Честь и достоинство в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Изюмникова Галина Николаевна

Разработка урока литературы в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия

Честь и достоинство  в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Класс

  8а

Цель
деятельности
учителя

Сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, формировать коммуникативные  компетенции через сравнительную характеристику героев,способствовать формированию   умения анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия, вырабатывать свою точку зрения, помочь  понять  значение таких нравственных ценностей, как  «честь», «достоинства», «нравственный выбор»; проследить путь духовного становления Гринева. 

Тип урока

Урок обобщения.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : должны уметь сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, составить сравнительную характеристику Швабрина и Гринева.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 

Личностные: понимать  значение таких нравственных ценностей, как  «честь», «достоинства», «нравственный выбор»; осознавать личную ответственность за свои поступки, за общее благополучие.

Методы и формы
обучения

Проблемный метод, эвристическая беседа, метод смыслового чтения, анализ текста, сопоставительная характеристика героев.

Формы обучения - индивидуальная, групповая, фронтальная. 

Образовательные
ресурсы

  1. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Ч.1/авт. –сост. С.Б.Шадрина. – 3-е изд. Волгоград, 2014
  2. https://youtu.be/PnL2Za-SD9o

3.Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. «-е изд. Доп. М.: «ВАКО»,2005,416 с.

4. Литература 5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия/ ав.сост. Н.Ф. Ромашина.- Волгоград: Учитель,2008.-226с.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия
и термины

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-зации
совзаимодействия на уроке

Развиваемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный момент. 

2.Актуализация. Проверка домашнего задания.






















3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности






4.Целеполагание









5.Актуализация









6.Целеполагание







5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.







































6.Включение в систему знаний и повторение Выводы с комментированием во внешней речи










7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)




Подготовленные монологические высказывания по проблемному вопросу




















Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала



Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.



Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение в группах 





















































Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение результатов   проекта, подготовленного учащимися




Заключительная  беседа
по вопросам




 Учитель проверяет готовноть к уроку, приветствует учеников


Дома я предлагала обсудить проблемный вопрос: в критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения о Петре Гриневе:

-«С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»

-«Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий».

Как вы считаете, какое мнение  верное?

Обобщение учителя:

На самом деле, Гринев приезжает в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленными в нравственных испытаниях.

Обсуждение эпиграфа романа.

 Кто дал главный толчок к саморазвитию героя? С каким напутствием наш герой уезжает из родительского дома? Почему именно такой эпиграфом  Пушкин предварил свой роман?

Отец молодого человека не ищет для него удобного места в Петербурге, а отправляет его в отдаленную крепость, чтобы из сына вырос достойным офицером. Напутственные слова отца: «береги честь смолоду» — девиз русской дворянской семьи Гриневых.

С кем же судьба сталкивает Гринева? Кто еще , кроме родителей, оказывает влияние на личность героя.

И одним  из главных людей, оказавших влияние на Гринева,  является Швабрин. 

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента фильма  «Капитанская дочка» (дуэль Гринева и Швабрина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто  главный участник данного фрагмента? 

Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?»
Какова тема нашего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

Слова-помощники:

 Повторим________________________________
Изучим__________________________________
Узнаем__________________________________
Проверим________________________________







Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Давайте составим кластеры.

Итак, Гринев уезжает от отца с напутствием беречь «честь смолоду». И, сталкиваясь с различными испытаниями, исполняет ли наказ отца? 

Волею судеб он служит вместе со Швабриным, которому тоже приходится сталкиваться с различными испытаниями. Через все это герои проходят по-разному. Как ? 









Наша задача-составить сравнительную таблицу. По каким позициям мы будем сравнивать героев?

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.

2. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ

3. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ.

4.ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ.

5. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА.

6.ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ.

.






Комментарий учителя. 



ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: 
     Гринёв – выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, с давних времён оппозиционно настроенного к правительству. В речах отца Гринёва слышится явное осуждение петербургских придворных нравов и образа жизни екатерининского века.
    Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.
      Швабрин – олицетворение для Пушкина той паразитической гвардейской молодёжи, которая выдвинулась после переворота 1762 года. Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.

  ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:

На суде Гринёв предпочитает быть осуждённым, чем назвать имя своей любимой и этим запутать Машу в следственное дело. Природное благородство прекрасно дополняет этот цельный, прямой, честный характер. Гринёв старается скрыть своё торжество над постоянно побеждаемым им Швабриным. 
    Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.
 ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ:
      Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а любовь – милосердие.
    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.
      Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.
      Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

 ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА: 
     Вполне логичен для характера Швабрина его переход на сторону Пугачёва, когда тот оказывается победителем. Пушкин подчёркивает отсутствие всяких идейных мотивов в его измене. Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость, кровожадность, изображённые в «Пропущенной главе», когда он готов сжечь живьем семью Гринёвых и Машу, запертых в амбаре. Швабрин – типичное порождение эпохи дворцовых переворотов. 
      Делая нравственный критерий основным в оценке дворянства, Пушкин на протяжении всей повести Швабрину противопоставляет Гринёва.
    Гринёву не нужна жизнь, купленная ценой унижения своего дворянского звания. Глубоко сознательный героизм отличает Гринёва в сцене беседы с Пугачёвым. Он при всей безысходности своего положения держится с большим достоинством. Гринёв с честью следует жизненному принципу своего отца, выраженному в эпиграфе ко всему роману.


Подведение итогов

Итак, подведем итоги. Перед нами сравнительная таблица. Чего же больше в этих двух героях, схожего или различного? И . самое главное, какое место занимает в их жизни честь?

ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ:

У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.









Возвращение к теме урока. 

Критерии оценки работы в группе:

        качество отобранного материала

        степень участия в работе группы

        качество представления информации (логичность, убедительность,  эмоциональность, выразительность и пр.)

        Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

Домашнее задание:

Заполнить графу в таблице «Мое отношение к героям. Составить синквейн об одном из героев, в котором бы отразилось личное впечатление, который произвел герой на ученика.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Ученики воспроизводят монологические высказывания, обмениваются мнениями.


























































Ответы учащихся. (Проблема долга, чести и человеческого достоинства).















Составляют кластеры, работают в группах

Честь (достоинство, чистота, безгреховность)

Честь (уважение, почет, хорошая репутация, достоинство…)

Благородство (самоуважение, честь…)





Обсуждают, задают вопросы, советуются.














Работают в группах (5 групп, каждая группа по своей теме)

Группы:

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.

2. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ

3. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ.

4.ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ.

5. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА.



Ученики воспроизводят монологические высказывания, обмениваются мнениями.



































































Ученики (один представитель от группы)воспроизводят монологические высказывания, обмениваются мнениями.

Затем вместе работают над заполнением графы «Понятие чести


















Заполняют листы обратной связи, оценивая свою работу в группе по критериям

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальный контроль, беседа.










































Группповая










Фронтальная





Групповая



















































Фронтальная

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) 

Коммуникативные УД

Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.













Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) 





Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 






Коммуникативные: работают в группах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнеров, в том числе и отличную от своей).






Коммуникативные: работают в фронтально(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнеров, в том числе и отличную от своей).

Познавательные: осознают познавательную задачу. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний


Коммуникативные УД

•        Умение  работать в группе, устанавливать рабочие отношения и  способствовать совместной деятельности. 

•        Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

•        Умение устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, аргументировать свою позицию;

•        Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия  совместного решения;

•        Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.













Коммуникативные УД

Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.



Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. 



Монологические высказывания детей, обмен мнениями.































Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации



Ответы от одного из участников группы






Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации



Устные сообщения, ответы на вопросы, задают вопросы для уточнения информации












































Устные работы, оценивание учащихся за работу
на уроке









Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

 ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ.  ДУШЕВНАЯ КРАСОТА И СИЛА  ГЕРОИНИ».  Цель урока:1. Раскрыть образ Маши Мироновой как пример девушки, воспитанной в истинно христианском духе.         2. Сформировать правильное ...

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду!".

Литературная игра - заключительный урок по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"....

«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...