Презентация к уроку литературы в 9 классе "А.И. Солженицын. Биография. Рассказ "Матренин двор"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Шатских Надежда Викторовна

Презентация подготовлена к конкурсному уроку «Цифровой урок в среде Core» по теме А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» Литература 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solzhenitsyn._biografiya._matryonin_dvor.pptx981.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) -известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи «Архипелаг ГУЛАГ» .

Слайд 2

Детские годы и образование Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения. В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить.

Слайд 4

Вторая мировая война Несмотря на слабое здоровье , Солженицын стремился на фронт . С 1941 года писатель служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне . В 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище , по окончанию которого он получил звание лейтенанта . С 1943 года Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки . За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами , получил звание старшего лейтенанта , а затем капитана . В этот период Солженицын не прекращал писать , вел дневник .

Слайд 5

Заключение и ссылка Александр Исаевич критически относился к политике Сталина , в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма . В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку ( по 58-й статье ). Зимой 1952 года у Александра Солженицына , биография которого и так была достаточно непростой , обнаружили рак .

Слайд 6

В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе» в Ташкенте. В 1956 году, когда ссылка по 58-й статье была распущена, писатель вернулся в Россию. Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына : в произведениях « Люби революцию », «В круге первом », « Один день Ивана Денисовича », « Знают истину танки » и др .

Слайд 7

Конфликты с властями Поселившись в Рязани , писатель работает учителем в местной школе, продолжает писать. В 1965 году КГБ захватывает архив Солженицына, ему запрещают публиковать свои произведения. В 1967 году Александр Исаевич пишет открытое письмо Съезду советских писателей, после которого власти начинают воспринимать его как серьезного противника. В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением « Архипелаг ГУЛАГ» за границей выходят «В круге первом » и « Раковый корпус ». В 1969 году Александр Исаевич был исключен из Союза писателей . После публикации за границей в 1974 году первого тома « Архипелага ГУЛАГ», Солженицын был арестован и выслан в ФРГ.

Слайд 8

Личная жизнь Первой женой Александра Солженицына была Наталья Решетовская , с которой он познакомился в 1936 году во время учебы в университете . Они заключили официальный брак весной 1940 года , но вместе пробыли недолго : сначала война , а затем и арест писателя не дали супругам возможности на счастье . В 1948 году после многократных убеждений органов НКВД Наталья Решетовская развелась с мужем . Однако когда его реабилитировали , они вместе стали жить в Рязани и снова расписались .

Слайд 9

Жизнь за границей . Последние годы В 1975 – 1994 годах писатель посетил Германию , Швейцарию , США, Канаду , Францию , Великобританию , Испанию . В 1989 году « Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале « Новый мир », вскоре в журнале публикуется и рассказ « Матренин двор » (написан в 1959г) В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию . Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью . В 2006 – 2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына . Умер Александр Солженицын от острой сердечной недостаточности 3 августа 2008 года , не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия. Похоронили этого человека , которому выпала неординарная , но невероятно тяжелая судьба , на Донском кладбище в Москве – самом крупном дворянском некрополе столицы .

Слайд 10

Анализ рассказа «Матрёнин двор» Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? (нет) Но ведь к концу рассказа мы зрительно представляем себе Матрену. Если нет четкого портрета, то на каких деталях внешности сосредоточено внимание писателя? (повторяется чаще всего лишь одна деталь — улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка ее кругловатого лица», «улыбалась чему-то»,«просветленная, всем довольная, со своей доброй у лыбкой », «извиняющаяся полуулыбка»). Почему автор уделяет большое внимание не внешнему виду Матрены, а ее улыбке, взгляду? (Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. Свою душу Матрёна распахивает, когда слушает музыку Глинки . Что еще может рассказать о человеке помимо внешности? (речь) В чем особенность ее речи? ( обилие простореч­ной, диалектной лексики; ее изречения напоминают народные послови­цы («Не умемши , не варемши — как утрафишь ?»); многочисленные примеры народной этимологии: дуель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп) А манера речи Матрены: как она выговаривает свои «доброжела­тельные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках». Как проходит обычный день у Матрены? ( Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы) А если мы вспомним, сколько горя и несправедливости пришлось ей пережить : разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, тяжёлый труд в деревне, тяжёлая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки ) Быть может, Матрена обижена на свою судьбу? Обозлилась на этот мир столь жестокий к ней ? (Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.) В чем находит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.

Слайд 11

Анализ рассказа Как проходит обычный день у Матрены? ( Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы) А если мы вспомним, сколько горя и несправедливости пришлось ей пережить : разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, тяжёлый труд в деревне, тяжёлая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки ) Быть может, Матрена обижена на свою судьбу? Обозлилась на этот мир столь жестокий к ней ? (Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.) В чем находит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Фаддей пришёл к Матрёне в этот раз с какой просьбой? ( просить отдать горницу Кире) Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница? Горница – это? Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Гибель горницы на переезде приобретает символиче­ский смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гиб­нет человек, порвавший со своими корнями. Почему ему удаётся уговорить Матрёну отдать горницу Кире ? ( Она не привыкла отказывать в помощи). Матрёна очень любит свою воспитанницу Киру. Почему же ей тяжело решиться отдать завещанную при жизни горницу? Ей жалко? ( Ломка дома воспринимается ей как ломка всей её жизни. «… жутко было ломать ту крышу… было это – конец её жизни всей… ) Горькая судьба ожидает и избу Матрены. Ведь рассказчик чувствует, что события закончатся трагически? Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? (страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.) Как ПРИРОДА препятствует трагедии? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини? ( стр 232 ) На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа. Какой символический смысл несет образ паровоза? Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа. Как относятся к её смерти в деревне? Есть ли люди, искренне переживающие смерть Матрёны? ( Людей, переживающих смерть Матрёны, очень мало - близкая подруга Маша, воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, думают о том, как заполучить наиболее выгодную часть имущества ).

Слайд 12

Прототип героини Матрена Васильевна Захарова Вывод : Матренин двор - это есть Матренин мир –особый мир праведника. В кульминации рассказа Матрёнин двор - двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку. Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича . Жизнеспособны ли, по вашему мнению , сегодня нравственные принципы, утверждаемые А. И. Солженицыным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы - биография Н.Лескова

В данной презентации содержится материал по творчеству Н.Лескова( детские годы, творческая биография, рассказ о произведениях писателя и многое другое)...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены ( по рассказу А.И. Солженицына)

В презентации содержатся материалы к уроку: название темы урока, словарь, цитаты из рассказа, домашнее задание....

Методическая разработка урока по теме: А.И. Солженицын рассказ "Матрёнин двор"

А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит...

Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим  для анализа произведения...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...