Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.i.tyutchev_neohotno_i_nessmelo.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир природы в лирике Тютчева (1803 – 1873) О́встуг Брянского уезда Орловской губернии Стр.291

Слайд 2

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, К ак бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит . С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба*, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь , на землю пролила. (молодость, - Что символизирует гроза в творчестве Тютчева? (символическая функция пейзажа) А с философской точки зрения ? (философская функция пейзажа) (приносит духовное очищение) б еззаботность) Геба* ( Гебея ), греч. — богиня вечной молодости, на пирах олимпийских богов выполняла обязанности виночерпия (до появления Ганимеда). ВИНОЧЕ́РПИЙ , муж. В древности - должностное лицо, заведовавшее напитками и подносившее их пирующим ( ист.). Царский виночерпий . || Наливающий вино

Слайд 3

в Брянске Открыт 27 июля 2003 г ., к 200-летию поэта в О́встуг е

Слайд 4

Фёдор Ива́нович Тю́тчев русский поэт (около 300 стихотворений, немного) Дипломат ( владел пятью языками, двадцать лет п ровёл за границей, в Германии и Италии ) Публицист (журналист)

Слайд 5

Стихотворение « Неохотно и несмело...» (написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг , имение, куда он иногда приезжал) Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе После южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт по-новому увидел свои родные места.

Слайд 6

Словарная работа Нива – обработанное поле, пашня, посевы Окаймить (кайма) – очертить Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога… Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать. Стихотворение «Неохотно и несмело...» (6 июня 1849 г. с. Овстуг ) Текст в учебнике, стр. 211

Слайд 7

* * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля . Ветра теплого порывы , Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей . Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля . - Прокомментируйте сюжет - Через какие образы? Изобразил миг перед грозой, когда природа затихает и преображается, картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца Завязка: солнце…, картины порывов ветра и наступающего сумрака Кульминация : вспышка молнии , усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль . Развязка: гроза заканчивается, вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Слайд 8

* * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля . - Найдите средства выразительности, которые помогают автору нарисовать эту картину. олицетворение Солнце смотрит Принахмурилась земля . Солнце взглянуло потонула земля пыль летит Эпитеты- Метафоры - скрытое сравнение, глагол+ сущ., с ущ + сущ пробилась молнии струя образное определение Пламень белый и летучий смятенная сердитей и смелей раскаты Исподлобья Пламень Окаймил

Слайд 9

* * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля . Аллитерация - п овторение согласных звуков с целью создания звуковой картины (согласные в слове выполняют смысловую функцию) Вет р а теплого по р ывы, Дальный гр ом и дождь по р ой... Зеленеющие нивы Зеленее под гр озой. Окаймил ее к р ая. Чаще капли дождевые, Вих р ем пыль летит с полей, И р аскаты г р омовые Всё се р дитей и смелей. Нео х отно и не с мело С олнце с мотрит на поля. Ч у, за ту ч ей прог р емело, Прина х мурила с ь земля. Повторение глухих согласных в 1 строфе какую картину рисуют? - Повторение во 2 и 4 строфе сонорного «р» и звонкого «г»? Р аскаты грома становятся более гулкими и сердитыми. Гроза не торопится, и в 4 строфе набирает силу. - В шипящих «х», «ч», и многократном глухом «с» с лышится покой, шёпот, потом словно призыв к соблюдению тишины – «с», «тс». . Аллитерация «с» в первом и последнем четверостишиях помогает передать сияние солнца.

Слайд 10

* * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля . Вет р а теплого по р ывы, Дальный гр ом и дождь по р ой... Зеленеющие нивы Зеленее под гр озой. Окаймил ее к р ая. Чаще капли дождевые, Вих р ем пыль летит с полей, И р аскаты г р омовые Всё се р дитей и смелей. Нео х отно и не с мело С олнце с мотрит на поля. Ч у, за ту ч ей прог р емело, Прина х мурила с ь земля. Земля насторожилась в предчувствии перемены, прислушивается, готовится к смене власти. Во фразе «чу, за тучей прогремело », слышатся раскаты грома. Они угрожающе звучат? Звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия . . Аллитерация в 5 строфе и ассонанс как помогают понять стихотворение? (ассонанс - повторение гласных звуков, гласные в слове выполняют музыкальную функцию ) Со л нце раз еще взг л яну л о Испод л обья на по ля — И в сиянье потону ла Вся смятенн ая зем ля . Повторяющиеся «ла», «ля» , «ля» напоминают песенку, и передают настроение радостное, счастливое. - Что мы услышали при помощи звукописи?

Слайд 11

Автор при помощи метафор наделяет солнце человеческими качествами. * * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля. - Прокомментируем образ солнца На время уступает бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за землёй. И последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы. - Почему неохотно и несмело смотрит на поля? Давно светит, иссушило землю «пыль летит с полей», в природе уже нет свежести, от пыли и жары зелень поблекла (поблекшая). - Прокомментируйте фразу «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья» - Какой вывод можно сделать? В природе всё гармонично, разумно, нет борьбы за власть. (философская функция пейзажа)

Слайд 12

* * * Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля. - Прокомментируем образ молнии Молния синим огненным лучом разрывает небо напополам. Фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира переносит читателя в мир мифов и суеверий. Напоминает о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяли ее способностью выбирать себе жертву среди людей, карать их за грехи . Однако поэт в стихотворении небесная властительница благосклонна и милостива. Она выступает не в роли палача, а в качестве предвестницы грозы, несёт с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя-спасителя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни. Капли дождя становятся все тяжелее, падают чаще и чаще. Они наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». Какой вывод можем сделать? Природа не страшится перемен, не сопротивляется им Перемена – символ обновления, улучшения, движения вперёд.

Слайд 13

Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля ». Взаимоотношения мира природы можно сравнить с взаимоотношениями между людьми. Небо , земля, солнце, гроза, молния, дождь становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Олицетворение (философский смысл) Ф илософская идея о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир. Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Интерпретация стихотворения

Слайд 14

Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Какую строфу можно проиллюстрировать этой фотографией?

Слайд 15

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края - Соответствует иллюстрация стихотворным строфам? (Нет, потому что в стихотворении нивы зеленеют, весна или начало лета)

Слайд 16

Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. - Соответствует иллюстрация стихотворным строфам? (Нет, потому что …)

Слайд 17

Домашнее задание (по выбору) Стихотворение « Неохотно и несмело» 1) Выучить наизусть 2) Составить презентацию стихотворения 3) Нарисовать иллюстрацию

Слайд 18

« С поляны коршун поднялся» «Листья» Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) О́встуг Брянского уезда Орловской губернии

Слайд 19

С поляны коршун поднялся … С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьется он - И вот ушел за небосклон ! Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла - А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..

Слайд 20

Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят,- Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе- Играли с лучами, Купались в poce !.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. 1830

Слайд 21

Анализ стихотворения. О чем стихотворение? Что хотел автор сказать читателю этим стихотворением? Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности использует автор? (тропы) Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

Слайд 22

Ф. И. Тютчева принято называть певцом _________ и _________. Он был мастером стихотворных _________, е го стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, в них глубокая __________. Для Тютчева природа отождествляется с __________, природа для него — разумное существо, наделенное способностью ________, ___________, ____________, ___________ и ______________. певец любви и природы любви природы пейзажей человеком философия любить страдать , ненавидеть , восхищать восхищаться

Слайд 23

Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева на выбор.

Слайд 24

Домашнее задание Подготовить пересказ биографии А.А.Фета , стр. 201-202, выразительное чтение стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лишь коснёшься обложки несмелой рукой"

Сказательница: В некотором царстве в некотором государств, в не наших краях да в чужих землях живёт да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь к...

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»

На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...

Литературный праздник "Лишь коснёшься обложки несмелой рукой..."

Литературный праздник, посвящённый Году литературы. Форма проведения не новая- живая викторина. Когда-то такая интересная форма использовалась в семейных театрализациях, в школах.  Цель : приобще...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...