Обучение детей в эпоху цифровизации
статья по литературе (10 класс)

Князев Максим Николаевич

Информационно-коммуникационные технологии изменили мир и изменили ценности и взгляды человека в этом мире. В данной статье, опираясь на личный опыт, автор размышляет о возможных формах проведения урока в современной школе и принципах обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей в эпоху цифровизации

Князев М.Н.

Аннотация.

Информационно-коммуникационные технологии изменили мир и изменили ценности и взгляды человека в этом мире. В данной статье, опираясь на личный опыт, автор размышляет о возможных формах проведения урока в современной школе и принципах обучения.

Ключевые слова: интернет, поколение Z, гаджеты, современный урок, практические задачи.

Введение

Современные дети, которые родились с 1995 по 2005 годы, относятся к диджитал-поколению. Это «цифровые аборигены», родившиеся, кто с клавиатурой и кнопочным телефоном в руках, а кто с коммуникатором, со смартфоном и планшетным компьютером. Многие считают, что современные дети, так называемое поколение Z (в терминах американских ученых Нейла Хоува и Вильяма Штрауса [1]), не способны учиться, но, скорее всего, это мы не можем подстроиться под них. У поколения Z свои особенности. Вместо того чтобы их отвергать, нам нужно понять их и приспособиться к ним. Они не знают, каким был мир до интернета, и это определяет их ценности и взгляды.

1. Специфика представителей поколения Z

Когнитивная, личностная, ценностно-смысловая, эмоциональная сферы представителей поколения Z изучались различными исследователями достаточно глубоко (см., например, [2–4]). Так, в работе [3] замечено, что современные дети – это в большинстве своём техноголики, прагматики, они независимы, многозадачны, социально открыты и очень требовательны. Социально открыты, потому что любят общаться и осуществляют своё общение в социальных сетях или с помощью мессенджеров, которые установлены в их смартфонах. Независимы, потому что всё легко находят в интернете в готовом виде и преуспели в технологии поиска готового, написанного, сделанного. Пример: проводился в классе эксперимент, цель которого – выяснить, насколько современные дети независимы от учителя как источника информации и насколько дети следят за тем, на каком материале учитель остановился. Однажды на уроке я попросил учащихся прочитать наизусть стихотворение А.Ахматовой «Мне голос был…», хотя его не задавал учить наизусть, мы его даже не читали на уроке. К удивлению, текст стихотворения был найден практически сразу и «отчитан» наизусть – со спрятанным под партой смартфоном. Тот факт, что текст читался на уроке впервые, не вызвал у детей никаких вопросов.

В обществе есть предубеждение, что поколение Z разучилось думать, они вырастают некреативными людьми. Техноголики, потому что единственным источником информации, товаров, развлечений (фильмов, книг, музыки) и всего прочего считают интернет, привыкли доверять ему, принимать получаемую информацию за аксиому. Для социализации и развлечений дети приносят в школу так называемый Блютуз лаудспикер (Bluetooth loudspeaker) – аудиоколонку, воспроизводящую звук дистанционно от сопряжённого с ней смартфона.

Чтобы дети от скуки не срывали урок этим оборудованием, учитель может использовать устройство на своём уроке, предварительно предупредив, что не будет передавать его родителям, для музыкального сопровождения начала нового этапа урока, для генерации идей на этапе написания письменной работы (многие учащиеся дома пишут под музыку, надевая гарнитуру). Ещё лаудспикеры нужны для воспроизведения и отчётливого прослушивания в дальней части аудитории учебных аудиофайлов, урока на YouTube и файлов в

интернете.

Прагматики, потому что свой материальный достаток ставят в прямую зависимость от своей известности в обществе и целенаправленно идут к известности, создав свой канал, сайт, страничку в социальных сетях.

2. Урок сегодня

Учитывая сказанное, могу предположить, что современный урок с этими ребятами не может быть похож на урок, который проводили учителя даже 10 лет назад – урок будет для них неинтересен и, возможно, непродуктивен. Их личностные особенности в современной методике надо использовать, а не подавлять и тем более не запрещать им пользоваться гаджетами. Это контрпродуктивно.

В обществе бытует мнение: на уроке учащиеся должны внимательно слушать учителя, записывать материал, вести себя тихо, спокойно, поднимать руку перед ответом, отвечать, встав рядом с учебным местом и т.д. Весь этот церемониал, как принято считать, – признак уважения к учителю. Всё выходящее за рамки такого стандартного поведения со стороны учащегося – отклонение от нормы, проявление невежества, невоспитанности, неуважения, со стороны учителя – отсутствие надлежащего контроля за классом. Так было

всегда, пока учитель оставался единственным источником информации и не появился интернет и доступные цифровые устройства.

Интернет стал настолько доступен, что вы приходите на урок, заявляете тему урока, готовы читать лекцию, ожидаете от обучаемых, что они будут вас слушать, конспектировать ваши слова, а детям неинтересно: они уже ознакомились со всей теорией прямо во время лекции, даёте задачу по изучаемой теме, а они готовы предоставить вам решение этой задачи, просите записать правило, а дети не хотят записывать (или делают вид, что записывают), потому что интернет под рукой. В наше время ничто не становится тайной: ни ключи к задачам, ни авторские тексты контрольных работ. В широком доступе все справочные и учебные материалы и в текстовом, и в видеоформате, всё легко находится в интернете по ключевым словам документов, по любым фразам и даже отдельным словам, написанным в документе. Современные технологии используют умный поиск, например, технология Smart Reply на Mail.ru анализирует текст письма и предлагает готовые ответы.

Каких же принципов следует придерживаться учителю при обучении поколения Z? Во-первых, учитель должен ответить на важный вопрос: что его ученики не в состоянии пока сделать в эпоху развития умных технологий? Как правило, это самостоятельно запустить образовательный процесс в группе без участия учителя, мыслить творчески и на практике применять полученную информацию, например, на основе сходства и аналогии. В целом нужно учитывать, что поколение Z привыкло к обучению в социальной среде, следовательно, рекомендуется организовывать групповую проектно-исследовательскую деятельность, если она будет осуществляться удалённо – тем лучше. В процессе работы над проектами учащиеся развивают критическое мышление, творческий потенциал, на практике учатся целенаправленно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Важно помнить, что дети зависимы от поисковиков и в силу своего возраста теряются в массе поступающей к ним информации, не умеют распознавать недостоверную информацию. Этому нужно учить. Учить также нужно эффективно работать в группе, эффективно работать над проектом. Во-вторых, учитель должен создавать на уроке атмосферу взаимопомощи: ученики должны помогать друг другу с заданиями. Поколение Z – мобильное, они живут в социальных сетях и практически не видят грани между реальным и виртуальным миром: рекомендуется организовывать такой формат обучения, который доступен на гаджетах и в любом месте. За своё старание современные дети очень любят похвалу и признание. В-третьих, нужно пересмотреть темы уроков. Они должны быть актуальны и прагматичны, например: Каким образом герой такой-то повести построил отношения? Как и где такой-то герой искал заработок и в чём, по вашему мнению, его ошибка? Где найти свою любовь?

Прочитали стихотворение. А вы смогли бы написать такие стихи? По нашему убеждению, начинать проводить современный урок следует с очень короткого вступления по изучаемой теме, а дальше дать учащимся свободу самостоятельного творческого поиска – возможность на своих гаджетах самим найти всю информацию. Будет интереснее, если она с разных сайтов, но учитель может настаивать выйти только на один сайт, если этого требуют цели урока. Хорошо для этого подходит Дневник.ru для учителей, родителей и учащихся, которым пользуются в настоящее время все участники обучения и на котором учитель может размещать свои файлы. Файлы txt-формата – самые практичные, потому что читаются на всех устройствах и мало весят, к тому же решается вопрос с выдачей раздаточного материала.

Поколение Z – поколение людей с активной жизненной позицией, поэтому необходимо, насколько это возможно, максимально загружать детей различными формами деятельности, в том числе и групповыми, «наставническими» формами сотрудничества – сильный ученик помогает слабому. А что учитель? Учитель запускает сам процесс обучения, направляет, контролирует его ход, оценивает, хвалит, указывает перспективы дальнейшей деятельности. Так решается вопрос с «обратной связью». Нужно постоянно сохранять и удерживать внимание учащегося.

Современный урок должен быть ориентирован на решение практических задач. Мы переключаемся на развитие навыков. В этом цель и одновременно вся мотивация учебной деятельности. Дети любят на уроке решение различных практических задач. Таким образом, итогом вот этого поиска информации на уроке должен быть выход на получение нового знания либо на применение полученных знаний на практике. Если задания будут индивидуальными, но решаться в группе путём наставнической практики – тем лучше, но эффективным механизмам взаимодействия тоже надо учить.

Могу предложить следующие образцы практических задач, которые можно использовать, например, на обобщающих этапах урока по литературе.

– В Москве на Тверской улице устанавливают новый памятник писателю И.А.Гончарову. Подберите строчку (предложение) из его произведений, которая могла бы быть написана на мемориальной табличке.

– На прошлой неделе был обнаружен никому ранее не известный архив А. Н. Островского, из которого следует, что, по замыслу драматурга, Катерина Кабанова, спасённая Кулибиным из реки, пришла в себя и… Дальше записи нельзя прочесть – они сильно пострадали от сырости. Восстановите сюжет, учитывая характер героини.

– Какое стихотворение Ф. И. Тютчева порекомендовали бы вы выучить своей младшей сестре, чтобы рассказать дедушке Морозу на Новый Год? Свой выбор обоснуйте.

– Чем я отличаюсь от Ильи Обломова?

– Назовите автора следующего отрывка/стихотворения (далее читают текст).

– «Фальшивый текст»: выбрать отрывок, который не принадлежит перу автора.

– Вы открываете свой книжный магазин/клуб. Дайте ему название, чтобы оно отражало суть продаваемой/декламируемой там классической литературы.

– Ваня учил уроки и забыл, чьё это стихотворение. Установите название произведения и его автора.

– Работа с мемуарами писателя: о каком своём произведении он говорит здесь?

– В своём дневнике такого-то числа автор нарисовал набросок/эскиз своего героя. Что этот эскиз говорит о характере этого персонажа? Соотносится ли он с тем, как он дан в тексте романа?

– Сочините продолжение стихотворения, соблюдая авторский размер и рифму.

– Какую мысль автора взяли бы вы для доказательства того, что…

– Исправьте ошибки, допущенные автором этого сочинения при анализе следующего эпизода:…

– Для уроков установления межпредметных связей – история и литература: есть ли в этом фрагменте фактическая ошибка, допущенная автором?

– Для уроков установления межпредметных связей – математика и литература: найдите в тексте, сколько раз употребляется слово … (при компьютерном поиске) и что это значило бы?

– Составьте таблицу, показывающую отношение количества таких-то слов к такому-то контексту. Постройте график зависимости X от Y. Можно просить придумать самостоятельно критерии сравнения и основания для построения графиков. Может быть, удастся написать уравнение/формулу.

– Какие глаголы – статичные или движения – преобладают в эпизоде «Размышления Андрея Болконского у дуба» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого? О чём это говорит?

– Согласны ли вы с мнением автора по вопросу…

– Как иначе поступили бы вы на месте героини романа в этом эпизоде:…

– Перечислите черты светской жизни в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», нашедшие отражение в жизни современных воронежцев.

– Знал ли Родион Раскольников о существовании презумпции невиновности? Докажите текстом романа «Преступление и наказание»/выберите из предложенных эпизодов тот, который даёт ответ.

– Мой урок литературы/мой писатель/моя тема, которую хочу изучать.

Определённым условием, ограничивающим учителя в выборе указанных приёмов, является возраст обучаемых и степень владения ими технологиями информационного поиска. К слову считаю, что в начальной школе непосредственно на уроке использовать электронные устройства нет необходимости и лучше сосредоточиться на репродуктивной деятельности. Если отдельные учащиеся будут использовать смартфоны, учитель должен очень тактично, мягко выводить их за скобки урока, т.е. игнорировать сведения, полученные из сети, не оценивать, не комментировать их. Со временем учащийся поймёт, что такая его работа бесполезна.

И ещё. С развитием информационно-коммуникационных технологий связывается возникновение ряда проблем, основная из которых – активное противодействие со стороны общества использованию учеником смартфона на уроке вплоть до полного запрета из-за предубеждения (некая презумпция виновности), что ученик обязательно будет использовать цифровое устройство не по назначению: отвлекаться, играть в игры, фотографировать всех, слушать музыку, вести онлайн-трансляцию с урока. К слову сказать, все эти реакции – это вполне нормальный запуск психологического противодействия воздействию извне, способ психологической защиты от негатива окружающего мира и – уже – от негатива педагогического воздействия на этого человека. Так человек хочет сказать педагогу, что он не приемлет урок в таком виде, в каком он проходит, не желает, чтобы его обучали этим способом. Итак, если использование смартфона не по назначению имеет место быть, то является скорее сигналом о неэффективно построенной коммуникации на уроке и – шире – сигналом неэффективной воспитательной работы. В конечном итоге ученик может воспользоваться и обычным карандашом: рисовать на уроке карикатуры, играть в «крестики-нолики», писать товарищам записки, если урок для него неинтересен и не значим, и смартфон здесь ни при чём. Возможно, запрет использования гаджетов на уроке и миф об их фатальном вреде на взрослеющий организм всего лишь бесплодная попытка оградить учителей от буллинга или следование инструкциям, письмам вышестоящих органов. Нужна последовательная, но в то же время мягкая, без назидательной формы, постоянная просветительско-воспитательная работа, направленная на разъяснение учащемуся правил безопасного и эффективного с образовательной точки зрения использования цифровых устройств, пользования всемирной паутиной, наглядная демонстрация их неправильного использования.

В сложившейся ситуации разумным видится всё же компромиссный вариант: воздерживаться от использования на уроке смартфонов, планшетных компьютеров, ридеров с выходом в сеть, если в локальных актах образовательного учреждения прописан запрет. Напротив, необходимо использовать методику «перевёрнутого класса», т.е. всю информацию по теме и её анализ учащиеся делают и выписывают в тетрадь дома – до начала актуального изучения в школе на уроке.

Заключение

Младшие представители поколения Z только родились, другие пошли в школу, а старшим уже двадцать пять. Сегодня они составляют четверть рабочей силы мира. При обучении поколения Z стоит помнить, что это поколение будет пользоваться высокотехнологичными вещами, будет владеть профессиями, названия которым еще не придуманы. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без цифры, поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир, ведь цель образования не усвоение знаний, а развитие личности. В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и в жизни.

Список литературы

1. Howe, N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069 / N. Howe, W. Strauss ; New York: William Morrow & Company, 1992.– 544 p.

2. Данилов, А. Н. Поколение Z: раскол традиций или перекодировка культуры / А. Н. Данилов, Ж. М. Грищенко, Т. В. Щелкова // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. – 2017. – № 1. – С.109–118.

3. Богачева, Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 64 с.

4. Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2 (42). – С.1-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Презентация на тему "Дети Викторианской эпохи"

Данная работа содержит описание времени правления Виктории, королевы Англии. Очень сложно жилось детям в это время. Благодаря этой презентации мы заставим детей нашего поколения задуматься, так уж это...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....