Образ коня в литературе.
проект по литературе (6 класс)

Толмачева Светлана Евгеньеввна

Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_konya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ коня в литературе

Автор:

             Баганина Александра, ученица 6 класса «Б», МБОУ лицея № 104, г.Минеральные Воды, Минераловодского      района, Ставропольского края

Краткая аннотация

Основная  цель данного исследования -  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме достаточно низок. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что  автор  рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  Использование информационных ресурсов  (поиск в Интернет, работа на портале справочно-информационной службы, создание презентации) способствует формированию ключевых компетенций учащегося (коммуникативной, языковой,   культуроведческой и технологической).

                                                                     

Образ коня в литературе

Аннотация

Основная  цель данного исследования -  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что  автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  

Методы исследования, использованные в работе:

  • поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
  • мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
  • социологический опрос
  •  составление тезисов
  • диагностическая  деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
  • работа над проектом
  • создание и защита презентации в среде Payer Point

  Вывод, подтверждение гипотезы :

  • Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия  образа коня в художественной литературе лежат  мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления  коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
  • Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов   конь является символом  добра и счастья. Культ коня связан с  небесным происхождением (Даждь-бог - бог Солнца и божество Дьхогой -  покровитель коней)
  • Любовь к лошадям увековечена  не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом     района, Республики (Саха) Якутия

Вопрос, подлежащий исследованию:

    Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе; сопоставить раскрытие данного образа в русской и якутской  мифологии, отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.

План исследований:

  1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
  2. Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
  3. Этимология слова (лошадь, конь)
  4. Образ коня в мифологии  (былины, фольклор)
  5. Образ коня в литературе.
  6. Взаимоотношения коня и человека в  современном мире.
  7. Будущее коня. Памятники коню.

Изучая список литературы на лето, я  заинтересовалась, почему в учебнике так много рассказов, повестей о лошадях, о дорогах.  Я поставила перед собой задачу: показать, как писатели, поэты, чьи произведения изучаются в школьной программе, сумели рассказать об этих замечательных созданиях. Мы решили выяснить, как наши школьники относятся к этому животному и какие литературные произведения им известны, раскрывающие этот удивительный образ.

Цель исследования:

Основная  цель данного исследования:  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  

Гипотеза: Образ коня в литературе раскрывается через понятие:

  • Дороги, пути
  •  Образ верного товарища в бою
  • Помощник в хозяйстве
  • Символ доброты
  • Свобода, грация и лёгкость

 В ходе исследования были использованы методы:

  • поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
  • мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
  • социологический опрос
  •  составление тезисов
  • диагностическая  деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
  • работа над проектом
  • создание и защита презентации в среде Payer Point

 В качестве рабочего материала мы использовали художественные произведения, изучаемые  в школьной программе. Анализируя теоретический материал по данной теме, обратились за помощью к цифровым образовательным ресурсам: Интернет, электронная Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия.    В ходе поиска ознакомились с исследовательскими работами: Н.Р. Байжановой «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm; материалы сайта «Лошади люди» (http://www.horse.spb.su/spb/name_r.htm); Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117; «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова,   с.1-7,48

Образ коня в литературе

Автор:    Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского      района, Республики (Саха) Якутия

Научная статья

  1. Введение
  2. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
  3. Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
  4. Этимология слова (лошадь, конь)
  5. Образ коня в мифологии  (былины, фольклор)
  6. Образ коня в литературе.
  7. Взаимоотношения коня и человека в  современном мире.
  8. Будущее коня. Памятники коню.

                                                                           

                                                                               Животное, всем нам знакомое с детства,

                                                                               Века с человеком  живёт по соседству,

          Как верный и преданный  друг помогает,

         А он о ней песни  и  сказки слагает.

         Давно эта дружба  у нас началась…

           И лошадям посвящаю рассказ.

 Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют».

Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли.

Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на лошади человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде.

Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.

            Первым шагом моей исследовательской деятельности стал поиск художественных произведений, в названии и содержании  которых есть слово «конь, «лошадь». Мне удалось найти следующие  произведения:

  1. Былины, пословицы, загадки.
  2. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  3. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
  4. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

  1. К.Паустовский «Тёплый хлеб»
  2. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

  1. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
  2. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
  3. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  4. «Петя Ростов» Л.Н.Толстой

Следующим шагом стал опрос шестиклассников. Как показали данные нашего социологического анкетирования среди шестиклассников, для 78 % ребят лошадь является любимым животным, из них на вопрос «Почему?»  ответили:

На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?» :

21 %

«Конёк - горбунок»П.П. Ершова

25%

«Лошадиная фамилия» А.П.Чехова

5 %

«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева

1 %

 «Слепая лошадь» К.Д.Ушинского

28 %

  Не знаю

По мнению учащихся, значение лошади для человека выражается в следующем:

  Данные социологического опроса показали, что шестиклассники владеют незначительными сведениями о лошадях,  о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.  Вследствие этого  мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской, тема дороги является наиболее важной.

Вспомним, например, Н.В.Гоголя, который считал себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Ведь именно с нею связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает.

С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется “по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений”. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... Вплоть до 30-х годов XX века лошади (кони)  были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).

Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, скульптуру, художественную литературу).

Этимология слова.

Необходимо отметить, что в нашем исследовании чередуются слова «лошадь», «конь». Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша». Тюркские племена кочевали в южно - русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.  

В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. «Лошадь, ж., лошадка…вообще конь; особ. Не жеребец и не кобыла, меринъ»

Образ коня в мифологии  (русский и якутский фольклор, былины)

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Также культ коня среди тюркоязычных народов Сибири лучше всего представлен у якутов. Как отмечают исследователи, у якутов  было божество Дьхогой, считавшееся создателем и покровителем коней. Его относили к пантеону небожителей и представляли в образе коня. Приписывали небесное происхождение. Коней приносили в жертву божествам в качестве священных животных. В алтайском героическом эпосе, который вобрал в себя основные элементы фольклорной традиции тюрков, часто встречается устойчивая  формула обращения богатыря к своему коню. В ней прослеживаются отголоски этого обряда:

«Кан-Алтын паатыр / Кан-Jеерен адынан тяжяре калыйт. / Кара кумдус пцрягин чупча тартып, / Колтык пойго кыстап турат, / Айлана согуп тизеленип, / Эдек jайып  мяргяп турат: / «Тиря jярзем, канадым – тийт, - / цляп калзам, койылкам – тийт…».

«Кан-Алтын-богатырь / С коня своего соскакивает, / Черную бобровую шапку сняв, / Под мышку сунув, / Коня обойдя, на колени становится, / Полы шубы раскидывая, [коню] кланяется: / «Если жить буду – ты мои крылья, - говорит, - / Если умру – ты мой койылка-конь), - говорит (Кан-Алтын, стрк. 402-409).  Здесь устами воина-богатыря образно передано отношение к коню: если богатырь останется в живых после боя, то конь будет его крыльями, т.е. славой. В алтайской пословице, которая появилась позднее, закрепилось это образное сопоставление: Куш канатту, / Кижи атту. - Птица с крыльями, / Человек с конем.  – Эта пословица  появилась намного позже.   Слово койылка (лит. койлоо, койлоок) обозначает коня, который должен последовать за хозяином в загробный мир.  (http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm )

Ищем параллель в славянской  народной  мудрости, которая   гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда»,  «Добрый конь подо мною, господь надо мною»,  «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. ( Неслучайно  у Астафьева В.П.  в рассказе «Конь с розовой гривой» «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом.) Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.

Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.

А корми его пшеницей да белояровой,

А ещё пои его... да ключевой водой,

...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая

Ещё добра-де лошадь богатырская.

С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.

Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:

“Мы убьём его, пограбим-ко,

Со конём его разлучим-ко!”

А богатырь-то... всех до одного

В одночасье погубил подряд...

Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия:

...припускал он коня богатырского

На эту рать — силу великую...

За землю российскую

Да за вдов, за сирот, за бедных людей.

Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:

...А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезжаю,

А судьба для меня — за коня!

Анализируя фольклорные жанры, находим детскую считалку, загадки:

                Шли кони.

А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идёт,

Травку рвёт-

Что вырвет,

То в пучок.

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

                               (загадка)

        Олицетворяя коня, народ подчёркивает мысль, какую огромную помощь оказывала лошадь человеку. Недаром испокон веков  считали её крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем.

Образ коня  в литературе

Еще  с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —

Игрушечка-конёк,

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:

...на земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет...

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит...

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.

Плата за верность своему хозяину  была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода.  В произведении Ершова П.П.удивляет  преданность Коня  человеку!

Так и у вещего князя Олега  («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который

...не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю...

И холод, и сеча ему ничего...

Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”

Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.

Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые “чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:

...Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди...

Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.

Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом — малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.

Уже в сражении Петя прокричал:

“—Ура! Ребята... наши!..” — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.

К сожалению, говоря об отношении человека  к лошадям,  встречаем и такое:  В.В.Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И

...смех зазвенел и зазвякал:

—Лошадь упала!

—Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”

...за каплищей каплища

по морде катится...

“Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

...Каждый из нас по-своему лошадь”.

О, чудо!

Лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла...

Вот она — сила любви, надежды, при которой

И стоило жить,

и работать стоило.

 В  сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» наблюдаем, как  сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они  о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...  «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник  конём» от бабушки  – это  тоже своего рода путь: путь к раскаянию.   Милосердие, доброта и прощение бабушки  сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

      Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С.Есенина ( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. ) Конь  становится  символом  прошедшей  юности, символом  того,  что  человеку  вернуть  не  дано,  это  остается  только  в воспоминаниях.

                    Я теперь скупее стал в желаньях,

                    Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

                    Словно я весенней гулкой ранью

                    Проскакал на розовом коне.

  Благодаря дополнительной символике цвета  жизнь предстает  как "розовый конь" –  символ  восхода,  весны,  радости  жизни.  Но  и  реальный крестьянский конь на заре становится розовым  в  лучах  восходящего  солнца. Суть этого стихотворения –  благодарственная  песня,  благословения  всего живого.

Взаимоотношения коня и человека в  современном мире. Будущее коня. Памятники коню.

     Свою главную роль в истории человеческого общества лошадь уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В сельском хозяйстве, где лошадь оставалась основной тягловой силой, работают сегодня сотни современных тракторов («… живых коней  победила стальная конница…»), да и на улицах городов лошадь нынче большая редкость. Лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт.  А  с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.

      Мы рассмотрели, как поэты и писатели воспели в своих произведениях любовь  к  коню с тех самых пор, когда человек  начал приучать это великолепное чудо  природы,- умное, верное, трепетное. Представители искусства (художники, скульпторы, архитекторы),  изображая коня-любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня- всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют  работы скульптора Э.Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена    на одноимённом памятнике (автор Э.Гиляров): это гордость коллектива за орловскую  породу коней 200-летнего существования. У основания  памятника  коню из Баболны (Венгрия)  выбита надпись: «Самому верному другу», что ещё раз подтверждает восхищение человека преданностью боевого товарища - арабского скакуна.

  Вывод, подтверждение гипотезы :

  • Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия  образа коня в художественной литературе лежат  мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления  коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
  • Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов   конь является символом  добра и счастья. Культ коня связан с  небесным происхождением (Даждь-бог -бог Солнца и божество Дьхогой- покровитель коней)
  • Любовь к лошадям увековечена  не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом. Список использованной литературы:
  1. Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23
  2. Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27
  3. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698
  4. Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117
  5. «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова,   с.1-7,48
  6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)
  7. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
  8. http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3 
  9. Н.Р. Байжанова «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
  10. Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42
  11. Былины, пословицы, загадки.
  12. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  13. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
  14. К.Паустовский «Тёплый хлеб»
  15. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
  16. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
  17. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
  18. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  19. Л.Н.Толстой «Петя Ростов»

III научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

Образ коня в литературе

Авторы:

       Романова Амелия, ученица 6 класса «А»,

         МБОУ СОШ №5

       Плотникова Наталья Анатольевна,

                учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского района, Республики (Саха) Якутия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ коня в каргопольской игрушке

Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят  в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется ...

Образ коня в русской литературе

Образ коня в русской литературе...

Проблемное планирование по литературе "Образ Христа в литературе 19- 20 вв"

        Представленное планирование предназначено для учителей-словесников, работающих в средних и старших классах. В работе содержится историко-литературный и критиче...

Образ коня в русской и тувинской литературе

Анализ художественных произведений....

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе"

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b43ce517356a...

Занятие ОДОД. Тема "Образ коня в изобразительном искусстве ". Возраст обучающихся 8-10 лет

На занятии обучающиеся познакомятся с историей происхождения и приручения коня, мифами и легендами о лошадях, разнообразием приемов изображения коня в народном декоративном искусстве; научатся выражат...

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...