Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)
методическая разработка по литературе (6, 11 класс) на тему

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме достаточно низок. Поэтому основная задача работы - исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы. Актуальным является тот факт, что автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает отражение образа коня в культурном наследии современного общества. Использование информационных ресурсов (поиск в Интернет, работа на портале справочно-информационной службы, создание презентации) способствует формированию ключевых компетенций учащегося (коммуникативной, языковой, культуроведческой и технологической).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ коня в литературе

Автор:

             Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского      района, Республики (Саха) Якутия

Краткая аннотация

Основная  цель данного исследования -  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме достаточно низок. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что  автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  Использование информационных ресурсов  (поиск в Интернет, работа на портале справочно-информационной службы, создание презентации) способствует формированию ключевых компетенций учащегося (коммуникативной, языковой,   культуроведческой и технологической).

                                                                     

Образ коня в литературе

Автор:    Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского      района, Республики (Саха) Якутия

Аннотация

Основная  цель данного исследования -  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что  автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  

Методы исследования, использованные в работе:

  • поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
  • мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
  • социологический опрос
  •  составление тезисов
  • диагностическая  деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
  • работа над проектом
  • создание и защита презентации в среде Payer Point

  Вывод, подтверждение гипотезы :

  • Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия  образа коня в художественной литературе лежат  мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления  коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
  • Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов   конь является символом  добра и счастья. Культ коня связан с  небесным происхождением (Даждь-бог - бог Солнца и божество Дьхогой -  покровитель коней)
  • Любовь к лошадям увековечена  не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом.

Образ коня в литературе

Автор:    Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского      района, Республики (Саха) Якутия

План исследований

Вопрос, подлежащий исследованию:

    Рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе; сопоставить раскрытие данного образа в русской и якутской  мифологии, отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.

План исследований:

  1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
  2. Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
  3. Этимология слова (лошадь, конь)
  4. Образ коня в мифологии  (былины, фольклор)
  5. Образ коня в литературе.
  6. Взаимоотношения коня и человека в  современном мире.
  7. Будущее коня. Памятники коню.

Изучая список литературы на лето, я  заинтересовалась, почему в учебнике так много рассказов, повестей о лошадях, о дорогах.  Я поставила перед собой задачу: показать, как писатели, поэты, чьи произведения изучаются в школьной программе, сумели рассказать об этих замечательных созданиях. Мы решили выяснить, как наши школьники относятся к этому животному и какие литературные произведения им известны, раскрывающие этот удивительный образ.

Цель исследования:

Основная  цель данного исследования:  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знаний по данной проблеме незначителен. Поэтому основная задача работы  -  исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.   Актуальным является тот факт, что автор сопоставляет русскую и якутскую мифологию, рассматривает  отражение образа коня в культурном  наследии  современного общества.  

Гипотеза: Образ коня в литературе раскрывается через понятие:

  • Дороги, пути
  •  Образ верного товарища в бою
  • Помощник в хозяйстве
  • Символ доброты
  • Свобода, грация и лёгкость

 В ходе исследования были использованы методы:

  • поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)
  • мозговой штурм (выдвижение гипотез, аргументация её положений)
  • социологический опрос
  •  составление тезисов
  • диагностическая  деятельность (обработка материалов, составление диаграмм)
  • работа над проектом
  • создание и защита презентации в среде Payer Point

 В качестве рабочего материала мы использовали художественные произведения, изучаемые  в школьной программе. Анализируя теоретический материал по данной теме, обратились за помощью к цифровым образовательным ресурсам: Интернет, электронная Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия.    В ходе поиска ознакомились с исследовательскими работами: Н.Р. Байжановой «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm; материалы сайта «Лошади люди» (http://www.horse.spb.su/spb/name_r.htm); Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117; «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова,   с.1-7,48

Образ коня в литературе

Автор:    Романова Амелия, ученица 6 класса «А», МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского      района, Республики (Саха) Якутия

Научная статья

  1. Введение
  2. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)
  3. Социологический опрос «Конь и его значение для человека»
  4. Этимология слова (лошадь, конь)
  5. Образ коня в мифологии  (былины, фольклор)
  6. Образ коня в литературе.
  7. Взаимоотношения коня и человека в  современном мире.
  8. Будущее коня. Памятники коню.

                                                                           

                                                                               Животное, всем нам знакомое с детства,

                                                                               Века с человеком  живёт по соседству,

          Как верный и преданный  друг помогает,

         А он о ней песни  и  сказки слагает.

         Давно эта дружба  у нас началась…

           И лошадям посвящаю рассказ.

 Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют».

Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли.

Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на лошади человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде.

Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.

            Первым шагом моей исследовательской деятельности стал поиск художественных произведений, в названии и содержании  которых есть слово «конь, «лошадь». Мне удалось найти следующие  произведения:

  1. Былины, пословицы, загадки.
  2. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  3. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
  4. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»
  5. К.Д.Ушинский «Лошадка»
  6. К.Паустовский «Тёплый хлеб»
  7. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
  8. Мери Дюваль «По следам любимых зверят»
  9. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
  10. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
  11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  12. «Петя Ростов» Л.Н.Толстой

Следующим шагом стал опрос шестиклассников. Как показали данные нашего социологического анкетирования среди шестиклассников, для 78 % ребят лошадь является любимым животным, из них на вопрос «Почему?»  ответили:

На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?» :

21 %

«Конёк - горбунок»П.П. Ершова

25%

«Лошадиная фамилия» А.П.Чехова

5 %

«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева

1 %

 «Слепая лошадь» К.Д.Ушинского

28 %

  Не знаю

По мнению учащихся, значение лошади для человека выражается в следующем:

  Данные социологического опроса показали, что шестиклассники владеют незначительными сведениями о лошадях,  о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.  Вследствие этого  мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской, тема дороги является наиболее важной.

Вспомним, например, Н.В.Гоголя, который считал себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Ведь именно с нею связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает.

С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется “по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений”. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... Вплоть до 30-х годов XX века лошади (кони)  были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).

Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, скульптуру, художественную литературу).

Этимология слова.

Необходимо отметить, что в нашем исследовании чередуются слова «лошадь», «конь». Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша». Тюркские племена кочевали в южно - русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.  

В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. «Лошадь, ж., лошадка…вообще конь; особ. Не жеребец и не кобыла, меринъ»

Образ коня в мифологии  (русский и якутский фольклор, былины)

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Также культ коня среди тюркоязычных народов Сибири лучше всего представлен у якутов. Как отмечают исследователи, у якутов  было божество Дьхогой, считавшееся создателем и покровителем коней. Его относили к пантеону небожителей и представляли в образе коня. Приписывали небесное происхождение. Коней приносили в жертву божествам в качестве священных животных. В алтайском героическом эпосе, который вобрал в себя основные элементы фольклорной традиции тюрков, часто встречается устойчивая  формула обращения богатыря к своему коню. В ней прослеживаются отголоски этого обряда:

«Кан-Алтын паатыр / Кан-Jеерен адынан тяжяре калыйт. / Кара кумдус пцрягин чупча тартып, / Колтык пойго кыстап турат, / Айлана согуп тизеленип, / Эдек jайып  мяргяп турат: / «Тиря jярзем, канадым – тийт, - / цляп калзам, койылкам – тийт…».

«Кан-Алтын-богатырь / С коня своего соскакивает, / Черную бобровую шапку сняв, / Под мышку сунув, / Коня обойдя, на колени становится, / Полы шубы раскидывая, [коню] кланяется: / «Если жить буду – ты мои крылья, - говорит, - / Если умру – ты мой койылка-конь), - говорит (Кан-Алтын, стрк. 402-409).  Здесь устами воина-богатыря образно передано отношение к коню: если богатырь останется в живых после боя, то конь будет его крыльями, т.е. славой. В алтайской пословице, которая появилась позднее, закрепилось это образное сопоставление: Куш канатту, / Кижи атту. - Птица с крыльями, / Человек с конем.  – Эта пословица  появилась намного позже.   Слово койылка (лит. койлоо, койлоок) обозначает коня, который должен последовать за хозяином в загробный мир.  (http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm )

Ищем параллель в славянской  народной  мудрости, которая   гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда»,  «Добрый конь подо мною, господь надо мною»,  «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. ( Неслучайно  у Астафьева В.П.  в рассказе «Конь с розовой гривой» «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом.) Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.

Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.

А корми его пшеницей да белояровой,

А ещё пои его... да ключевой водой,

...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая

Ещё добра-де лошадь богатырская.

С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.

Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:

“Мы убьём его, пограбим-ко,

Со конём его разлучим-ко!”

А богатырь-то... всех до одного

В одночасье погубил подряд...

Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия:

...припускал он коня богатырского

На эту рать — силу великую...

За землю российскую

Да за вдов, за сирот, за бедных людей.

Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:

...А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезжаю,

А судьба для меня — за коня!

Анализируя фольклорные жанры, находим детскую считалку, загадки:

                Шли кони.

А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идёт,

Травку рвёт-

Что вырвет,

То в пучок.

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

                               (загадка)

        Олицетворяя коня, народ подчёркивает мысль, какую огромную помощь оказывала лошадь человеку. Недаром испокон веков  считали её крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем.

Образ коня  в литературе

Еще  с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —

Игрушечка-конёк,

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:

...на земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет...

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит...

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.

Плата за верность своему хозяину  была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода.  В произведении Ершова П.П.удивляет  преданность Коня  человеку!

Так и у вещего князя Олега  («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который

...не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю...

И холод, и сеча ему ничего...

Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”

Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.

Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые “чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:

...Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди...

Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.

Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом — малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.

Уже в сражении Петя прокричал:

“—Ура! Ребята... наши!..” — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.

К сожалению, говоря об отношении человека  к лошадям,  встречаем и такое:  В.В.Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И

...смех зазвенел и зазвякал:

—Лошадь упала!

—Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”

...за каплищей каплища

по морде катится...

“Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

...Каждый из нас по-своему лошадь”.

О, чудо!

Лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла...

Вот она — сила любви, надежды, при которой

И стоило жить,

и работать стоило.

 В  сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» наблюдаем, как  сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они  о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...  «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник  конём» от бабушки  – это  тоже своего рода путь: путь к раскаянию.   Милосердие, доброта и прощение бабушки  сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

      Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С.Есенина ( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. ) Конь  становится  символом  прошедшей  юности, символом  того,  что  человеку  вернуть  не  дано,  это  остается  только  в воспоминаниях.

                    Я теперь скупее стал в желаньях,

                    Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

                    Словно я весенней гулкой ранью

                    Проскакал на розовом коне.

  Благодаря дополнительной символике цвета  жизнь предстает  как "розовый конь" –  символ  восхода,  весны,  радости  жизни.  Но  и  реальный крестьянский конь на заре становится розовым  в  лучах  восходящего  солнца. Суть этого стихотворения –  благодарственная  песня,  благословения  всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани  …"  (  1924 г. )

“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”

Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.

“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”

Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”

Взаимоотношения коня и человека в  современном мире. Будущее коня. Памятники коню.

     Свою главную роль в истории человеческого общества лошадь уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В сельском хозяйстве, где лошадь оставалась основной тягловой силой, работают сегодня сотни современных тракторов («… живых коней  победила стальная конница…»), да и на улицах городов лошадь нынче большая редкость. Лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт.  А  с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.

      Мы рассмотрели, как поэты и писатели воспели в своих произведениях любовь  к  коню с тех самых пор, когда человек  начал приучать это великолепное чудо  природы,- умное, верное, трепетное. Представители искусства (художники, скульпторы, архитекторы),  изображая коня-любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня- всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют  работы скульптора Э.Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена    на одноимённом памятнике (автор Э.Гиляров): это гордость коллектива за орловскую  породу коней 200-летнего существования. У основания  памятника  коню из Баболны (Венгрия)  выбита надпись: «Самому верному другу», что ещё раз подтверждает восхищение человека преданностью боевого товарища - арабского скакуна.

  Вывод, подтверждение гипотезы :

  • Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия  образа коня в художественной литературе лежат  мотивы: 1) мотив боевого коня и воина, 2) мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания) 3) мотив восхваления  коня; 4) мотив коня как основного средства передвижения; 5) мотив помощника.
  • Сопоставив русскую и якутскую мифологию, мы выяснили, что у обоих народов   конь является символом  добра и счастья. Культ коня связан с  небесным происхождением (Даждь-бог -бог Солнца и божество Дьхогой- покровитель коней)
  • Любовь к лошадям увековечена  не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало - и в нашей стране и за рубежом. Список использованной литературы:
  1. Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23
  2. Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27
  3. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698
  4. Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117
  5. «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова,   с.1-7,48
  6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)
  7. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
  8. http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3 
  9. Н.Р. Байжанова «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
  10. Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42
  11. Былины, пословицы, загадки.
  12. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  13. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
  14. К.Паустовский «Тёплый хлеб»
  15. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
  16. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
  17. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
  18. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  19. Л.Н.Толстой «Петя Ростов»

III научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

Образ коня в литературе

Авторы:

       Романова Амелия, ученица 6 класса «А»,

         МБОУ СОШ №5

       Плотникова Наталья Анатольевна,

                учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5, п. Айхал, Мирнинского района, Республики (Саха) Якутия



Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая празднику Победы

 в Великой Отечественной войне «Давайте, люди, не забудем!»

 Плотникова Н.А.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№5»

Вступительное слово учителя:

 Более полувека отделяет нас от времён ВОв. Выросло уже не одно поколение, которое знает о войне только по рассказам взрослых и кинофильмам. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны.

К истории можно относиться по – разному. Но её нельзя забывать. Память – это не только дань прошлому, она - основа будущего. Память- это благодарность старшим поколениям за боль и страдания. Не зря говорится, что народ, позабывший свою историю, не может иметь будущего.

Ученик : К сожалению, ВОв не была последней войной. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия.

   Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

    Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи В.Лебедева- Кумача. 

Звучит песня «Священная война»

Ученик: Почему война названа «священной»? Это война за правое дело, за свою Родину, не наступательная, не захватническая, а оборонительная. Такая война,- за свободу Родины, против захватчиков – оправданна. Она народная потому, что объединяет устремления всего народа, она «священная», потому что защита Отечества, своей семьи-святой долг каждого человека.

Чтение стихотворения Михаила Дудина «Победитель»

Ученик: Мы – дети, внуки, правнуки тех, кто отдал свою жизнь в боях за Родину, свято бережём память о них. И самый глубокий след в душе мальчишек и девчонок остаётся тогда, когда им удаётся лично прикоснуться к героическому прошлому.

Звучит стихотворение Виктора Текучёва «Погибшие живут среди живых…»(Настя Рымар):

Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться,

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их - значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

И не чугун, не бронза, не гранит,

Которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит,

Вот почему посмертно они живы!

Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубой.

Нет, не забудем никогда героев,

Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Учитель: В рамках празднования 65-й годовщины Победы  прошла акция «Когда заговорят портреты…», послушаем  рассказы  учащихся о своих дедах, прадедах-ветеранах

Звучит стихотворение М.Андронова «Походная сумка»:

Походная сумка висит на стене,

Что дедом когда-то завещана  мне.

Осколком пробита

 И кровью залита

Она в Сталинградском огне.

И может она рассказать о боях,

О дыме пожарищ в приволжских степях

И может напомнить сегодня она,

Какая была война!

Походная сумка висит на стене

И след штыковой на потёртом ремне.

В те дни обороны

И хлеб и патроны

Мой дед в ней хранил на войне.

И может нам сумка поведать о том,

Что снилось ему перед смертным концом

И может сегодня напомнить она,

Какая была война!

Походная сумка висит на стене,

Что дедом когда-то завещана  мне.

Её в нашей школе

По собственной воле

В музейной храню тишине.

И может она рассказать о боях,

О дыме пожарищ в приволжских степях,

И может сегодня напомнить она,

Какая была война!

Рассказ учащихся о своих дедах, прадедах-ветеранах

(акция «Когда заговорят портреты…»)

Ученик: Сколько бы времени ни отделяло нас от памятных событий Вов, героизм и подвиг её участников навсегда останутся в памяти народной и будут служить для молодых поколений образцом стойкости, отваги и  самоотверженности.

Звучит стихотворение «Отчизна – мать…» С.Барэнца

Отчизна – мать гордится им по праву,

Отважному везде у нас почёт.

Немеркнущей, неповторимой славой

Войдёт в века его победный счёт.

Он, как герой, исполнил долг солдата,

Его свинец- врагов в сердца разит.

За Родину, за кровь родного брата

России верный сын

Жестоко немцам мстит.

Рассказ о воине Якутии «Следопыт из Якутии- сержант Ф. Софронове»:

     В общее дело разгрома ненавистного врага огромный вклад внесли воины Якутии. Когда грянула война, они, как и другие народы, единодушно поднялись на защиту Отечества. Десятки тысяч лучших сынов её с оружием в руках отстаивали честь и свободу Родины. Фронтовые заслуги сынов Якутии  не забыты Родиной, народом.  Восхищает отвага, непоколебимая стойкость земляков.  «Следопыт из Якутии»… Кто он?

Стихотворение о Ф.Софронове

Ученик: В одном из писем сержанта Софронова другу читаем: «Дорогой Саша! Передай моей любимой Марусе, что я слово своё выполнил. Я буду биться до последней капли крови, как она просила. Для меня Родина – это всё: и жизнь, и Любовь – всё, всё. Вот сейчас я вижу, что русского человека не победить. Он любит свою Родину, и в этом его непобедимость…»

Чтение стихотворения «Народ- победитель» Л.Мартынова

Возвращались солдаты с войны

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

И прошли по Москве, точно сны,

Были жарки они и хмельны,

Были парки цветами полны.

В зоопарке трубили слоны,-

Возвращались солдаты с войны!

Возвращались домой старики

И совсем молодые отцы-

Москвичи, ленинградцы, донцы…

Возвращались сибиряки.

Возвращались сибиряки-

И охотники, и рыбаки,

И водители сложных машин,

И властители мирных долин,-

Возвращался народ- исполин…

Возвращался?

Нет!

Шёл он вперёд,

Шёл вперёд,

Победитель- народ!

Ученик: Как ни страшна была та война, как ни тяжки были её последствия, но так или иначе она была окончена, враг побеждён.   Народ торжествовал победу.

 Ученик: Сегодня нет в нашей стране ни одного большого города, ни одного районного центра, даже ни одного села, где бы не было сооружено обелиска героям ВОв.

              Чтение стихотворения «Обелиск» Е.Сенявской

                             Здесь давно отгремели бои

И замолкли глухие раскаты,

Но остались, как память земли,

Обелиски погибшим солдатам.

А над ними листва шелестит,

В поле травы колышутся тихо.

На граните, алея, лежит,

Каплей крови застыла гвоздика.

Все деревья вершины склонили

Этим ласковым солнечным днём,

И цветы на солдатской могиле

Загораются Вечным огнём.

Ученик: «Никто не забыт, ничто не забыто» - в этих словах и чувство глубокого уважения нашего народа к героическому прошлому, и гражданская ответственность перед настоящим и будущим.

 Ученик: Проходят годы, уходят из жизни очевидцы событий, но люди, свершившие подвиги, живут вечно:

 Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

Звучит песня «День победы»



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «О Есенине вслух»

Году  культуры посвящается…

9 марта 1915 г. С. Есенин пришел к А.Блоку

99 летназад

Звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении Кадышевой Н.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

КРИСТИНА:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий :Сергей Есенин! – это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.

Есенин (за кулисами на фоне изображения СЛАЙДЫ с.Константинова): « Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села. Я рос в атмосфере народной поэзии. Бабка меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество стихов наизусть. Читать выучили в 5, стихи начал писать с 9»

Чтение стихотворения «Береза»

Чтение стихотворения «Низкий дом  с голубыми ставнями»

Ведущий: «Наше Константиново –тихое, чистое, утопающее в зелени село на берегу Оки. Огороды у крестьян были малы. Избы с соломенными крышами теснились одна возле другой. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центе села. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина… Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, «такой простор, что не окинешь оком»

Звенит колокол. Чтение стихотворения «Благовест»  

Чтение стихотворения «Королева»

Есенин (за кулисами):  Сверстники мои- ребята озорные. С ними я лазил по чужим огородам,убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах. А больше всего я любил время  сенокоса. Это была самая веселая в деревне пора, когда чуть свет выезжали в поле  всем селом и трудились до захода солнца, а по вечерам у костра пели, играли, рассказывали страшные или смешные  истории, плясали. Выходит и читает отрывок из стихотворения «Русь»:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей,

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ведущий. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.

Чтение стихотворения «Вот уж вечер, роса…»

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

                              Мертвой колотушкой.                1910

Чтение стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся… »

Край любимый! Сердцу снятся

                        Скирды солнца в водах лонных.

                        Я хотел бы затеряться

                        В зеленях твоих стозвонных.

                         По меже, на переметке,

                        Резеда и риза кашки.

                        И вызванивают в четки

                        Ивы – кроткие монашки.

                     

         Курит облаком болото,

                      Гарь в небесном коромысле.

                        С тихой тайной для кого-то

                        Затаил я в сердце мысли.

                       Все встречаю, все приемлю,

                        Рад и счастлив душу вынуть.

                        Я пришел на эту землю,

                        Чтоб скорей ее покинуть. 1914

Ведущий:  Как-то Есенин увидел оставленные на  редакционном столе листки с новыми стихотворениями Блока. Юный рязанский поэт упивался его творчеством, веря , что именно блок сможет по достоинству оценить его творчество.

Есенин (эмоционально): «Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься. Надо ехать в Петроград. Ну что! Все письма со стихами  возвращают. Ничего не печатают. Нет, надо самому… Под лежачий камень вода не течет. Славу надо брать за рога… Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет… Приду и скажу : вот я, Сергей. Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете , так и будет…»

Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Ведущий: 9 марта 1915 года состоялась судьбоносная встреча, которая предопределила творческую судьбу Сергея Есенина.

Есенин на фоне фрагмента видеофильма «ВСТРЕЧА С БЛОКОМ»: «Лирическое стихотворение не должно быть чересчур длинным, -сказал мне Блок. Идеальная мера лирического стихотворения 20 строк. Если стихотворение будет очень длинным, оно потеряет лирическую напряженность. Оно станет бледным и водянистым. Этот урок я усвоил на всю жизнь »

Ведущий:Так начался путь Есенина в большую русскую поэзию.

Ведущий. Современники усматривали в поэтическом творчестве Есенина “хрестоматию от Пушкина до наших дней”.Из его живописных и напевных стихов вырисовывается милый сердцу образ родной земли, исконной Рязанско-Коломенской Руси. Природа в стихах Есенина - всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет.

Чтение стихотворения «О Русь, малиновое поле»  

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Ведущий.Есенин c головокружительной быстротой проделал сложный путь восхождения от стихотворца, поющего библейским слогом отчую землю “в блеске алом зари”, к вершинам поэтической классики, создав такие шедевры, как “Пугачев”, маленькие поэмы “Русь Советская”, “Русь кабацкая”, “Русь уходящая”, лирический цикл “Персидские мотивы”.

1-й ведущий:

Листопад… Взволнованные листья,
Как речные омуты, кипят.
Заблудились на тропинках лисьих
Огоньки нетронутых опят.
Вот сейчас придет сюда Есенин,
Под калиной сядет на траву.
Журавли грустят в дали осенней,
Душу в небо чистое зовут.
Не грустите, журавли. Не надо!
Опуститесь на родные мхи.
Слышите: Сергей под листопадом
Вам читает новые стихи...

2-й ведущий:

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная »

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою". 1914

Ведущий : Время С.Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа.

Чтение стихотворения «О верю, верю, счастье есть…»  

Ведущий: Революцию 1917 года Есенин встретил в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя.Революцию воспринимал по-своему, с крестьянским уклоном, самовольно покинул армию Керенского и , проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

Чтение стихотворения. «Разбуди меня завтра рано…»

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колес на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь, петуха и кров...

И на песни мои прольется

Молоко твоих рыжих коров. 1917

Ведущий:В тревожное время 1919 года Есенин свободно гулял по ночному городу, несмотря на патрули.Однажды, при проверке документов, он неожиданно стал читать свои стихи. Когда дошли до памятника Пушкину, Есенин прекратил чтение, но начальник патруля попросил его: “Расскажи еще про деревню, уж больно складно у тебя получается”.

Рассказывают, что, знакомясь с Сергеем Есениным, Феликс Дзержинский обронил: “Как это вы так живете?” “Как?” - смутился поэт.

-“Незащищенный”.

Ведущий:Поэта волнует судьба  Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».

Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни»

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Ведущий: Всё чаще в стихотворениях С.Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…

Звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Ведущий: В Москве, на Пречистенке, в  Государственном музее А.С. Пушкина бережно хранят стихотворный сборник имажинистов «Звездный бык» как напоминание о встрече С. Есенина с историком литературы Иваном Никаноровичем Розановым. На титульном листе сохранилась дарственная надпись: «Ивану Никаноровичу с приязнью С.Есенин. 26 февраля 1921 года.» Их знакомство, частые встречи и беседы – интересный пример общения Поэта и Ученого.

Чтение стихотворения «Я обманывать себя не стану..»

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,

Не расстреливал несчастных по темницам.

Я всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит

.

Ведущий:Позднее Розанов написал простые, спокойные и мудрые слова о поэте: « В основе души у этого «хулигана» лежат любовь и нежность. И это очень ценно в поэте. Для созидания, для строительства нужна любовь. А поэтому и нужен Есенин»

Чтение стихотворения «До свиданья, друг мой , до свиданья»

        До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий:О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта.

Ведущий:  Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая...

Чтение стихотворения «Заметался пожар голубой» (из сб. «Любовь хулигана»»)

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.         

Стихи о любви и про любовь

Ведущий: Но самой главной женщиной в жизни Сергея Александровича была мать , Татьяна Федоровна. Трепетно, священно для поэта чувство к матери. Он запечатлел её в задушевных, сердечных строках.

Чтение стихотворения «Молитва Матери»

Ведущий : Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном. Она ответила: “Меня все Монашкой зовут, да я не потому в черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд”. Вздохнув, добавила: “Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…”.
Это сказано было уже после смерти поэта. Сказано матерью. Той, которой поэт исповедовался.

Ведущий :

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Ведущий : Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

Ведущий:Сергей Есенин прожил ослепительную короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой короткой, как вспышка молнии, жизни – её эмоциональная насыщенность, напряженность, интенсивность. Такой яркий свет Есенин оставил, может быть, потому, что в его творчестве, как ни в чьем другом, отразились свойства незаурядной, обаятельнейшей личности.

Чтение стихотворения «Мне осталась одна забава» (Трубачев Дмитрий)

Заключительное слово учителя (на фоне музыки И.Крутого «Ты в моём сентябре»):

Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему, покидая, С.Есенин не покинул нас…Он с нами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...