разноуровневые дидактические карточки по литературе
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Разноуровневые дифференцированные карточки по литературе в 8 кл. составлены для 3 групп учащихся по основным темам 8 класса-по произведениям А.С.Пушкина "Капитанская дочка", Н.В.Гоголя "Ревизор", по поэзии родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznourovnevye_didaktich.kartochki_po_literature.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические разноуровневые карточки по литературе

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Главы 1-4

Вариант 1

  1. Почему и ямщик и Савельич винили Гринева в том, что они попали в буран? Каких примет не знал Петр?
  2. Опишите лицо и фигуру вожатого, проводившего их до жилья. Почему А.С. Пушкин столь подробно его описывает?

Вариант 2

  1. Проанализируйте сон Гринева по дороге на постоялый двор. Какое он произвел на него впечатление в момент пробуждения?
  2. Проанализуйте сцену разговора вожатого с хозяином постоялого двора. Почему они говорят на каком- то малопонятном воровском жаргоне? Какая тайна их объединяет? Понимает ли ее в тот момент Гринев?

Вариант 3

  1. Как Гринев отблагодарил вожатого? Почему незнакомец навсегда запомнил Петрушин поступок?
  2. Охарактеризуйте старого немца генерала, под начало которого должен был попасть Гринев. Почему, по мнению повествователя, Петрушу не оставили на службе в Оренбурге?

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Главы 1-4

Вариант 1

  1. Расскажите о семье капитана Миронова и о порядках, заведенных в крепости, где оказался Гринев. Почему Гриневу была близка эта семейная обстановка? Какое значение имеют эпиграфы в этой главе?
  2. Расскажите, из- за чего произошел поединок между Гриневым и Швабриным? Как поведение в этой ситуации характеризует каждого из них?

Вариант 2

  1. Расскажите, как к героям повествования приходит любовь. Почему Маша отказывается выйти замуж за Гринева без благословения его родителей? Как это ее характеризует?
  2. Какое значение имеют эпиграфы к главе «Любовь»? Как они помогают лучше понять ситуацию?

Вариант 3

  1. Как проявилась верность Савельича и подлость Швабрина? Почему Гринев писал о себе: - Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важные влияния на мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение. Какие происшествия имел в виду герой? Почему следующая глава называется «Пугачевщина»?
  2. Дайте исторический комментарий событиям, описываемым в 4 главе. Покажите грубость и жестокость нравов той эпохи.

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Главы 7-14

Вариант 1

  1. Проанализируйте эпизод прощания капитана Миронова с женой и дочерью (глава 7). Как ведет себя каждый из них? Докажите, что это одновременно простые и очень благородные люди. Какие чувства испытывает Гринев, присутствующий при их прощании?
  2. Охарактеризуйте сторонников Пугачева. Что это за люди? Почему они поднялись на бунт? Чего они хотят? Как описан Пугачев в этой главе? Сравните его описание с портретом в главе «Вожатый». Что нового появилось в его облике?

Вариант 2

  1. Как ведет себя на крепостном валу капитан Миронов? Прокомментируйте его слова: -Что ж вы детушки стоите? Умирать так умирать: дело служивое!
  2. Расскажите о смерти капитана Миронова и Ивана Игнатьевича. Почему они отказываются присягать Пугачеву? Что для них значит верность присяге? Кому они присягали и служат? Оцените их поведение перед смертью.

Вариант 3

  1. Благодаря каким случайностям и совпадениям Гринев избежал смерти и не присягал Пугачеву? Проанализируйте этот эпизод. Как ведет себя Савельич?
  2. Оцените глубину замечаний Гринева: -Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Главы 7-14

Вариант 1

  1. Проанализируйте сцену, изображающую пир Пугачева после захвата Белогорской крепости. Как ведут себя сторонники Пугачева? Как держит себя Пугачев? Кому он отдает предпочтение? Почему на Гринева столь потрясающее впечатление произвела «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными на виселице»?
  2. Проанализируйте разговор Пугачева с Гриневым. Докажите, что Гринев остается верным дворянскому долгу и присяге. Как он объясняет Пугачеву, почему не может не выступать против него?

Вариант 2

  1. Оцените поступок дворянина Швабрина, перешедшего на сторону пугачевцев. Почему он так поступил? Что им руководило?
  2. Как разделились мнения военачальников в Оренбурге? Почему одни считали, что надо действовать наступательно, другие – оборонительно, а третьи подкупательно? Что означало последнее намерение?

Вариант 3

  1. Что побудило Гринева покинуть осажденный Оренбург С какой целью он вновь едет в Белогорскую крепость? Почему генерал говорит, что Маше «лучше быть покамест женой Швабрина»?
  2. Как Гринев был принят Пугачевым? Как вели себя «генералы Пугачева»? Почему Гринев был на волосок от смерти? Какие чувства победили в Пугачеве? Как это согласуется с эпиграфом к главе «Мятежная слобода»?

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Главы 7-14

Вариант 1

  1. В чем суть калмыцкой сказки, которую Пугачев рассказывает Гриневу? Чем так гордится Пугачев? Почему Гринев не поддерживает его и говорит, что, по его мнению, «…жить убийством и разбоем значит…клевать мертвечину»?
  2. Докажите, что Пугачев проявил широту души по отношению к Гриневу и Маше, отпустив их.

Вариант 2

  1. Прокомментируйте размышления Гринева: -Не могу изъяснить то, что чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды элодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока было еще время.
  2. Правильно ли поступил Гринев, не уехав провожать Машу к родителям и продолжая служить под началом Зурина? За что арестовали Гринева? Кто и почему донес на него? Как вели себя под следствием Гринев и Швабрин? Составьте сравнительную характеристику героев.

Вариант 3

  1. Покажите силу характера Маши Мироновой, отправившейся в Петербург, чтобы спасти Гринева. Как ей удалось оправдать его? Почему произведение называется «Капитанская дочка»?
  2. Одни литературоведы склонны считать это произведение повестью, другие- романом. Что вы думаете по этому поводу? Приведите аргументы в пользу того и другого мнения.

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка».  Идейно- художественное своеобразие

Вариант 1

  1. Какое значение в повести «Капитанская дочка» имеет повествование от первого лица? Почему именно оно выбрано А.С.Пушкиным?
  2. Почему А.С. Пушкин выбирает героем повествования столь заурядного, обыкновенного человека, как Гринев? Почему он «доверенное лицо» автора в освещении сложнейших исторических событий?

Вариант 2

  1. В чем смысл противопоставления Гринева и Швабрина? Почему блестящий столичный офицер Швабрин не имеет такого развитого чувства собственного достоинства, стремления к справедливости, способности к состраданию, как «обыкновенный» Гринев? Составьте план характеристики героев.
  2. Как в произведении изображена стихия крестьянского восстания? Какое значение имеют массовые сцены?

Вариант 3

  1. Докажите, что, по мнению автора, Гринев получил истинное нравственное воспитание, которое важнее образованности. Почему это качество героя так важно автору?
  2. Как в произведении (в его сюжете и композиции) совмещаются два плана: личный и исторический?

Н.В.Гоголь

Ревизор. Действие 1

Вариант 1

  1. Прочтите список действующих лиц, найдите в нем говорящие фамилии. Как вы думаете, почему у героев такие фамилии?
  2. Кто такой ревизор? Каковы его обязанности? С какой целью он может явиться в уездный город?

Вариант 2

  1. Почему ревизор приезжает инкогнито? Какова в таком случае его цель?
  2. О каких грешках, которые «водятся за всяким», рассуждают чиновники? Почему Городничий убежден, что «…нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено»?

Вариант 3

  1. Какими причинами чиновники объясняют приезд ревизора к ним в город? Каково ваше мнение относительно их суждений?
  2. Почему Городничий уверен, что в уездном городе не может быть измены? Чем уездный город отличается от губернского, от столицы?

Н.В.Гоголь

Ревизор. Действие 1

Вариант 1

  1. Какие рекомендации Городничий дает Землянике? Что такое богоугодные заведения? Почему ревизор непременно захочет их посетить?
  2. Какие непорядки в больнице и суде (присутствии) отмечает Городничий? Как предлагает их устранить?

Вариант 2

  1. В чем суть спора о грешках между Городничим и Ляпкиным- Тяпкиным? Какие аргументы приводит каждый из спорящих?
  2. Какие советы Городничий дает Хлопову, смотрителю училищ?

Вариант 3

  1. О чем Городничий просит почтмейстера? Может ли почтовый чиновник перлюстрировать письма? Имеет ли на это право?
  2. Почему Бобчинский и Добчинский решили, что Хлестаков- ревизор? Что они о нем рассказывают?

Н.В. Гоголь

«Ревизор» Действие 1

Вариант 1

  1. Проанализируйте ремарки 1 действия. Какое они имеют значение? Как помогают выявить авторское отношение к героям и к происходящему?
  2. Каким образом создается ощущение суматохи в конце 1 действия? Какие художественные приемы использует для этого автор?

Вариант 2

  1. Проанализируйте 3 явление 1 действия. Почему Н.В. Гоголь так подробно описывает сцену в трактире (что Добчинский и Бобчинский ели, пили, куда смотрели, что заметили)? Как Н.В. Гоголь использует в этой сцене предметную деталь?
  2. Какие нарушения по вверенным ведомствам вспомнил каждый из чиновников, узнав, что ревизор прибыл?

Вариант 3

  1. Прочтите описание Добчинского и Бобчинского в афише и в замечаниях для господ актеров «Характеры и костюмы». Почему Гоголь лишает их индивидуальности? Какое значение имеет их схожесть?
  2. Проанализируйте 4 явление 1 действия. Охарактеризуйте Анну Андреевну и Марью Антоновну во время их первого появления на сцене.

Н.В. Гоголь

«Ревизор» Действия 2-4

Вариант 1

  1. Что зритель узнает о Хлестакове из ворчаний и причитаний Осипа?
  2. Как Хлестаков ведет себя со слугой?

Вариант 2

  1. Сравните размышления Хлестакова в 3 и 4 явлениях действия. Объясните причину страха Хлестакова и Городничего. Почему оба лгут?

Вариант 3

  1. Проанализируйте 8 явление 2 действия. Объясните, почему Городничий не верит Хлестакову, хотя тот говорит правду.
  2. Проанализируйте 1-2 явления 3 действия. Охарактеризуйте жену и дочку Городничего. Как они проводят время в ожидании Городничего?

Н.В. Гоголь

«Ревизор» Действия 2-4

Вариант 1

  1. Какое впечатление на Хлестакова произвел осмотр города?
  2. Почему Городничий говорит, что в городе нет никаких развлечений и карты он в руки не берет?

Вариант 3

  1. Проанализируйте 4 явление 3 действия. Что Хлестаков рассказывает о своей петербургской жизни?
  2. Как в разговоре с Городничим и его семейством Осип аттестует своего барина? Как это характеризует самого Осипа?

Вариант 3

  1. Почему чиновники решают дать Хлестакову взятки? Как ведет себя каждый из них?
  2. Охарактеризуйте поведение Тяпкина- Ляпкина и Шпекина во время визита к Хлестакову. Почему они дают ему взятку?

Н.В. Гоголь

«Ревизор» Действия 2-4

Вариант 1

  1. Как меняется поведение Хлестакова при разговоре с Хлоповым? Почему он держит себя свободно и не стесняется?
  2. Чем во время визита к Хлестакову поведение Земляники отличается от поведения других чиновников? Почему Хлестаков просит у него больше денег, чем у остальных?

Вариант 2

  1. С какой целью являются Добчинский и Бобчинский, ведь они не находятся на службе? О чем просит каждый из них? Может ли Хлестаков соглашается?

Вариант 3

  1. На что жалуются купцы, слесарша и унтер- офицерша? Почему они тоже идут с «дарами»?
  2. Проанализируйте сцену ухаживания Хлестакова за маменькой и дочкой. Объясните поведение всех действующих лиц этой сцены. Почему Хлестаков делает предложение? Собирается ли он жениться?

Н.В. Гоголь

«Ревизор»

Идейно- художественное своеобразие

Вариант 1

  1. Каковы мечты Городничего и его жены о петербургской жизни? Что привлекает их в столице?
  2. Составьте сравнительно- сопоставительную характеристику Хлестакова и Городничего. Как они представляют себе петербургскую жизнь? О чем мечтают? Докажите, что в конечном счете они стремятся в жизни к одному и тому же.

Вариант 2

  1. Как характеризует Хлестакова его последний разговор с купцами?
  2. Каковы истинные отношения между городскими чиновниками? Почему они испытывают зависть к Городничему и его семье? Как они себя ведут с Городничим, его женой и дочерью?

Вариант 3

  1. Определите завязку, кульминацию, развязку комедии.
  2. В чем смысл комедии?

Вариант 4

  1. Проанализируйте 8 явление 5 действия. Как достигается комический эффект при чтении чиновниками письма Хлестакова?
  2. Прочитайте замечания для господ актеров. Какие характеристики Н.В. Гоголь дает героям перед пьесой? Как эти характеристики раскрываются в комедии?

Н.В. Гоголь

«Ревизор»

Идейно- художественное своеобразие

Вариант 1

  1. Как вы думаете, почему В.Н. Гоголь хотел, чтобы актеры на сцене как можно меньше играли и вели себя как можно правдоподобнее? Прокомментируйте следующее рассуждение Гоголя: «Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой роли. Смешное обнаружится само собою именно в той сурьезности, с какою занято своим делом каждое из лиц, выводимое в комедии.
  2. Почему Н.В.Гоголь был против карикатурной работы актеров? Какие цели автора не достигались при таком исполнении пьес?

Вариант 2

  1. современный литературовед В.А. Воропаев утверждает: «В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни». Согласитесь или опровергните это высказывание.
  2. В чем проявляется ханжество Городничего?

Вариант 3

  1. Найдите в тексте комедии примеры духовного «оскотинивания» героев.
  2. Что означают выражения «брать по чину» и «брать не по чину»? О каком пороке чиновников идет речь?

Вариант 4

  1. Почему чиновники испытывают не угрызения совести от сознания своей греховности, а только страх?
  2. В сцене «Развязка «Ревизора» первый комический актер Щепкин говорит:»…взглянем хоть сколько- нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да посмотрим, достанет ли у кого- нибудь из нас тогда духу спросить:»Да разве у меня рожа крива?». Как вы понимаете это рассуждение? Перед кем предстоит предстать каждому человеку? Какой суд имеет в виду писатель? Как это высказывание помогает понять смысл эпиграфа?

Н.В. Гоголь

«Ревизор»

Идейно- художественное своеобразие

Вариант 1

  1. Что означает душевный город каждого человека в понимании Гоголя? Прочтите сцену «Развязка «Ревизора»». Каким образом Н.В.Гоголь трактует душевный город и светскую совесть каждого человека?
  2. В 1846 году Н.В.Гоголь писал и.Сосницкому: «Обратите внимание на последнюю сцену «Ревизора». Обдумывайте, обмыслите вновь. Из заключительной пьесы «Развязка «Ревизора»»вы постигнете, почему я так хлопочу об этой последней сцене и почему мне важно, чтобы она имела полный эффект. Я уверен, что вы взглянете другими глазами на «Ревизора» после этого заключения, которого мне, по многим причинам, нельзя было выдать и только теперь возможно. Проанализируйте сцену «Развязка». Как вы понимаете смысл немой сцены после разъяснений писателя?

Вариант 2

  1. Проанализируйте немую сцену. В какой позе стоит Городничий? Почему он как будто распят? Кем он распят? Как автор характеризует героев?
  2. Как тема Страшного Суда нашла воплощение в пьесе Н.В.Гоголя?

Вариант 3

  1. В чем, Н.В.Гоголь видел задачу художника? Почему он считал, что художественное слово может указать путь к нравственному возрождению человека? Докажите это на примере данной пьесы.
  2. Охарактеризуйте хлестаковщину как явление душевной деградации личности. Ответить на этот вопрос вам поможет высказывание современного литературоведа Ю. Манна о характере Хлестакова: «Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Хлестаков гениален исключительной легкостью и незагаданностью выдумки. Лживость ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжет чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит. Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и всеобъемлющим будет определение, производное от имени самого персонажа- хлестаковщина».

Вариант 4

1.Покажите, что Гоголь реалист создает в своей пьесе типические образы и характеры.

2. Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

Поэзия родной природы

Вариант 1 А

  1. Объясните, почему А.С. Пушкин в стихотворении «Цветы последние милей...» предпочитает увядание первой красоте и расцвету.
  2. сравните изображение осеннего увядания природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Цветы последние милей...» и М.Ю. Лермонтова «Осень».
  3. Как Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» определяет увядание? Сравните изображение осени в стихотворении Ф.И.Тютчева и в стихотворениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Вариант 1 В

  1. Докажите, что стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» является не только пейзажной, но и философской лирикой.
  2. Сравните изображения весны в стихотворениях А.А.Фета «Первый ландыш» и А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами...»
  3. Объясните, почему изображение родной природы является постоянной темой поэтического творчества. Почему поэты вновь и вновь обращаются к ней?

Вариант 1 С

  1. Докажите, что изображение русской природы является проявлением патриотизма.
  2. Какие художественные средства для изображения пейзажа используют поэты? Приведите примеры.
  3. Докажите, что часто пейзажная зарисовка является лишь отправным пунктом для художника о смысле бытия, о судьбе народа и т.д.

В.П.Астафьев

«Фотография, на которой меня нет»

Вариант 1 А

  1. Объясните, почему приезд фотографа в село и школу был таким грандиозным событием.
  2. Почему всей деревней решали, где фотографу остановиться на ночь? Почему его нельзя было поместить к учителям- супругам? Как жители относятся к учителям- мужу и жене? Почему стараются им помочь?
  3. Почему ребятишки, герои рассказа, пошли кататься? Каким поведением они отличались?

Вариант 1 В

  1. Как главного героя рассказа Витю лечили бабушка и дедушка? Почему он рос не с родителями? Отчего умерла его мать? Какую болезнь, по мнению бабушки, он получил по наследству от матери?
  2. Почему Витя не сумел сфотографироваться вместе с остальными ребятами? Охарактеризуйте его друга Сашку. В чем проявилась его солидарность с Витей?
  3. Проанализируйте эпизод «Посещение Лысой горы». Как вели себя дети и учитель?

Вариант 1 С

  1. Подумайте, в чем смысл рассказа. Как он связан с его названием? Как автор относится к старым деревенским фотографиям? Почему они не вызывают у него улыбку? Прокомментируйте последние слова рассказа.
  2. С какой целью учитель приходит в дом к Витиной бабушке? Как она его встречает? Почему память об этом посещении у героя повествования остается на всю жизнь?
  3. Как жизнь природы по- особому раскрылась главному герою во время его болезни и вынужденного пребывания дома?

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Вариант 1 А

  1. Объясните название стихотворения Н.Оцупа «Мне трудно без России...». Почему жанр стихотворения определен поэтом как отрывок? Что это значит? Какое настроение преобладает в стихотворении? Какое состояние души передает автор?
  2. Как И.Ф.Анненский описывает зиму в стихотворении «Снег»? Какие цвета использует для характеристики снега в разную погоду?

Вариант 2

  1. Каким чувством пронизано стихотворение Д.С. Мережковского «Не надо звуков»? Чему автор хочет научить читателя?
  2. Почему Н.А.Заболоцкий утверждает, что «проникнуть в тайну очарования русского пейзажа дано далеко не каждому»? Объясните связь темы Родины в лирике русских поэтов с темой природы. Всегда ли эти темы неразрывны? Приведите примеры, подтверждающие ваши размышления.

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Вариант 1 В

  1. Какую картину России через изображение пейзажа создает Дон Аминадо в стихотворении «Бабье лето»?
  2. Каков пафос стихотворений З.Н.Гиппиус «Знайте!» и «Так и есть»? Что она имеет в виду под «воскресением» России? Почему утверждает: «Если кончена моя Россия- я умираю»?

Вариант 2

  1. Как поэт Д.С. Мережковский относится к родным местам? Как описывает их в стихотворении «Родное»? Как вы понимаете слова автора: «Здесь- тише радость и спокойней горе...»?
  2. О чем Н.А.Заболоцкий рассказывает в стихотворении «Вечер на Оке»? Что он подчеркивает в описании природы? Можно ли сказать, что автор вырос в местах, которые описывает?

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Вариант 1 С

  1. Почему столь грустны размышления И.А.Бунина в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»? Как это связано с биографией поэта, фактами его жизни?
  2. Какой Н.М.Рубцов изображает Россию в стихотворениях «По вечерам», «Встреча», «Привет Россия...» Отчего возникает чувство грусти? Как вы понимаете слова «былая Русь»? Как Н.М.Рубцов относится к переменам в России? Печалит или радует поэта бег времени? Как природа отвечает на его чувства? Что умиляет поэта в родном краю?

Вариант 2

  1. Почему поэты, оказавшиеся в эмиграции, постоянно мысленно обращались к России? Почему она была предметом их воспоминаний, раздумий и исследований?
  2. В чем смысл названия стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок»? Какова в нем система эпитетов? Какое настроение создается этим стихотворением?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневый дидактический материал

Задачи и результативность разноуровневых заданий....

Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии 7 класс

Предлагаемые разноуровневые карточки-задания для 7 класса по геометрии помогут учителю при организации контроля знаний и умений учащихся. Карточка включает в себя два вопроса задания: первый – теорети...

Разноуровневый дидактический материал по синтаксису 8-9 классы.

Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка в 8-9 классах для реализации индивидуально-дифференцированного подхода при изучении изакреплении синтаксического материала...

Дидактическое пособие. Карточки по литературе

В   пособии представлены дидактические карточки, составленные по фактам биографии классиков  русской литературы.Данные материалы могут представить интерес при подготовке к урокам литера...

разноуровневые дидактические карточки по русскому языку

Разноуровневые дидактические карточки составлены для 3 групп учащихся по русскому языку для 5-7 классов по темам,  разработана система оценивания по баллам....

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...