своих материнских чувств она побеждает смерть, одерживает победу над врагами, опровергая бесчеловечные идеи фашизма. Подвиг Марии человечен: она становится Матерью для всего живого и сущего (для ленинградских детей, для раненого мальчишки – немца, для своего сына). Родив сына, она совершила самый великий подвиг: сохранила жизнь на земле вопреки смерти (нравственная красота Матери человеческой).

Парная работа: русский характер.

Истоки русского национального характера (произведениям А.Толстого «Русский характер», М.Шолохова «Судьба человека», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

  1. В чём истинная красота человека?
  2. В чём истоки русского национального характера?

Вывод:  истоки русского национального характера - в советском строе, воспитавшем в людях патриотизм, стойкость к любым испытаниям, готовность отдать жизнь во имя Родины, ненависть к врагу, чувство собственного достоинства, в истинной человечности и красоте души.

3 группа работает над проблемой: проявление человечности, милосердия у советских людей к врагам (по произведениям В. Кондратьева «Сашка», М.Шолохова «Судьба человека»).

1) Какова главная черта русского солдата, воина- освободителя, которая помогла освободить от фашизма всю Западную Европу? (Гуманизм, милосердие, сострадание).

Вывод: война обнажила все истинные человеческие чувства, и в суровых испытаниях надо оставаться человеком, проявить и к врагу гуманизм, милосердие, сострадание.

Парная работа: зверства фашистов на оккупированных территориях (по повестям А.Адамовича «Хатынская повесть», «Каратели»; В.Быкова «Знак беды»).

  1. Нарушение общечеловеческих обычаев и нравов, устоев, зверства фашистов.
  2. Непримиримость к варварству русских людей.

Вывод: победа рождается в противоборстве духа, перед которым оказывается бессильным физическое превосходство.

Сила духа русских людей, истоки которой – любовь к своей Родине, рождала непримиримость к варварству, окружила неприятием гитлеровцев повсюду и в конечном счете определила победу над фашизмом. Колокола Хатыни – мрачное напоминание людям земли о том, что несет с собой война, чтобы прекратились все войны.

  1. Рефлексия.
  1. Что такое подвиг и кому он под силу?
  2. В чём заключались истоки подвига русского человека на войне?
  3. Можно ли утверждать, что все девушки – зенитчицы, Мария, Степанида тоже совершили подвиг?
  4. Можно ли совершить подвиг в наше время и как, где, при каких обстоятельствах?

4.Итог урока, оценки.

5.Домашнее задание: написать рецензию по 1 произведению о Великой Отечественной войне. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

урок-дискуссия "Споры о Петре I"

Личность Петре I  всегда вызывает интерес учащихся. Споры о Петре I не утихают и в наше время. На занятии факультатива мною была организована дискуссия «Споры о Петре. Цена и итоги преобраз...

Интернет-общение. Урок-дискуссия

Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и...

Урок-дискуссия "Русский мат. За и против"

Проблема экологии русского языка на уроках 9-11 классов....

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....