Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС
статья на тему

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием -  подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_nauchno-issledovatelskoy_i.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Аникина Эльвира Юрьевна

МБОУ СОШ № 23 города Гуково Ростовской области

учитель химии и биологии

Организации научно-исследовательской и

проектной  деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием -  подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Такое включение имеет и немалое практическое значение:

- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

- есть возможность представить свои работы для участия в школьных и городских конкурсах, конференциях.

Уже в 5 классе ребята нашей школы могут почувствовать себя  начинающими учеными, ведь подростки в этом возрасте  уже  стремятся к самостоятельности, но еще не утратили  детской непосредственности и  любознательности.

Работая  с учащимися 5-6 классов, я поняла, что одним из главных мотивов деятельности  для них является  именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому  я стараюсь поддержать и развить их мотивацию  к самостоятельному поиску, исследованию.

Одним из основных направлений  внеурочной деятельности в нашей школе является  использование проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе.  Педагогами применяется индивидуальный подход к организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, используются адаптированные методики овладения навыками научного исследования  учащимися среднего звена.

В своей работе я обязательно  учитываю то  обстоятельство, что исследовательское поведение – это универсальная характеристика человеческой деятельности. А одним из основных факторов  развития исследовательского поведения  ребенка как раз и выступает  исследовательский метод обучения.

В своей работе я представляю  одну из  методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную на индивидуальном подходе.

На занятиях внеурочного курса «Проектная деятельность» я объясняю ребятам, что  представляет собой  научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.  Показываю   завершенные работы старшеклассников, мы их анализируем, выделяем  достоинства и недостатки работ.  

Важный этап -  знакомство со структурой проектной и исследовательской  работы. Ребята конспектируют основные элементы:  что должно включать введение, из чего состоит основная часть,  в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Кроме того, юные исследователи  получают информацию о доступных для них методах исследования: сравнительный анализ, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение и др.

В ходе занятий  я использую наглядный материал, презентации,  ресурсы сети Интернет.

       В ходе объяснения я привожу примеры из уже знакомых  ребятам  научно-исследовательских работ. Мы подробно разбираем каждое из понятий на конкретных примерах. Затем учащиеся пытаются  поставить самостоятельно цель, которая обычно формулируется со слов:   доказать,  обосновать,  разработать,  объяснить,  определить,  установить.  Из поставленной цели вытекают задачи исследования, которые формулируются со слов:  охарактеризовать; провести анализ (наблюдение, опрос, интервью и т.д.); выявить; определить;  изучить.

Для закрепления полученных знаний на занятии мы все вместе предлагаем темы и после совместного обсуждения формулируем проблемы, гипотезы, цели и задачи. Так нам представляется замечательная возможность  обсудить несколько вариантов целей, задач и гипотез при одной и той же  теме исследования. Иногда ребята предлагают очень интересные варианты!

В прошлом учебном году, когда мои ученики были в 5 классе к концу 2 четверти они уже выбрали для себя тему проектной работы и на каникулы им было дано задание собрать информацию по теме и разработать план работы. Основное требование, которое предъявляется к первой ученической  работе - наличие элемента собственного исследования, а также правильность оформления результатов  его проведения.

В следующей четверти занятия проходили в форме семинара. Ребята отвечали на мои вопросы по структурным элементам работы, делились своими идеями, и мы совместно вносили коррективы, предлагали идеи. При таком подходе ребята получают навыки  устной защиты перед аудиторией,  которая вправе задать  вопрос по представляемой работе.

В индивидуальных беседах при выборе темы ребята часто выбирают слишком широкую объектную область исследования,  в них сложно выделить актуальную проблему.  В процессе индивидуального собеседования я стараюсь  из общего направления,  предложенного самим  ребенком, выявить более узкий объект.

Например, группу учеников заинтересовала тема «Весенние праздники и традиции моего народа». Не выходя за рамки направления, мы совместными усилиями с родителями и ребятами трансформировали ее  следующим образом «История праздника «Жаворонки» и традиции его празднования на донской земле». Получилось замечательное исследование с глубоким анализом православной традиции этого праздника, бабушки вспомнили, как его праздновали в старые времена, мамы нашли рецепты выпекания печенья «Жаворонки», ребята выполнили замечательную презентацию об этом забытом весеннем празднике и поведали о нем всем ученикам класса и школы.  

Или, например, ученицы 5 класса  очень хотели писать работу на тему «Традиционные зимние праздники». Заранее понятно, что такая работа  не актуальна и не может являться исследованием.  Мы с авторами поставили  вопрос иначе -  «Традиции празднования Нового года и Рождества в семьях моих одноклассников». В результате  получилось замечательное исследование, включающее анализ материалов о традициях этих праздников,  собственное исследование, проведенное методом опроса детей и их родителей, который дал  интересные результаты,  ребята создали мультимедийную презентацию и придумали вопросы для  игры-викторины.

Проведенные исследования, оформленные,  в том числе и в виде  мультимедийных презентаций, могут служить  замечательным  пособием на классных часах в начальной школе.

Вот еще один пример трансформации темы. Ученицы моего класса в  индивидуальной беседе, которая проводится с каждым из ребят, высказавшим желание проводить исследование, сразу четко определили  интересующую их сферу – кулинария.  Девочкам хотелось составить сборник кулинарных рецептов блюд, которые они смогли бы готовить сами. Ознакомившись с  многообразием материала девочки сами предложили  изменить подход к отбору информации, и тема была сформулирована «Составление учебного пособия для урока технологии 5-6 класс по разделу «Кулинария». После корректировки темы сложности возникли с постановкой цели работы, а также с выдвижением гипотезы. Ознакомившись с  исследовательскими работами учащихся,  ученицы  по аналогии  предприняли  самостоятельную попытку   сформулировать цель и гипотезу работы.  После небольшой корректировки они были одобрены, и началось собственно исследование. В результате девочками было составлено красочное подробное пособие по кулинарии, они рассчитали калорийность каждого блюда и составили примерное меню для подростков, включающее блюда из их перечня.

     После того, как мы определились с темой – составляем план исследования. Выбираем метод, формулируем цели и задачи.

      Необходимо уделять большое внимание составлению плана. Это  не формальность. Я советую ребятам составлять таблицу, в которую мы последовательно  заносим информацию о  сроках (этапах)  работы,  идеях, которые возникают в процессе работы над теоретической и практической частью.

      На  занятиях  я объясняю детям  сущность и содержание понятия «гипотеза». Лучше всего объяснять на примерах уже готовых и знакомых ребятам  учебных работах.   Итак, на примерах ребята узнают, что гипотеза – это  предположение чего-либо. Причем  предположения могут быть  предварительными и неточными.  Гипотеза может быть подтверждена  проведенным исследованием или опровергнута им. Кроме того, бывает, что гипотеза подтверждается частично.

После формулировки  и выдвижения гипотезы ребятам  намного легче формулировать  вопросы анкеты, опроса, так как они должны доказать или опровергнуть свои же предположения.

         Я рекомендую  ребятам  собирать портфолио своего исследования: все наработки, черновики, первоначальные формулировки, заполненные бланки опросников или анкет. Портфолио служит, с одной стороны, доказательством  авторства исследования, а с другой -  по нему можно проследить  ход работы, ее этапы, выявить трудности.  

На занятиях мы говорим, что информационные технологии в учебных исследованиях и проектах в основном используются  для оформления работ,   создания  презентаций для сопровождения доклада, создания  сопроводительных материалов (буклетов,   материалов для стендов), поиска  информации  в сети Интернет.

     Кроме того, большое значение имеет оформление и представление полученных результатов.

       Автор  должен представлять себе требования, которые будут предъявляться к его работе экспертами, оценивающими  его труд. В нашем случае ребята получают навык правильного оформления результатов  проведенной работы, учатся  составлять список использованных источников и литературы, правильно форматировать текст.  

        Юному исследователю важно  получить адекватную оценку своей работы. Сегодня  проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо  отметить, что  все большую актуальность  приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях  больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями   представленных работ.

        Это важный для детей этап, так как конкурсы и конференции научно-исследовательских и проектных работ   предоставляют школьникам уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, получить  квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста,  оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки и культуры.

     Первый раз ученические работы защищаются ребятами перед своими  сверстниками, в классе. Требования  к устному выступлению – четкость и краткость (не более 3-5 минут): от целей и задач, которые автор ставит в работе к результатам и выводам. Все работы участвуют в этом конкурсе, ребята получают рецензию одноклассников и рейтенговый балл. Авторам лучших работ предлагается выступить перед общественностью на школьной научно-практической конференции, которая традиционно проводится в нашей школе в марте в ходе Декады Наук.

На школьной конференции в прошлом году ученики 5 класса представляли  7  проектных и исследовательских работ:

  • «История праздника «Жаворонки» и традиции его празднования на донской земле».
  • «Традиции празднования Нового года и Рождества в семьях моих одноклассников».
  • «Памятники города Гуково».
  • «Полезные ископаемые нашего региона».
  • «Игры наших дедушек и бабушек».
  • «Естественные и искусственные водоемы Ростовской области».
  • «Составление учебного пособия для урока технологии 5-6 класс по разделу «Кулинария».

      Работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к научному исследованию, выдвигаются на различные конкурсы.

Например, ученицы 5 класса Светова Мария и Бурлакова Мария представили свою работу «Естественные и искусственные водоемы Ростовской области» на областной конкурс исследовательских работ «Пойми живой язык природы.

Итак, очевидно, что ученики 5-6 классов    должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать  в полном смысле слова научным исследованием. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.

С другой стороны,  получая навыки проведения  научных исследований или создания проектов, ребята  учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи,  выдвигать гипотезы, делать собственные выводы.  Именно на это направлен индивидуальный подход  к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности  ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...