КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕРСКОЙ «ПОРТРЕТ ПРЕКРАСНОЙ НЕЗНАКОМКИ» (7 – 8 класс)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Ятовт Мария Игоревна

Конспект урока предназначен для проведения интегрированного урока по литературе, МХК, ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_portret_prekrasnoy_neznakomki.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕРСКОЙ

«ПОРТРЕТ

ПРЕКРАСНОЙ НЕЗНАКОМКИ»

(7 – 8  класс)

   

                            Ятовт М.И.,

                                              учитель русского языка и литературы

                                  высшей категории

                                 ГОУ СОШ №448

Конспект урока развития речи в 7 классе

«Портрет прекрасной незнакомки»

(интеграция литературы, МХК, ИЗО)

Оборудование для урока: использование ИКТ (мультимедийный комплекс, музыкальный центр). Для проведения занятия класс делится на группы.

Посередине класса на подставке – пустая рамка для портрета, несколько сухих или искусственных цветов, ажурные дамские перчатки, веер, перо.

Ребята рассаживаются вокруг.

Слово учителя:

I. Здравствуйте, ребята. Наше сегодняшее занятие – это создание некоего портрета. Сейчас вы разделитесь на 2 группы: русть мальчики создадут собирательный портрет одноклассницы, а девочки – одноклассника.

II. Обсуждение получившихся портретов. Выступает один человек от группы. Портреты вывешиваются на специальную доску.

III. Беседа с учащимися. Вопросы учителя:

     1) Скажите, а как вы думает, легче создать мужской или женский портрет?

     2) Сложнее создать образ кистью или описать стихами?

        ( Слушаем высказывания учащихся)

Слово учителя:

IV. А теперь давайте разделимся на 4 творческих группы и представим себя художниками. (Каждой группе раздаются стихотворения русских поэтов – одно на группу). Попробуйте словесно (или изобразительными средствами) представить незнакомку из стихотворения, ведь все эти портреты посвящены женским портретам.

2

(Один учащийся от группы выступает с ответом после обсуждения в группе)

V. А как же тяжело поэтом быть! Вот женские портреты, написанные разными художниками в разные эпохи. Попробуйте теперь себя в поэтическом искусстве и опишите эти портреты в стихах или в прозе. (Каждой группе раздается по одному портрету. Один учащийся выступает после обсуждения в группе ).

VI. На экране проецируются портреты, Слово учителя: прочитанные вами стихи и рассмотренные вами портреты прекрасных женщин связаны между собой. Попробуйте соотнести стихотворение и портрет, угадать, какой из этих женщин поэт посвятил свои строки.

  (Под «Лунную сонату» Л.Бетховена ребята ведут обсуждение. Один учащийся выступает с ответом).

      Вопрос к группам:

     Попробуйте назвать авторов картин, рассказать что-нибудь о женщинах на них. (Имена художников не называются).

     Выступления учащихся.

VII. Учащимся сообщается, какие стихи соотносятся с каким портретом. ( Портреты и стихи возникают на экране. Каждой группе раздаются исторические справки о картинах и художниках).

VIII. Далее ребятам выдаются тексты стихотворений А.Блока «В ресторане» и «Незнакомка». Автор стихотворений не называется. Теперь две группы работают с одним и тем же текстом. Учащимся предлагается после обсуждения в группах ответить на вопросы:

  1. Какой предстает героиня этих стихов?
  2. Когда и кем могли быть написаны стихи?
  3. Каковы чувства лирического героя стихотворения?

(С ответом выступает один человек от группы).

IX. Учитель сообщает, что представленные учащимся стихи были написаны в ХХ веке одним человеком – поэтом А.Блоком. Лирическая героиня этих стихов – некая Прекрасная Незнакомка,

3

сквозной образ поэзии А.Блока. Учащимся выдается литературоведческая справка.

X. Слово учителя: Вы уже давно задаетесь вопросом – что же мы поместим в нашу пока еще пустую рамку? Сейчас мы заполним эту пустоту. Мы сами сейчас создадим свой портрет Прекрасной Незнакомки, Вашей Незнакомки. При создании работы мы используем все материалы урока.

XI. Написание творческой работы. (Идет индивидуальная работа под «Пастораль» из «Метели» Г.Свиридова).

XII. Рефлексии. Можно попросить учащихся продолжить фразы:

       Сегодня я …

       Мне понравилось /не понравилось/ ….

       Что я хотел бы изменить в ходе урока…

       Мои вопросы к …

XIII. Чтение вслух получившихся работ (по желанию учащихся).

        Необходимо спросить учащихся, какая музыка сопровождала        

        урок.

 

4

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

Стихотворения:

А.Дементьев   «Портрет камеристки»

                        Р.Рождественский  «Джоконда»

                        Н.Заболоцкий «Портрет»

                        Я.Полонский «К портрету М.И.Лопухиной»

Портреты:

                        П.-П.Рубенс «Портрет камеристки

                         инфанты Изабеллы»

Л. да Винчи «Мона Лиза Джоконда»

                        Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

                  В.Л.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

    Стихотворения А.Блока: «Незнакомка»,

                                             «В ресторане».

Музыка:

Л.ван Бехтовен «Лунная соната», 1 часть

Г.Свиридов «Пастораль  /«Метель»/

5

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

НЕЗНАКОМКА

Я представляю девушку с глазами цвета неба. Если посмотреть ей в глаза, то можно увидеть много доброты и тепла. Губы у девушки алые-алые, как лепестки роз. Волосы у нее светлые и когда она идет, они плавно развеваются на ветру. Идет она мягко, плавно, как будто вот-вот взлетит и улетит на небо. От этого она очень загадочна и таинственна. Но в душе она печальна и скромна. Ей трудно прожить в таком тусклом и несправедливом мире, где везде таится ложь. Я описала именно такую незнакомку, потому что эти черты присутствуют во всех девушках. В каждой девушке есть своя тайна и загадка.

                                                       Валуйкина Настя, 7-а кл.

***  

МОЙ ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ

        В глазах у незнакомки играет огонек иронии, смешанной с печалью. Полугрустный, полурадостный взор, опечаленный чем-то случившимся, но одновременно на ее лице играет радость, и оттого нельзя понять ее. Из-за этого она становится более загадочной, таинственной и красивой. Она одновременно притягивает и отталкивает от себя, зовет и останавливает, и непонятно, что же сокрыто в ней. Начинаешь думать, что на то она и незнакомка, она полностью неизвестна, полностью таинственна, но все равно манит к себе. Вокруг нее витает эта аура, аура зова и таинственности.

Куцаков Коля, 7-а кл.

***

6

ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ

Я представляю свою незнакомку молодой, красивой девушкой будущего. Она красива и умна. Глядит она гордо и весело. Она радуется жизни и живет  в свое удовольствие. Но ей не хватает чего-то. Она ищет кого-то. Смотря на неё, я чувствую, что у неё есть способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Она наделена гармоничным и богатым внутренним миром. Я вижу в ней будущее, и мне хочется попасть туда, но мне туда дороги нет. Из-за этого мне приходится видеть будущее в своих мыслях -  снах, но образ моей незнакомки хоть немного позволяет увидеть, какое оно.

                                              Егоров Никита, 7-а кл.

***

ПРЕКРАСНАЯ НЕЗНАКОМКА

В городской суете и суматохе она по-прежнему остается королевой бала. Каждый ее шаг напоминает танец. Все движения красивы и грациозны. Каждое ее слово – это песня. Её взгляд невинен, но решителен. Посмотрев в её глаза, можно забыть обо всем и попасть в сказку.

Если увидишь ее раз, никогда не забудешь. Она остается в твоей памяти, как девушка-виденье. Она загадочна и таинственна. Она идет по дороге, её волосы купаются в лучах солнца. Когда она грустит, кажется, что весь мир вместе с ней расстроен. Начинает лить дождь. А когда она улыбается, то солнце встает выше облаков. Очень похоже на сказку. Её голос околдовывает. Её присутствие вызывает вдохновение. Хочется творить.

                                           Рудакова Елизавета, 7-а кл.

***

 

ПРЕКРАСНАЯ НЕЗНАКОМКА

Образ незнакомки должен быть загадочным и таинственным. Незнакомка должна быть независимой, неприкосновенной. Ее внешность гармонирует с характером и интеллектом. Она должна пленять нежной меланхоличность, легкостью, внутренней

7

гармонией. Мужчина должен говорить с признательностью о ней. Образ вечной женственности никогда не должен исчезнуть.

                                        Романова Ксения, 7-а кл.

***

 

НЕЗНАКОМКА

Она словно из другого мира. Её глаза глубокие, в них смотришь, словно в бездну как в бездонное море. И кажется, еще немного и утонешь. Синие-синие глаза, выражающие то грусть, то радость. Бледное лицо обрамляют светло-русые длинные волосы, растрепанные ветром. Она легка и хрупка как бокал, так хрупка, что боишься прикоснуться, боишься сломать. Когда она идет по улице в лучах заходящего солнца, кажется, что мгновение – и взлетит. Незнакомка словно сама соткана из воздуха, глаза – капли морской воды, губы –лепестки красной розы. Она открыта, но в то же время недоступна, ее неземная красота притягивает. Она – это целый неизведанный мир, который хочется познать, но сначала его нужно открыть. Открыть прежде всего для себя.

                                                   Петрова Рита, 7-а кл.

                       

***

МОЙ ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ

        Я представляю её как независимую и гордую девушку с богатым внутренним миром. Она свободна. Свободна внутри и также свободна в мире людей. Но, несмотря на это, она нежная и спокойная. Она много знает, много видела, но впереди ее ждет еще длинная жизнь, полная радости и грусти. Она мила и приветлива. Она как цветок – мягкий и нежный. Но она поминает, что в современном мире трудно быть просто нежной и красивой. Надо быть уверенной в себе, знать себе цену. Но также она способна испытывать глубокие чувства. Такие как любовь. И когда она познает это замечательное чувство, её строгость растает. Она вознесется к небу и будет парить, пока современный людской мир не вернет ее обратно на землю. Она спокойна. Хотя в ней много-много эмоций, она не хочет их выпустить наружу. Она свободна, схожа с водой, также неторопливо течет. И пока что никто не в силах её остановить. Её нельзя описать одним словом. Она великолепна, замечательна, прекрасна. Она еще совсем молода, но уже знает, чего хочет. Она,  подобно светлому, нежному цветку, раскрывается с каждым днем все больше и больше. Она улыбается. Её улыбка таинственна и неизвестна, она прекрасна. Увидев её, нельзя понять, о чем думает этот человек. На то она

8

и незнакомка. Её тайну хочется познать, хочется открыть для себя е1 внутренний мир. Она открыта, но недоступна. Она противоречит сама себе, но именно это противоречие притягивает.

                                                            Помельникова Таня

***

ПРЕКРАСНАЯ НЕЗНАКОМКА

        Моя прекрасная незнакомка – таинственная девушка из XVIII века. Она попала в наше время в богатом наряде, с красивой прической, необычными манерами, другими представлениями о жизни. Её пронзительный взгляд полон загадочности. Она как будто сошла с портрета какой-то графини. Может, так оно и случилось. Я встретила её на улице и решила показать ей наш город, наши музеи, традиции. Все оборачивались на нас, когда ее величественная походка поражала воображение прохожих. Один из них сказал про неё: «Она из сна и одновременно из яви…». Девушка полна легкой грусти и мечтательности… она скучает по дому. В ней чувствуется способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Она – идеял любого поэта, художника. Она так молода и строга. Меж нами века и века. Мы шли по улице дальше, я отвернулась, посмотрела на проезжающую мимо карету с лакеем. В карете сидела девушка с улыбающимся ребенком. Эта картина меня заворожила. Я повернулась к незнакомке, чтобы показать это ей, но девушки рядом не оказалось. Она растворилась в голубоватой дымке… Она ушла, ушла домой через века, но я знаю, она вернется… вернется для того, чтобы продолжить нашу экскурсию.

                                                Забродина Саша

9

ПРИЛОЖЕНИЯ

Портрет М.И.Лопухиной, написанный в 1797 году — одно из самых известных произведений Владимира Лукича Боровиковского. Мария Ивановна Лопухина — дочь генерала Ивана Толстого, «американца», как его называли, прославившегося своими авантюрными историями. Вышла замуж за егермейстера С.А.Лопухина лишь через несколько лет после создания картины, около 1801 г. В замужестве была очень несчастлива. Прожила короткую жизнь: в 24 года умерла от чахотки. На портрете Лопухина полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной легкостью и внутренней гармонией. В ней чувствуется способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям.

*

Об Александре Петровне Струйской (урожденной Озеровой) известно немного. 18 лет от роду она была просватана за богатого помещика Николая Еремеевича Струйского. Пережила мужа на 40 с лишни лет.

        Известному в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его невесты. Была ли Александра Петровна счастлива в замужестве? Все обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Николай Еремеевич пугал своими причудами (Ключевский назвал его «образованным варваром и одичалым вольнодумцем»). А о ней князь Долгорукий в своих воспоминаниях писал: «Я, признаюсь, мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».

10

Героиня портрета словно выплывает из глубины веков. Именно о таких портретах Рокотова исследователи писали как о лицах, словно возникающих на забкой  поверхности темных глубоких вод, или «отраженных в старинном тусклом зеркале».

        Молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне. Контуры ее фигуры размыты, она появляется словно из сумрака и готова исчезнуть в нем. Тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Живопись Рокотова легкая, прозрачная, умеющая создавать впечатление невесомости тканей и бесконечной глубины фона. Самое замечательное в юной Струйской — ее глаза. Характерные «рокотовские глаза». Эти глаза живут. Художник как бы переселял на полотно самые души изображаемых им людей. Лицо Струйской освещено рассеянным светом, взгляд, смотрящий сквозь зрителя, лишен конкретности, кажется временным: глазами Струйской смотрит на нас «былое» XVIII века.

*

        Леонардо да Винчи — гений искусства Высокого Возрождения в Италии. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Он родился в середине XV века, а свое самое знаменитое произведение, так называемую «Джоконду» создал в начале следующего века, когда ему было почти 60 лет.

        Величественная фигура молодой женщины господствует над удаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и

11

вьющимся водным потоком. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, знаменитой улыбкой Джоконды, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки написаны с удивительной бережностью, мягкостью Тончайшая, словно тающая дымка (сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени, в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

        Изображенную на портрете всегда называли Джокондой или Моной Лизой, но подлиное ее имя долгое время было неизвестно. Первый биограф Леонардо Вазари считал, что она была из рода Джокондо, но итальянские исследователи установили, что молодую флорентийку звали Изабеллой Гуаланди, а для друзей она была Моной Лизой. Ее портрет был заказан Джулиано Медичи, но внезапно скончавшись он так и не увидел портрета. Леонардо, приглашенный французским королем Франциском I, увез картину во Францию и она находится в Лувре.

*

        Самым  знаменитым художником Фландрии в XVII веке был Питер Пауль Рубенс. Блестящий живописец, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом при королевских и княжеских дворах Европы. Его называли «королем живописцев», потому что он был лучшим из лучших, многие художники стремились стать его учениками, а еще его называли  «живописцем королей», потому что он выполнял много королевских заказов. Прежде всего он был на

12

придворной службе у инфанты Изабеллы, наместницы испанских королей во Фландрии. Он писал огромные картины на исторические и религиозные сюжеты, и только став зрелым мастером, он стал писать портреты. Одним из самых известных является «Портрет камеристки», который находится в Эрмитаже. Имя этой придворной дамы, служившей наследнице испанского престола, неизвестно, но ее портрет чарует трепетностью жизни, лиризмом образа. Лицо девушки, окруженное белой пеной накрахмаленного кружевного воротника, выделяется на темном фоне. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах , ведь ее жизнь не принадлежит самой себе, искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах, Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения. Рубенс наделяет свою героиню чувством собственного достоинства, степенностью. Ее поза сдержанна и спокойна.

        

*

Как много эта женщина

Знает про меня!..

Я чувствую: скрежещуще

Закрылась западня.

Она неразговорчива.

Она гдядит поверх.

Беспомощна.

Торжественна.

Трава судьбы горчит...

13

Как много эта женщина

Знает!..

И молчит...

                            Р.Рождественский

*

Смотрю на портрет камеристки:

Она молода и строга.

Смотрю без надежды и риска -

Меж нами века и века,

Глядит она гордо и грустно

И думает что-то свое,

Но словно бы все мои чувства

В глазах отразились ее.

И что-то ее беспокоит,

И мучает, видно, давно.

Как будто бы видит такое,

Что нам увидать не дано.

                     А.Дементьев

14

Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрыты мглою неудач,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Она давно прошла - и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли -тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Та часть души ее от нас не улетела;

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить — страдать — прощать — молчать.

                                             Я.Полонский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

Урок-мастерская" Алтай... Прекрасная моя родина"

Можно проводить как урок и как внеклассное мероприятие. Материал может помочь при подготовке урока о любом регионе нашей страны....

Внеклассное мероприятие "Во имя прекрасной незнакомки"

Внеклассное мероприятие, посвящённой всем девушкам, женщинам к празднику 8 марта...

Конспект урока развития речи. Технология педагогической мастерской

5-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Технология педагогической мастерской...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста....

Научно-исследовательская работа «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока», 2015 г

Тема научно-исследовательской работы: «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока» ученицы Гайнулиной Галины. Данную тему считаем одной из самых актуальных не только на ...