Урок литературы а 6 классе на тему "Русские пословицы - сокровищница народной мысли"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме « Русские пословицы – сокровищница народной мысли» в 6 классе.
Цели:
Обучающие: Сформировать понятие о пословице как о малом жанре УНТ, познакомить учащихся с В. И. Далем как выдающимся ученым, собирателем русских пословиц, поговорок и загадок.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, развивать умение логически мыслить, обобщать.
Воспитательные: учить бережному отношению к культурному наследию прошлого, показать, что пословица содержит образно сформулированные нравственные принципы жизни русского народа, актуальные и в наше время.
Оформление урока: Портрет В. И. Даля, небольшая книжная выставка: книги В. И. Даля «Словарь живого великорусского языка», « Пословицы русского народа», Майков Л. Н. «Пушкин и Даль», Порудоминский В. Н. «В. И. Даль», Бессараб М. Я. «Владимир Даль». Оформление доски: Число, тема урока: « Русские пословицы – сокровищница народной мысли», эпиграф к уроку: «Пословица несудима». ( В. И. Даль)
Ход урока:
- Орг. момент.
- Сообщение учителем темы урока и его целей. Записать тему урока в тетрадь.
Пословицы и поговорки по праву называют жемчужинами устного народного творчества. В них запечатлен многовековой жизненный опыт народа, правила житейской мудрости. Пословицы – это сокровищница народной мысли. Сегодня на уроке мы с вами убедимся в этом. Сквозь века пословицы доносят до нас мудрые мысли наших предков, их нравственные принципы, которых придерживаемся и мы в своей жизни.
- Работа с учебником. Чтение вслух одним учащимся статьи учебника «Пословицы и поговорки».
- Работа в тетрадях. Записать определение пословицы и поговорки.
- Устный ответ на вопрос: «Чем отличается пословица от поговорки?»
- Индивидуальное сообщение учащегося о В. И. Дале как выдающемся собирателе русских пословиц и поговорок. Материал для сообщения взят из книг, представленных на выставке.
- Работа в парах. Задание: Учащимся раздаются карточки двух типов: на одних карточках записано начало пословицы, а на других ее окончание. Иногда в карточках объясняется значение некоторых слов. Нужно верно «собрать» пословицы, записать их в тетрадь, озаглавить тематическую группу, к которой принадлежат данные пословицы, подготовить сообщение о прямом и переносном смысле одной из пословиц.
- Устный опрос. Один ученик читает пословицы и определяет, какой темой они объединены. Другой ученик раскрывает прямой и переносный смысл одной из пословиц. Остальные учащиеся формулируют тот нравственный принцип, о котором говорится в этих пословицах. В хорошо подготовленном классе работу можно усложнить: учащиеся самостоятельно формулируют нравственный принцип, работая в парах, и иллюстрируют его, раскрывая смысл одной из пословиц.
- Вывод по уроку.
Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взяты слова
В.И. Даля, которые он написал на титульном листе своего сборника «Пословицы
русского народа», изданного в 1861 году?
10.Выставление оценок за урок.
11.Домашнее задание:
Привести примеры ритма и рифмы в пословицах. Найти 5 поговорок и выписать их в тетрадь.
Индивидуальное задание:
Подготовить рассказ: « Об отдыхе летом», «О моем друге», «Моя любимая книга» (на выбор) – с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.
Материал для карточек:
1. Тема: «Любовь к Родине»
Своя печаль… чужой радости дороже.
Родимая сторона – мать,…чужая – мачеха.
Глупа та птица,… которой гнездо свое немило.
На чужой стороне… и весна не красна.
С родной земли -… умри, не сходи.
2.Тема: «Дружба»
Старый друг… лучше новых двух.
Друга узнать -…вместе пуд соли съесть.
Два горя вместе…третье пополам.
Больше той любви не бывает…как друг за друга умирает.
Друга ищи,…а найдешь – береги.
3.Тема: «Справедливость, правда»
Кто с правдой живет,…тот добро наживет.
Лучше умереть,…чем неправду терпеть.
Доброе дело - …правду говорить смело.
Кто за правду горой,…тот истый герой.
«Истый», т.е. истинный.
Деньги смогут много, …а правда все.
4.Тема: «Лень»
Скучен день до вечера,…коли делать нечего.
Без дела жить -…только небо коптить.
Станешь лениться -…будешь с сумой волочиться.
Не бравшись за топор… избы не срубишь.
На полатях лежать -…ломтя не видать.
5.Тема: « Хлеб»
Недорог виноград терский -...дорог хлеб деревенский.
Хлеб везде хорош: и у нас и за морем.
Не будет хлеба -…не будет и обеда.
Хлеба ни куска,…так и в горле тоска.
Калач приестся, …а хлеб никогда.
6.Тема: « Трудолюбие».
Глубже пахать -…больше хлеба жевать.
Держись за сошеньку…за кривую ноженьку.
Сей хлеб – не спи, …будешь жать – не станешь дремать
Без хозяина земля-... круглая сирота.
Где пахарь плачет,…там жнея скачет.
« Жнея», т.е. женщина, которая жнет хлеб.
7.Тема: «Язык».
Язык мой -.. .враг мой.
Язык хлебом кормит… и дело портит.
Для красного словца…не пощадит ни матери, ни отца.
От одного слова -…да на век ссора.
Умей сказать… умей и смолчать.
8.Тема: «Гостеприимство»
Хороший гость…хозяину в почет.
Принес Бог гостя - дал хозяину пир.
Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.
Хоть не богат, но гостю рад.
Не красна изба углами,… а красна пирогами.
9.Тема: «Семья»
На что и клад, … коли в семье лад.
«Лад», т.е. согласие.
Любовь да совет -… так и горя нет.
Муж – голова,…жена - душа.
Добрую жену взять -…ни скуки, ни горя не знать.
Детушек воспитывать -…не курочек пересчитывать.
10.Тема: «Пословица»
Поговорка – цветочек,…пословица – ягодка.
Из поговорки…слова не выкинешь.
На твою спесь …пословица есть.
«Спесь», т. е. высокомерие.
Хороша пословица:…не в бровь, а прямо в глаз.
Добрая пословица…в лад да в масть.
« В лад да в масть», т. е. к месту.
11.Тема: «Учение»
Не учась…и лаптя не сплетешь.
Кто хочет много знать,…тому мало надо спать.
Корень учения горек,..да плод его сладок.
Не выучит школа -… выучит охота.
«Охота», т. е.необходимость.
Красна птица перьем, …а человек ученьем.
«Перьем», т.е. пером.
.
1. Тема: «Любовь к Родине»
Своя печаль… чужой радости дороже.
Родимая сторона – мать,…чужая – мачеха.
Глупа та птица,… которой гнездо свое немило.
На чужой стороне… и весна не красна.
С родной земли -… умри, не сходи.
3.Тема: «Справедливость, правда»
Кто с правдой живет,…тот добро наживет.
Лучше умереть,…чем неправду терпеть.
Доброе дело - …правду говорить смело.
Кто за правду горой,…тот истый герой.
«Истый», т.е. истинный.
Деньги смогут много, …а правда все.
5.Тема: « Хлеб»
Недорог виноград терский -...дорог хлеб деревенский.
Хлеб везде хорош: и у нас и за морем.
Не будет хлеба -…не будет и обеда.
Хлеба ни куска,…так и в горле тоска.
Калач приестся, …а хлеб никогда.
6.Тема: « Трудолюбие».
Глубже пахать -…больше хлеба жевать.
Держись за сошеньку…за кривую ноженьку.
Сей хлеб – не спи, …будешь жать – не станешь дремать.
Без хозяина земля-... круглая сирота.
Где пахарь плачет,…там жнея скачет
« Жнея», т.е. женщина, которая жнет хлеб.
9.Тема: «Семья»
На что и клад, … коли в семье лад.
«Лад», т.е. согласие.
Любовь да совет -… так и горя нет.
Муж – голова,…жена - душа.
Добрую жену взять -…ни скуки, ни горя не знать.
Детушек воспитывать -…не курочек пересчитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...
Урок в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"
Урок в 5 классе по изобразительному исскуству. На уроке рассматриваются виды игрушек: филимоновской, каргопольской, дымковской . ...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"
Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
Конспект урока в 6 классе «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».
Тема: «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».Класс: 6....