Информационный проект на уроке литературы
статья по литературе

Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным технологиям.

Использование метода информационного проекта позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку XXI века:

- ответственность и адаптивность

- коммуникативные умения

- творчество и любознательность

- критическое и системное мышление

- умение работать с информацией и медиасредствами

- межличностное взаимодействие и сотрудничество

- умение ставить и решать проблемы

- направленность на саморазвитие

- социальная ответственность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_shkole.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Панасюк Г.Н., учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ  №618

Приморского района Санкт-Петербурга

Информационный проект на уроке литературы

Постановка проблемы и актуальность:

Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным технологиям.

Использование метода информационного проекта позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку XXI века:

- ответственность и адаптивность

- коммуникативные умения

- творчество и любознательность

- критическое и системное мышление

- умение работать с информацией и медиасредствами

- межличностное взаимодействие и сотрудничество

- умение ставить и решать проблемы

- направленность на саморазвитие

- социальная ответственность.

Необходимо отметить также такие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, письменной, с использованием новейших технологических средств).

Информационный (ознакомительно-ориентировочный) проект направлен на сбор информации, ее изучения, анализ, выделение фактов, которые являются результатом заданий. Он требует продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность – источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, проведение «мозгового штурма» и другие) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат информационного поиска (статья, реферат, доклад, видео и прочее) – презентация, публикация, в том числе в Сети, обсуждение на теле конференции и тому подобное.

По доминирующей в проекте деятельности учащихся и содержанию работы можно выделить следующие формы информационного проекта:

  • мультимедийные презентации об биографии писателя, об истории создания произведения, об адресате художественного произведения;
  • читательский комментарий к произведению;
  • виртуальные экскурсии, связанные с жизнью и творчеством писателя или художественным пространством произведения;
  • видеофильм;
  • путеводитель и другие.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью.

Проектная деятельность учащихся может быть краткосрочной и долгосрочной, индивидуальной или групповой.

Разработка и реализация информационного проекта включает в себя следующие этапы:

Поисковый этап. На этом этапе в ходе совместных обсуждений вскрываются исходные лично значимые школьником вопросы, фиксируется проблема. Работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности.

Педагог выступает в роли консультанта, помогает в поиске информации, ее анализе, структурировании (4-6 консультаций).

Аналитический этап (до составления плана деятельности включительно).

Этот этап включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы как школьные (возможности учебного предмета, учителя как консультанты), так и не связанные с учебным заведением (библиотека, Интернет, СМИ и др.).

Осуществляется следующая деятельность: планирование ресурсов информационного поиска, уточнение намеченных целей и задач, сбор информации и обмен ею с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.), составление плана деятельности.

Практический этап (реализация плана деятельности). На данном этапе работы над  проектом в ходе реализации и корректировки предварительно разработанного  плана деятельности (1-3 консультаций с педагогом) происходит осознание собственной компетентности и успешности в образовательном процессе.

Презентационный этап (презентация продуктов самообразования).

Этап предусматривает осознание значения полученных результатов, определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Это достигает путем использования таких приемов, как групповая и индивидуальная рефлексия.

Подготовка и обобщение материала для презентаций, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Функция учителя – объяснить учащимся проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.

Контрольный этап.

Непосредственный результат, выражающийся во владении учащимися определенным набором способов деятельности в  ходе разработки и реализации  проекта (компетентности).

 

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте  подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи».

Проектная деятельность помогает решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.

Примерные темы информационных проектов.

  1. Буклет «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина.
  2. Мультимедиапрезентация к уроку «Н.С. Лесков и его сказ «Левша»»
  3. Мультимедийные презентации  по биографии писателей или их произведениям (к уроку литературы).

Образцы информационных проектов

1. Название проекта: «По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступления и наказание»».

Цель проекта: создание заочной экскурсии «Петербург Достоевского» (презентация).

Задачи: самостоятельно изучить, сфотографировать и описать места в Петербурге, где происходят события жизни героев романа Ф.М.Достоевского.

Узнать, как сохраняется культурное наследие в нашем городе, как увековечена память о писателе и его героях в нашем городе.

Исследовать современную жизнь в исторических интерьерах доходных домов 19 века.

В процессе работы была создана не только презентация, но и составлен маршрут экскурсии «Петербург Достоевского», которая была проведена для учащихся своего 10-го класса.

Содержание: поисковый, культурологический

Уровень контактов: внутришкольный

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Продолжительность: долгосрочный

2.Название проекта: «„Евгений Онегин". Комментарий к первой главе романа А. С. Пушкина. Электронная версия».

Содержание: поисковый, культурологический.

Профиль знаний: интегрированный (литература, информатика).

Характер координации: непосредственный (открытая, явная координация).

Уровень контактов: внутришкольный (проект был разработан девятиклассниками и использован на уроках по изучению романа А. С. Пушкина).

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Форма организации образовательного процесса: внеурочная.

Продолжительность: долгосрочный - 6 месяцев.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Цель: создание электронной версии комментария к первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которая может быть использована в дальнейшем на уроках литературы во время изучения этого произведения, а также при самостоятельной подготовке к урокам.

Гипотеза проекта: электронная версия комментария к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сделает текст романа более понятным современному читателю, работа над проектом позволит ближе познакомиться с пушкинской эпохой, использование на уроке компьютера вызовет у ребят ещё больший интерес к произведению.

Методы работы:

анализ художественного текста романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;

сбор и анализ информации (изучение тематической литературы в печатном и электронном виде);

сравнительный анализ комментариев Н. М. Шанского, Ю. М. Лотмана и В. В. Набокова;

  • создание электронной версии комментария;
  • подбор иллюстративного материала;
  • знакомство с экспозициями Государственного музея А. С. Пушкина;
  • Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина на Арбате;
  • Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина;
  • Музея В. А. Тропинина и московских художников того времени; Третьяковской галереи.

План выполнения проекта (сентябрь - март)

Сентябрь - первичное ознакомление с текстом романа, первичный анализ первой главы и распределение материала по рабочим группам.

Октябрь - ноябрь - сбор и анализ информации по строфам (изучение тематической литературы, посещение музеев, подбор иллюстративного материала).

Декабрь - создание пробных вариантов продукта (версии страниц).

Январь - защита работы на уроках литературы и МХК.

Февраль - создание окончательного продукта, презентация проекта.

Март - оформление портфолио.

Ход работы. В работе над проектом на этапе сбора материала участвовали ученики 9 классов школы, каждый из которых собирал материал к одной строфе из первой главы романа. Окончательная обработка собранного материала и создание электронной версии проведены в программе Macromedia Dreamweaver.

В поисках интересной информации было использовано большое количество самых разнообразных источников (более сорока изданий). В процессе работы много времени было уделено анализу текста романа А. С. Пушкина, комментариям Н. М. Шанского, Ю. М. Лотмана и В. В. Набокова, а также разнообразным энциклопедиям. При составлении комментария учащиеся почерпнули много новых сведений в области литературы, языкознания, истории, быта и этикета. Подбирая иллюстрации и литературные примеры, старшеклассники познакомились с литературными текстами, которые не входят в школьную программу.

Участие большого количества учеников на начальном этапе работы позволило каждому найти вид деятельности по интересам.

Результат. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает особое место в культуре: его относят к культуро-образующим, «прецедентным» текстам, т. е. таким, которые оказывают сильное влияние на национальную ментальность. Такие тексты не могут не привлекать комментаторов. В XX в. многие исследователи комментировали пушкинский текст. Образцом таких работ можно считать комментарии Н. М. Шанского, Ю. М. Лотмана и В. В. Набокова, ставшие теоретической основой данной работы.

Обращение к тексту первой главы романа «Евгений Онегин» объясняется тем, что именно в ней дана развёрнутая характеристика главного героя, которая помогает понять его дальнейшие поступки. Кроме того, глава даёт яркое представление о жизни не только главного героя, но и всего высшего света Петербурга пушкинской эпохи. В данном случае логично объяснить не только текст главы, но и название романа, его эпиграф и вступление. Этот проект построен как гипертекст, на основе гиперссылок. Например, комментируя 18-ю строфу первой главы романа:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись,

учащиеся создали гиперссылки, в которых обратились к биографиям и творчеству русских поэтов и драматургов Фонвизина, Княжнина, Озерова, Катенина, Шаховского, французского драматурга Корнеля, а также балетмейстера Дидло и актрисы Екатерины Семёновой.

Таким образом, работая над комментарием к тексту романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и создавая к нему гиперссылки, авторы проекта увеличили объём своих знаний в области не только русской, но и зарубежной литературы и искусства.

В электронном виде комментарий к первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» выглядит так:

  • На каждой странице в центре расположен текст строфы, в котором жирным шрифтом выделены слова, требующие комментария.
  • Справа дана иллюстрация, при наведении на неё курсора появляется информация о ней.
  • Над иллюстрацией располагается ссылка  для получения общего комментария к этой строфе.
  • С помощью стрелочек «вперёд» и «назад» можно передвигаться к последующей или предыдущей строфе.
  • В левой части экрана расположен указатель всех строф первой главы, с помощью которого можно сразу перейти к интересующей вас строфе.

Созданная электронная версия комментария к первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» может быть использована в дальнейшем на уроках литературы во время изучения романа А. С. Пушкина, а также при самостоятельной подготовке к урокам.

Предлагаемая типология проектов по литературе представляется нам эффективной для повышения интеллектуального, творческого, волевого потенциала проектантов, для развития их культуры мышления, коммуникативной, информационной компетентности и компетентности разрешения проблем.

 

Литература

  1. Проектная деятельность старшеклассников на уроках русского языка и литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стардантам).
  2. Советова Е.В. Школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011
  4. Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. Волгоград: Учитель, 2012
  5. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках литературы

Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....

Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").

В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...

Информационные технологии на уроках литературы

Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования. Во-первых,...

Информационные технологии на уроках литературы

Презентация знакомит с возможностями электронного текста, с заданиями на основе электронного текста, с сетевыми библиотеками и условиями создания успешной презентации...

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК

Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование н...