Презентация к уроку литературы. Поэма А.Е.Кулаковского "Дары реки"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Презентация знакомит с поэмой А.Е.Кулаковского "Дары реки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот Сергеенко Л.В.

Слайд 2

Слово о Кулаковском. Алексей Елисеевич Кулаковский — мыслитель, философ, общественный деятель, основоположник якутской письменной литературы. А.Е.Кулаковскому — Ексекуляху, как называют его сами якуты, - суждено было стать не только зачинателем родной литературы, но и одним из самых выдающихся ее представителей, классиком в полном смысле этого слова.

Слайд 4

Биография. А.Е. Кулаковский родился 4 марта по старому стилю 1877 года в местности Уучай 1V Жехсогонского наслега Таттинского улуса в семье крепкого крестьянина. В годовалом возрасте был передан на воспитание деду и бабушке по материнской линии. Получил исконно якутское воспитание. Теперь это называется якутской народной педагогикой. Сохранилось его письменное воспоминание о той поре: «Будучи малолетком, я целые ночи просиживал «под челюстями» (якутское выражение) сказочника, слушая его сказки, легенды, «остуоруйа»... Понемногу я стал вникать в прошлое, в быт, а главное, в язык» Закончив Чурапчинскую начальную школу и окончив первый класс Якутской духовной семинарии по всем предметам на «отлично» в 1891 году поступил в Якутское реальное училище, которое также окончил блестяще через 6 лет. Являясь одним из самых лучших и способнейших воспитанников училища, Кулаковский написал два научных реферата на темы: “Главнейшие достоинства поэзии А.С. Пушкина» и «Вправе ли русские гордиться своим именем?’». Эти работы свидетельствуют о выдающихся способностях автора к литературе и науке.

Слайд 5

Биография По окончании якутского реального училища Алексей Елисеевич попеременно работает сельским писарем, письмоводителем канцелярии, народным учителем, переезжая из одного улуса в другой. Народная жизнь развертывается перед ним во всей пестроте и сложности. Значительную часть своего времени Кулаковский посвящает исследованиям, сочетая в одном лице путешественника, географа, фольклориста, этнографа, языковеда и социолога. Так появляются его работы, относящиеся к якутским пословицам и поговоркам; растительному и животному миру Якутии; к якутскому языку, поверьям, обрядам, легендам. В декабре 1925 г. А.Кулаковский выехал делегатом от Якутской АССР на Первый тюркологический съезд в г. Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 г. В июне 1992 г. на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС (Я) открыт надгробный памятник. Указом Президента Республики М.Е. Николаева от З марта 1992 г. учреждена Государственная премия имени А.Е. Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии. Именем А.Е. Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС (Я).

Слайд 7

Творчество Кулаковского. Творчество Кулаковского делится на 3 периода: 1. 1900-1908 гг. — начало творчества, в этот период были написаны ранние произведения поэта. 2. 1909-1916 гг. — были написаны основные философские произведения, это — пик его творчества. 3. 1923-1925 гг. — творчество писателя в советские годы. Основные произведения: 1 период: „Благословение Байаная“ (1900), „Скупой богач“ (1907). 2 период: „Дары Лены“ (1909), „Сон шамана“ (1910), „Спор разума с сердцем“ (1912), „Благопожелание среднему поколению“ (1912). 3 период: „Самолет“ (1925), „Армия заснеженной страны“ („Красная Армия“) (1924), „Приход лета“ (1924).

Слайд 9

Поэма «Дары реки» Поэма «Дары реки» родилась из двух источников — стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дары Терека» и якутских мифов о Быке зимы, что не помешало автору создать оригинальное произведение. Темной неотвратимой стихии, олицетворением которой выступает «бабушка-океаниха», владычица Ледового океана, противостоит добрая, благословенная Лена-река, кормилица людей. Тремя потоками начинаясь, Теченьем вольным распространяясь, Торжествующая Лена-река,- Сыновей бесчисленных созывая, Дочерей несчитанных собирая, Детишек резвых объединяя, Волнами играя буйно, Шугой звеня громко, Льдинами гремя гулко… Самой славной рекою став, Потекла она важно и чинно, Друзья мои, Понеслась она привольно и сильно, Братцы мои, И, не предвидя горя беды, Дотекла она До бабушки-океанихи, До великой ледовитой воды.

Слайд 10

Сюжет поэмы Река Лена старается всячески умилостивить грозную «бабушку» своими дарами: прозрачными водами, собранными со всей огромной Сибири с растворенными в них солью, медью и железом; несметными косяками рыб; песком и землей для новых островов; блестящим золотом. Но все тщетно, ненасытная хозяйка океанской пучины отвергает все гостинцы Лены-госпожи, требует у нее кровавых людских подношений. В отместку она заковывает сердобольную Лену в ледяной панцирь, а на людей насылает свою старшую дочь — жестокую зиму и старшего сына — безжалостный мороз в облике чудовищного Быка.

Слайд 11

Особенности поэмы Главная особенность эпической поэзии основоположника якутской литературы – традиционно-фольклорная форма, связь с жизнью, нравами, обычаями родного народа. Это размышления поэта о социальных явлениях своего времени, об истории родного края. Поэма построена на диалоге реки Лены и Владычице. Главное: раскрытие особенностей взаимоотношений людей и окружающей их природы Значительное место занимает образ родной Якутии: Лена, речка Вилюй, Алдан-госпожа, сильная Томпо, дикая Хандыга, пленительный Учур, Бодайбо и др. Всех их объединяет добрая жалость ко всему живому, желание помочь, облегчить жизнь людям. Именно поэтому Лена приносит себя в жертву Владычице, ее морозам. Всего на 3- 4 месяца она возвращается к людям, чтобы согреть, накормить, порадовать их.

Слайд 12

Госпожа Алда н

Слайд 14

Речка Учур

Слайд 15

Амга- красавица

Слайд 16

Маленькая Татта-Хотун

Слайд 17

Дикая Хандыга

Слайд 18

Вилюй

Слайд 19

Томпо

Слайд 20

Витим - госпожа

Слайд 21

Мальчик Бодайбо, сын Витим-госпожи Надо сказать, что в этом произведении на примере Бодайбинского золотого месторождения АЕ.Кулаковский впервые в якутской литературе поставил экологические проблемы, так актуальные сегодня Это прежде всего протест против хищнического отношения к природным богатствам Якутии, отражение трагического положения родного народа. Сынок болезненный, но любимый. Скалы вокруг него мы украсили обильным золотом, дно у него устелили плотным золотом, с боков ложе его покрыли блестящим золотом. А чтобы никто об этом не догадался, окружали его скалистые горы, чтобы никто к нему не подобрался, скрывали его таежные дебри, сторожили его медведи и водки, хищные звери… Но, увы, человек дотошный... сокровище наше обнаружил... Мальчика Бодайбо маленькое русло куда хотят направляют. Шустрое теченье мальчика Бодайбо как хотят изменяют. Охраняющие темные леса изрубили в щепки белые, как снежный сугроб. Защищающие девственные леса превратили в угля, развеяли по земле золой. Большие камни силой огня и воды раскрошили на куски. Огромные камни взрывами динамита разрушили вдребезги. Как ворота в преисподнюю, распахнули пасти ужасные шахты...

Слайд 22

Бодайбо – своенравный сын Витим

Слайд 23

Река Лена Почтительное, заботливое уважение ко всему: и к Океану, и сестрам-притокам, и к народам, населяющим ее берега. Младшая дочь великого океана, благодетель двуногих, кормилец всех живностей на своем громадном бассейне -пытается угождать седому океану Она старается всячески умилостивить грозную «бабушку» своими дарами: прозрачными водами, собранными со всей огромной Сибири с растворенными в них солью, медью и железом; несметными косяками рыб; песком и землей для новых островов; блестящим золотом.

Слайд 24

Владычица Самоуверенность, вера в свою силу, гордость, граничащая с уничижительным отношением ко всему. Владычица "девять дней и девять ночей бушевала, бурлила и бесновалась от глупой речи дочери Лены. На десятый день, немного успокоившись, заговорила словами тяжелыми, словно льдины". - Видишь мои седины?. Со времен сотворения мира Держу я нерушимую клятву Бороться Против светло-белого солнца Да ничтожных двуногих существ. Ненасытная хозяйка океанской пучины отвергает все гостинцы Лены-госпожи, требует у нее кровавых людских подношений. За то, что "глупая младшая дочка "Лена оберегает", "защищает", "жалеет", "лелеет" "людишек жалких" злобная бабушка-океан направляет в отместку безжалостную старшую дочь - жестокую зиму вместе со старшим сыном - великим бессердечным Быком Морозом. Всех желаемых тобой 3аморозит в прах Холод, смерть, Снег, мрак... До окончания века Да будет так.

Слайд 25

Выводы В поэме характерны философские размышления над вечными проблемами жизни на материалах якутской действительности. Эти философские идеи, предположения автора, выраженные в поэтических описаниях, символических образах, пронизаны светлой любовью к родной земле, гордостью величественной красотой природы Якутии, которую Человек должен беречь и охранять.

Слайд 26

Вопросы учащимся. Какие подарки Лена принесла Владычице? Сравните образы Ледовитого океана и реки Лены. Охарактеризуйте другие реки (по выбору) Как описаны река и океан после последнего монолога Лены? Кто такие «дочь» и «сын» владычицы в ее последнем монологе? Как они описаны?

Слайд 27

Домашнее задание. Напишите рассуждение по поэме «Дары реки» (по выбору учащихся): «Актуально ли содержание поэмы? В чем можно согласиться с автором?» Тема Родины в поэме «Дары реки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Презентация представляет собой тест   к итоговому уроку по литературе в 8 классе по  поэме  М. Ю. Лермонтова "Мцыри"....

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы " Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека: счастье – поиск и достижение счастья ставится Некрасовым и его...