РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
статья по литературе (7 класс)
В статье говорится о патриотическом воспитании как одном из самых важных компонентов духовно-нравственного воспитания подростков.
Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современном мире актуальна: в обществе продолжаются кардинальные перемены, старые традиции и ценности критикуются и отрицаются, новые еще полностью не утвердились в обществе. Снижается уровень физического и психического здоровья детей, получают широкое распространение агрессивный тип поведения, этническая нетерпимость, утрачивается духовная связь с ребенком. Итак, рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака» может являться отличным средством патриотического воспитания подростков, способствует предотвращению и профилактике нетерпимости, что особенно актуально сегодня, в ситуации общественного духовного кризиса. Анализ данного текста помогает усвоить нравственные и этические нормы, которых так не хватает в обществе, развить духовные качества подростков, выработать привычки и навыки нравственного поведения (чувства долга и ответственности, любовь к Родине, к ближнему), сформировать гражданскую позицию, способствует становлению морального сознания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССКАЗ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО «СОБАКАК» КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
Я.А. Буслаева
Учитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого
Проблема духовно-нравственного воспитания подростков в современном мире актуальна: в обществе продолжаются кардинальные перемены, старые традиции и ценности критикуются и отрицаются, новые еще полностью не утвердились в обществе. Снижается уровень физического и психического здоровья детей, получают широкое распространение агрессивный тип поведения, этническая нетерпимость, утрачивается духовная связь с ребенком.
Одной из основных причин этого, по мнению И. З. Гликмана [1], является недостаточная подготовленность педагогов к процессу воспитания по сравнению с подготовкой к обучению школьников.
Во время педагогического процесса учителю приходится решать множество задач, касающихся воспитательной работы. Для этого педагог должен владеть методами воспитания: способами взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которого происходит изменение в уровне развития качеств личности подростка.
В современной школе воспитательная деятельность носит, в основном, теоретический характер, строится на монологе учителя. Педагог дает наставления, убеждает обучающихся в чем-то, опираясь часто только на свои взгляды, не учитывая мнение подростков. В этом случае практически отсутствует личностное развитие и формирование собственного мировоззрения подрастающего поколения.
Отметим главные особенности подросткового периода. Он является одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека: происходит кардинальная перестройка организма, наступает половое созревание. В этот период подростки могут быть агрессивными, их психика подвержена изменениям, также особое внимание стоит уделить самооценке ребенка, его представлению и пониманию себя [5].
Т. И. Петракова [3] справедливо отмечает, что в подростковом возрасте проблемы ценностной ориентации личности особо актуальны, так как у ребенка пробуждается интерес к себе, к своему внутреннему миру. Именно поэтому перед педагогом стоит важная задача в умелой организации образовательного процесса. Необходимо обращаться к эмоциональной сфере ребенка в процессе духовно-нравственного воспитания и воздействовать на нее. Это способствует формированию ценностных ориентаций подростков – одной из важнейших задач воспитания.
Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание в качестве процесса «как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-смыслового) воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [3]. Таким образом, важно создать педагогические условия, в процессе которых обучающийся сможет познать себя, обратиться к своему внутреннему миру, увидеть не только положительные стороны, но и заметить и проанализировать свои недостатки. Это создаст стимул к самосовершенствованию, духовно-нравственному развитию личности. Нужно разработать для подростка проблемную ситуацию, поставить его в такие условия, когда необходимо сделать непростой выбор.
Патриотизм – одна из важнейших частей общенациональной культуры, способствующая единению людей, сплочению общества, движению нашей страны вперед. Чувство патриотизма помогает в развитии личности ребенка, формировании духовных ценностей у молодежи.
В современном обществе отмечается упадок культуры, рост преступности, отрицание устоявшихся норм и традиций. Проблема нравственности стоит превыше всего. Появляется все больше подростков с девиантным поведением, снижается воспитательный потенциал семьи, в обществе все чаще наблюдается жестокость, этническая нетерпимость, экстремизм.
Мы забываем, что человек и природа взаимосвязаны, и нужно с раннего детства приучать ребенка к красоте, почитанию культурных и семейных традиций, любви к Родине. Это ведет к развитию высоконравственной духовной личности, которая сопричастна к величию своей страны.
Семья, образовательные и общественные организации способствуют становлению базовых национальных ценностей, в том числе и патриотизма. Именно любовь к Родине обеспечивает связь поколений. Отметим, что чувство патриотизма должно быть всегда, а не только в трудные и опасные периоды в жизни страны.
Патриотическое воспитание является одним из аспектов в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Напомним, что духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся непосредственно связаны друг с другом [6]. Именно общество влияет на развитие ребенка, здесь дети учатся оценивать и выстраивать отношение к себе и к окружающим, к государству, Отечеству. Необходимым условием формирования чувства патриотизма у подростков является организация совместной деятельности детей (социализация), их общение и взаимодействие друг с другом. В результате этого обучающийся усваивает социальный опыт, имеет представление о другом человеке и о себе, своих способностях и возможностях. Помогут различные воспитательные мероприятия: экскурсии, классные часы, воспитательные беседы, социальные проекты, праздники, различные виды опросов.
Поскольку образовательная и воспитательная деятельность тесно связаны между собой, педагог должен прививать обучающимся любовь и уважение к отечественным и культурным традициям, к природе, к ближнему. На уроках истории, русского языка и литературы следует давать тексты определенной тематической направленности. В рамках внеурочной деятельности проводить конкурсы, мероприятия, связанные с темой патриотизма. Это дает большой эмоциональный настрой подросткам, обучающиеся вместе с учителем переживают те или иные события, сочувствуют участникам боевых действий, испытывают гордость за свою страну и собственный народ.
Учитель должен решать первостепенные задачи, связанные с воспитательной деятельностью:
- сформировать представления обучающихся об устройстве государства, о правах граждан, о роли человека в обществе и государстве;
- развивать умение обучающихся отвечать за свои поступки и действия;
- воспитывать у подростков уважение к культуре, истории своей страны, любви к Родине, к ближнему;
- формировать и развивать у обучающихся моральные нормы, нравственные и духовные идеалы [4].
Таким образом, вопрос духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания личности – одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учителем, обществом и государством.
В качестве средства духовно-нравственного воспитания подростков мы предлагаем рассказ Василия Немировича-Данченко «Собака» [2].
В современном обществе интерес к чтению у подростков ослабевает, одним из главных средств познания мира становятся цифровые технологии. Но именно чтение художественной литературы активизирует внимание, память, воображение и мышление обучающихся, развивает функциональную грамотность подростков, что является элементом общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Подростки должны уметь воспринимать информацию, быть готовыми к критическому мышлению, что удовлетворяет требованиям образовательного стандарта [4].
Текст – один из способов получения информации. Правильная работа с текстом позволяет овладеть смысловым чтением, правильно интерпретировать, анализировать и синтезировать полученную информацию. Это относится к одному из главных универсальных умений в образовательной деятельности. Приведем пример работы с текстом рассказа «Собака» [2].
В произведении говорится о суровых военных годах и о том, как собака в рождественскую ночь спасла от гибели младенца. Раскрывается важная тема жизни и смерти, ценности человеческой жизни, где главным является любовь к ближнему и к Родине. Эти вопросы особенно важны в условиях современного гуманистического образования, так как способствуют совершенствованию личности индивида, проявлению его лучших качеств. Рассказ будет полезен для подростков 6 – 8 классов.
После прочтения текста необходимо задавать вопросы на восприятие, что помогает воздействовать на эмоциональную сферу подростка, влиять на его мировоззренческие взгляды. Представим примерный список вопросов:
- Понравился ли вам рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака»? Аргументируйте свой ответ.
- Когда происходит главное событие в рассказе? Случайно ли это? Аргументируйте свой ответ.
- Связан ли данный рассказ с темой патриотизма? Почему?
- Как вы понимаете, что такое патриотизм?
- Как бы вы охарактеризовали собаку? Можно ли считать ее поступки героическими? Почему?
- Поступок Арапки в тексте назван «подвигом милосердия». Согласны ли вы с этим и почему?
- Как ведет себя собака в первые дни после спасения младенца?
- Какой предстает война в рассказе?
- Чему противопоставлена война в произведении? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
- Как вы думаете, с какой целью в тексте дается описание внешности старого фельдфебеля? На что особенно обращает внимание автор?
- Как вы понимаете смысл цитаты, представленной ниже? Запишите 5 – 7 предложений, объясняя свою позицию.
«Перед нами покойное-покойное было детское личико, одною своею безмятежностью обессмысливавшее всю эту войну, все это истребление…» [2].
Рассказ можно разбить на смысловые части и организовать на уроке работу в группах. Это способствует социализации, формированию собственных взглядов, самореализации, умению обучающихся слушать и слышать друг друга, проявлению творческого потенциала подростков и их способности оценивать себя и других.
В качестве итогового творческого задания обучающимся можно предложить в группах написать сценарий к отрывкам, с которыми они работали. С помощью пластилина, картона, цветных карандашей, клея смоделировать данный сюжет и представить свой макет классу.
Итак, рассказ В. И. Немировича-Данченко «Собака» может являться отличным средством патриотического воспитания подростков, способствует предотвращению и профилактике нетерпимости, что особенно актуально сегодня, в ситуации общественного духовного кризиса. Анализ данного текста помогает усвоить нравственные и этические нормы, которых так не хватает в обществе, развить духовные качества подростков, выработать привычки и навыки нравственного поведения (чувства долга и ответственности, любовь к Родине, к ближнему), сформировать гражданскую позицию, способствует становлению морального сознания личности.
Список использованной литературы:
- Гликман И. З. Основы воспитания: учебное пособие для студентов и бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлениям: 050100 «Педагогическое образование» и 050000 «Образование и педагогика» / И. З. Гликман. – Москва: ФОРУМ, 2015. – 319 с.
- Немирович-Данченко В. И. Собака// Правмир [Электронный ресурс]: URL: https://www.pravmir.ru/sobbaka-privela-nas-na-sklon-gde-lezhala-zamerzshaya-zhenshhina-so-svertkom-u-grudi/ (дата обращения: 30.06.2020).
- Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Электронный ресурс] – URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=834 (дата обращения: 14. 04. 2020).
- ФГОС Основное общее образование (5, 6, 7, 8, 9 класс)// Класс-Информ.Ру [Электронный ресурс]: URL: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 1.07.2020).
- Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – С. 74.
- Шмелева К. М. Патриотическое воспитание как один из аспектов социализации/ К. М. Шмелева, И. В. Патрушева// Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19 – 20 ноября 2013 г.: в 2-х т./ отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – Т. 2. – С. 156 – 159.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида". Выпускная работа в КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-775170-1465407507.jpg)
Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"
Конспект урока доброты по рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"....
Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».Открытый урок.
Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-520477-1415482078.jpg)
«Модель деятельности руководителя фотостудии по гражданско-патриотическому воспитанию подростков» (на примере работы фотостудии)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы....
Патриотическое воспитание подростков в школе и дома
Статья о патриотическом воспитании подростков.В ней говорится о о том, как важно воспитывать патриотизм, не только в школе, но и в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-675027-1701871187.jpg)
«Патриотическое воспитание школьников в школе и семье. Ориентация подростков на духовные ценности»
laquo;Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»Антон Семенович Макаренко....
Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...