Урок литературы а 6 классе на тему "Русские пословицы - сокровищница народной мысли"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Батлук Светлана Александровна

урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse_poslovitsa.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме « Русские пословицы – сокровищница народной мысли» в 6 классе.

Цели:

 Обучающие: Сформировать понятие о пословице как о малом жанре УНТ, познакомить учащихся с В. И. Далем как выдающимся ученым, собирателем русских пословиц, поговорок и загадок.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, развивать умение логически мыслить, обобщать.

Воспитательные: учить бережному отношению к культурному наследию прошлого, показать, что пословица содержит образно сформулированные нравственные принципы жизни русского народа, актуальные и в наше время.

Оформление урока: Портрет В. И. Даля, небольшая книжная выставка: книги  В. И. Даля «Словарь живого великорусского языка», « Пословицы русского народа», Майков Л. Н.  «Пушкин и Даль», Порудоминский В. Н. «В. И. Даль», Бессараб М. Я. «Владимир Даль». Оформление доски: Число, тема урока: « Русские пословицы – сокровищница народной мысли», эпиграф к уроку: «Пословица несудима». ( В. И. Даль)

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение учителем темы урока и его целей. Записать тему урока в тетрадь.

Пословицы и поговорки по праву называют жемчужинами устного народного творчества. В них запечатлен многовековой жизненный опыт народа, правила житейской мудрости. Пословицы – это сокровищница народной мысли. Сегодня на уроке мы с вами убедимся в этом. Сквозь века пословицы доносят до нас мудрые мысли наших предков, их нравственные принципы, которых придерживаемся и мы в своей жизни.

  1. Работа с учебником. Чтение вслух одним учащимся  статьи учебника «Пословицы и поговорки».
  2. Работа в тетрадях. Записать определение пословицы и поговорки.
  3. Устный ответ на вопрос: «Чем отличается пословица от поговорки?»
  4. Индивидуальное сообщение учащегося о В. И. Дале как выдающемся собирателе русских пословиц и поговорок. Материал для сообщения взят из книг, представленных на выставке.
  5. Работа в парах. Задание: Учащимся раздаются карточки двух типов: на одних карточках записано начало пословицы, а на других ее окончание. Иногда в карточках объясняется значение некоторых слов. Нужно верно «собрать» пословицы, записать их в тетрадь, озаглавить тематическую группу, к которой принадлежат данные пословицы, подготовить сообщение о прямом и переносном смысле одной из пословиц.
  6. Устный опрос. Один ученик читает пословицы и определяет,  какой темой они объединены. Другой ученик раскрывает прямой и переносный смысл одной из пословиц. Остальные учащиеся формулируют тот нравственный принцип, о котором говорится в этих пословицах. В хорошо подготовленном классе работу можно усложнить: учащиеся самостоятельно формулируют нравственный  принцип, работая в парах, и иллюстрируют его, раскрывая смысл одной из пословиц.
  7. Вывод по уроку.

       Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взяты слова

       В.И. Даля, которые он написал на титульном листе своего сборника «Пословицы                      

       русского народа», изданного в 1861 году?

10.Выставление оценок за урок.

11.Домашнее задание:

 Привести примеры ритма и рифмы в пословицах. Найти 5 поговорок и выписать их в    тетрадь.

 Индивидуальное задание:

 Подготовить рассказ: « Об отдыхе летом», «О моем друге», «Моя любимая книга» (на выбор) – с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.

     

 Материал для карточек:

           1.  Тема: «Любовь к Родине»

Своя печаль… чужой радости дороже.

Родимая сторона – мать,…чужая – мачеха.

Глупа та птица,… которой гнездо свое немило.

На чужой стороне… и весна не красна.

С родной земли -… умри, не сходи.

             2.Тема: «Дружба»

Старый друг… лучше новых двух.

Друга узнать -…вместе пуд соли съесть.

Два горя вместе…третье пополам.

Больше той любви не бывает…как друг за друга умирает.

Друга ищи,…а найдешь – береги.

               3.Тема: «Справедливость, правда»

Кто с правдой живет,…тот добро наживет.

Лучше умереть,…чем неправду терпеть.

Доброе дело - …правду говорить смело.

Кто за правду горой,…тот истый герой.

                                         «Истый», т.е. истинный.

Деньги смогут много, …а правда все.

                  4.Тема: «Лень»

Скучен день до вечера,…коли делать нечего.

Без дела жить -…только небо коптить.

Станешь лениться -…будешь с сумой волочиться.

Не бравшись за топор… избы не срубишь.

На полатях лежать -…ломтя не видать.

                   5.Тема: « Хлеб»

Недорог виноград терский -...дорог хлеб деревенский.

Хлеб везде хорош:  и у нас и за морем.

Не будет хлеба -…не будет и обеда.

Хлеба ни куска,…так и в горле тоска.

Калач приестся,  …а хлеб никогда.

                  6.Тема: « Трудолюбие».

Глубже пахать -…больше хлеба жевать.

Держись за сошеньку…за кривую ноженьку.

Сей хлеб – не спи, …будешь жать – не станешь дремать

Без хозяина земля-... круглая сирота.

Где пахарь плачет,…там жнея скачет.

                                   « Жнея», т.е. женщина, которая жнет хлеб.

                    7.Тема: «Язык».

Язык мой -.. .враг мой.

Язык хлебом кормит… и дело портит.

Для красного словца…не пощадит ни матери, ни отца.

От одного слова -…да на век ссора.

Умей сказать… умей и смолчать.

                       8.Тема: «Гостеприимство»

Хороший гость…хозяину в почет.

Принес Бог гостя -  дал хозяину пир.

Кто гостю рад,  тот и собачку его кормит.

Хоть не богат,  но гостю рад.

Не красна изба углами,… а красна пирогами.

                          9.Тема: «Семья»

На что и клад, … коли в семье лад.

                              «Лад», т.е. согласие.

Любовь да совет -… так и горя нет.

Муж – голова,…жена  - душа.

Добрую жену взять -…ни скуки, ни горя не знать.

Детушек воспитывать -…не курочек пересчитывать.

                            10.Тема: «Пословица»

Поговорка – цветочек,…пословица – ягодка.

Из поговорки…слова не выкинешь.

На твою спесь …пословица  есть.

 «Спесь», т. е. высокомерие.

Хороша пословица:…не в бровь, а прямо в глаз.

Добрая пословица…в лад да в масть.

                                    « В лад да в масть», т. е. к месту.

                              11.Тема: «Учение»

Не учась…и лаптя не сплетешь.

Кто хочет много знать,…тому мало надо спать.

Корень учения горек,..да плод его сладок.

Не выучит школа -… выучит охота.

                                     «Охота», т. е.необходимость.

Красна птица перьем, …а человек ученьем.

 «Перьем», т.е. пером.

.

           1.  Тема: «Любовь к Родине»

Своя печаль… чужой радости дороже.

Родимая сторона – мать,…чужая – мачеха.

Глупа та птица,… которой гнездо свое немило.

На чужой стороне… и весна не красна.

С родной земли -… умри, не сходи.

               3.Тема: «Справедливость, правда»

Кто с правдой живет,…тот добро наживет.

Лучше умереть,…чем неправду терпеть.

Доброе дело - …правду говорить смело.

Кто за правду горой,…тот истый герой.

                                         «Истый», т.е. истинный.

Деньги смогут много, …а правда все.

                   5.Тема: « Хлеб»

Недорог виноград терский -...дорог хлеб деревенский.

Хлеб везде хорош:  и у нас и за морем.

Не будет хлеба -…не будет и обеда.

Хлеба ни куска,…так и в горле тоска.

Калач приестся,  …а хлеб никогда.

                  6.Тема: « Трудолюбие».

Глубже пахать -…больше хлеба жевать.

Держись за сошеньку…за кривую ноженьку.

Сей хлеб – не спи, …будешь жать – не станешь дремать.

Без хозяина земля-... круглая сирота.

Где пахарь плачет,…там жнея скачет

                                  « Жнея», т.е.    женщина, которая    жнет хлеб.

                          9.Тема: «Семья»

На что и клад, … коли в семье лад.

                              «Лад», т.е. согласие.

Любовь да совет -… так и горя нет.

Муж – голова,…жена  - душа.

Добрую жену взять -…ни скуки, ни горя не знать.

Детушек воспитывать -…не курочек пересчитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок в 5 классе по изобразительному  исскуству.  На уроке рассматриваются виды игрушек:  филимоновской, каргопольской, дымковской . ...

Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"

Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Конспект урока в 6 классе «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».

Тема: «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».Класс: 6....