Развитие связной речи школьников на материале сказок
статья по литературе

Паешкова Татьяна Евгеньевна

Речь – важнейший инструмент общения, компонент и носитель культуры народа. Именно она позволяет достичь истинных успехов в учении и в общении. В соответствии с содержанием программы по русскому языку учащиеся должны получить представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_shkolnikov_na_materiale_skazok.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – важнейший инструмент общения, компонент и носитель культуры народа. Именно она позволяет достичь истинных успехов в учении и в общении. В соответствии с содержанием программы по русскому языку учащиеся должны получить представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся могут высказываться свободно, или же выполнять задание, которое дисциплинирует мысли и направляет речевую деятельность в строгое русло. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое.

Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Богатый материал для развития связной речи школьников представляют сказки. Они раскрывают выразительность и меткость языка, демонстрируют, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Свойственная необычайная легкость, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сказки полны яркими образами, которые эмоционально воспринимаются детьми, развивают их воображение, фантазию, наблюдательность и интерес ко всему окружающему.

Существует множество приемов работы со сказкой, но лучше подходить к работе нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить оригинально, непривычно, по-своему, творчески преобразовывать, придумывать, смешивать различные средства. Дети должны мыслить и по-своему воспринимать содержание сказки. Организуя работу по материалам сказки, можно использовать следующие приёмы:

- перед изучением сказки проводить речевые зарядки, например, производить конструирование слов, словосочетаний и предложений (придумывать однокоренные слова, рифмовать два слова, составлять длинные слова, составлять распространенные предложения); объяснять происхождение слов;

- задавать вопросы, так как умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития школьников;

- придумывать иные, новые названия известных сказок, не искажая идеи произведения;

- творчески преобразовывать ход повествования сказки, например, менять местами события;

- придумывать различные концовки, сочинять начала сказки;

- вводить непредвиденные ситуации, то есть что- то свое, новое, оригинальное;

- смешивать несколько сюжетов в один, работая с разными сказками, тем самым получая новую сказку;

- представлять себя героем сказки, пересказывая содержание от одного из действующих лиц.

Именно при такой работе будет оказываться непосредственное влияние на речевое развитие ребенка.

Детям необходимо научиться работать со сказкой, хорошо ориентироваться в ней, разбирать поступки героев, оценивать их. Эти умения нужны для того, чтобы ребенок мог перенести модель сказки в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

В восприятии сказки участвуют такие познавательные процессы, как: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события, он должен их представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Таким образом, сказка является действенным инструментом, влияющим на развитие речи ребенка. Сказки расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги. Главное, сделать речь эмоциональной, образной, красивой. Кроме того, сказки играют огромную роль в развитии и воспитании детей. Работая со сказкой, применяя свое творчество, ребенок познает гуманистическую философию жизни, верит в торжество добра над злом, во всемогущество любви и счастья.

Необходимо проводить планомерную, разнообразную, систематическую работу по совершенствованию речи. Успешность работы по развитию связной устной речи учащихся начальных классов зависит от двух основных факторов: во-первых, от речевой среды, то есть от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих; во-вторых, от организации речевой практики самих детей; разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, четко контролируемой учителем.

Итак, задача работы по развитию навыков связной устной речи учащихся состоит в том, чтобы научить детей говорить ясно, убедительно, правильно, выразительно и свободно. Учащиеся должны овладеть навыками живой устной речи, навыками словесной импровизации, умением держать контакт с аудиторией, контролировать себя во время речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Разнообразные виды работ по развитию связной речи школьников на уроке русского языка

В работе представлены виды работ по развитию речи учащихся в коррекционной школе. Работа проводится в системе....

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»

Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...