"Сражаюсь, верую, люблю"
классный час по литературе (9, 10, 11 класс)

Сапсай Екатерина Сергеевна

Литературный вечер, посвященный творчеству поэта Э. Асадова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srazhayus_veruyu_lyublyu.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Сражаюсь, верую, люблю

(литературный вечер, посвященный Э.А.Асадову)

Цель: прививать интерес учащихся к творчеству поэтов второй половины ХХ века; воспитывать культуру читателя.

Оформление вечера: портрет Э.А.Асадова, сборники его произведений, лирические музыкальные записи, осенние листья, свеча.

Действующие лица: ведущие, чтецы.

По сцене разбросаны осенние листья. Выходят 2 пары, прогуливаются.

Чтец 1. «На осеннем пороге»

           В саду деревья стынут на рассвете,

           А ветер, по-напористому злой,

           Столбом взвивает листьев разноцветье

           И сыплет сверху белою крупой.

           А ты сейчас печалишься о днях,

           Что улетели птицами на юг.

           Глядишь в окно, и у тебя в глазах

           Не то морозец, а не то испуг.

           Но я прошу: не надо, улыбнись!

           Неужто ждать нам лета и весны?!

           Ведь климат в сердце, и настрой, и жизнь

           Во многом все же нам подчинены.

           И, господи! Ведь это ж в нашей власти

           Шагать сквозь все на свете холода

           И твердо знать о том, что наше счастье,

           Какие б вдруг ни грянули напасти,

           Уже остыть не сможет никогда!

           Давай же вместе вместо вьюг и зим

           Мы вечный май любовью создадим!

Выходят ведущие.

Ведущий 1. Если я скажу, что золото не тускнеет, то вряд ли кого-нибудь удивлю. Оно действительно не поддается ни времени, ни щелочам, ни кислотам. То же самое происходит и с произведениями больших и ярких мастеров искусства и литературы. К сожалению, как и золото, в жизни нашей литературные шедевры встречаются довольно редко. Впрочем, встречайся они часто – золото перестало бы быть золотом. Но они есть, и мы, чтобы не путать их с произведениями менее яркими и глубокими, привыкли называть подобные книги классикой.

Ведущий 2. Да, классика есть. Она живет и сегодня, если только внимательно ко всему приглядеться. Вот уже более пяти десятилетий книги Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране,  так и далеко за ее пределами. Вряд ли найдется человек, который, не кривя душой, видел хотя бы раз книгу Эдуарда Асадова, пылящуюся на полках книжного магазина. Но не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики.

Ведущий 1. Почему?

Ведущий 2. Ответ до смешного прост: да потому что на стороне Эдуарда Асадова были миллионы читателей всех возрастов и профессий – от школьника до ветерана и от рабочего до прославленного ученого.

Ведущий 1. «Сражаюсь, верую, люблю» - эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на свете, а именно: без любви.

Ведущий 2. Ну а начинается эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, а именно – к Родине. Количество подобных стихов у поэта не очень много. Но это единственно по причине особо трепетного и бережного отношения к такой исключительно дорогой и значительной теме. О самом главном и самом святом всуе говорить не пристало.

Чтец 2. Как жаль мне, что гордые наши слова

           «Держава», «Родина» и «Отчизна»

            Порою затерты, звенят едва

            В простом словаре повседневной жизни.

            Я этой болтливостью не грешил.

            Шагая по жизни путем солдата,

            Я просто с рожденья тебя любил

            Застенчиво, тихо и очень свято.

            …………………………………….

            Пусть редко стихи о тебе пишу

            И не трублю о тебе в газете –

            Я каждым дыханьем тебе служу

            И каждой строкою тебе служу,

            Иначе зачем бы и жил на свете!

                                        («Родине»)

Ведущий 1. Если у прекрасного нет предела, то разве может быть предел у любви?! И если невозможно, к примеру, восхищаясь звездным небом, оставаться равнодушным, ну, скажем, к Венере или Луне, так невозможно, любя природу, не любить все живое на земле.

Ведущий 2. В 1975 году вышел сборник стихов Э. Асадова под названием «Песнь о бессловесных друзьях».

Ведущий 1. Стихи этого цикла: «Бенгальский тигр», «Пеликан», «Яшка», «Зорянка»… в большинстве своем драматичны, остросюжетны  и несут в себе большой эмоциональный заряд.

Звук выстрела. Выходит девочка с мишкой (плюшевая игрушка)

Чтец 3. «Медвежонок»

         Беспощадный выстрел был и меткий.

         Мать осела, зарычав негромко,

         Боль, веревки, скрип телеги, клетка…

         Все как страшный сон для медвежонка.

         Город суетливый, непонятный,

         Зоопарк – зеленая тюрьма,

         Публика снует туда-обратно,

         За оградой высятся дома…

         Солнца блеск, смеющиеся губы,

         Возгласы, катанье на лошадке,

         Сбросить бы свою медвежью шубу

         И бежать в свою тайгу во все лопатки!

         Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,

         И заныло сердце медвежонка,

         Носом, словно мокрая клеенка,

         Он, сопя, обнюхивал углы.

         Если в клетку из тайги попасть,

         Как тесна и как противна клетка!

          Медвежонок грыз стальную сетку

         И до крови расцарапал пасть.

         Боль, обида – все смешалось в сердце.

         Он, рыча, корябал доски пола,

         Бил с размаху лапой в стены, дверцу

         Под нестройный гул толпы веселой.

         Кто-то произнес: - Глядите в оба!

         Надо стать подальше, полукругом.

         Невелик еще, а сколько злобы!

         Ишь, какая лютая зверюга!

         Силищи да ярости в нем сколько,

         Попадись-ка в лапы – разорвет! –

         А «зверюге» надо было только

         С плачем ткнуться матери в живот.

Ведущий 2. Может быть самое известное стихотворение этого цикла – «Стихи о рыжей дворняге». После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе не мог бы похвалиться таким удивительным циклом.

Чтец 4. «Стихи о рыжей дворняге»

         Хозяин погладил рукою

         Лохматую рыжую спину:

         - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

         Но все же я тебя покину. –

         Швырнул под скамейку ошейник

         И скрылся под гулким навесом,

         Где пестрый людской муравейник

         Вливался в вагоны экспресса.

         Собака не взвыла ни разу,

         И лишь за знакомой спиною

         Следили два карие глаза

         С почти человечьей тоскою.

         Старик у вокзального входа

         Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

         Эх, будь ты хорошей породы…

         А то ведь простая дворняга!

         Огонь над трубой заметался,

         Взревел паровоз что есть мочи,

         На месте, как бык потоптался

         И ринулся в непогодь ночи.

         В вагонах, забыв передряги,

         Курили, смеялись, дремали…

         Тут, видно, о рыжей дворняге

         Не думали, не вспоминали.

         Не ведал хозяин, что где-то

         По шпалам, из сил выбиваясь,

         За красным мелькающим светом

         Собака бежит, задыхаясь!

         Споткнувшись, кидается снова,

         В кровь лапы о камни разбиты,

         Что выпрыгнуть сердце готово

         Наружу из пасти раскрытой!

         Не ведал хозяин, что силы

         Вдруг разом оставили тело

         И, стукнувшись лбом о перила,

         Собака под мост полетела…

         Труп волны несли под коряги…

         Старик! Ты не знаешь природы:

         Ведь может быть тело дворняги,

         А сердце – чистейшей породы!

Ведущий 1. Разве это только стихи о животных и птицах? Многие из них – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле…

        А ведь животные так похожи на людей.

Чтец 5. Люблю я собаку за верный нрав.

           За то, что, всю душу тебе отдав,

           В голоде, в холоде или разлуке

           Не лижет собака чужие руки.

        

           У кошки-дуры характер иной.

           Кошку погладить может любой.

           Погладил – и кошка в то же мгновенье,

           Мурлыча, прыгнет на колени.

           Выгнет спину, трется о руку,

           Щурясь кокетливо и близоруко.

           Кошке дешевая ласка не стыдна,

           Глупое сердце недальновидно.

           От ласки кошачьей душа не согрета.

           За крохи немного дают взамен:

           Едва лишь наскучит мурлыканье это –

           Встанут и сбросят ее с колен.

           Собаки умеют верно дружить,

          Не то что кошки – лентяйки и дуры.

          Так стоит ли, право, кошек любить

          И тех, в ком живут кошачьи натуры?!

Ведущий 2. Ну а венчают лирическую тему, тему любви, конечно же, любовь к человеку.

Ведущий 1. Говорят, что любить всё человечество легче, чем любить одного человека. Согласимся, что в этом шутливом афоризме  есть немалая доля правды. Однако добавим, и на этот раз уже без улыбки, что существует достаточно людей, для которых нет подобных сложностей.  Эдуард Асадов как раз и обладает  той самой счастливой способностью любить не показной, а очень  светлой и чистой любовью. Взволнованным  и пристальным взглядом  всматривается  он в лица, в души и судьбы.

Чтец  6.  (под музыку)

 Я могу тебя очень долго ждать,

 Долго – долго и верно – верно,

 И ночами могу не спать

 Год и два, и всю жизнь, наверно.        

               

 Пусть листочки календаря         

 Облетят, как листва у сада,

 Только знать бы, что это  не зря,        

 Что тебе это правда надо!

  Я могу за тобой идти

  По чащобам и перелазам,

  По пескам, без дорог почти,

  По горам, по любому пути,

  Где и чёрт не  бывал ни разу!

  Всё пойду, никого не коря,

  Одолею любые тревоги,

  Только знать бы, что всё не зря,

  Что потом не предашь в дороге.

   Я могу  для тебя отдать

   Всё, что есть у  меня и будет.

   Я  могу за тебя принять

   Горечь злейших на свете судеб.

   Буду счастьем считать, даря

   Целый мир тебе ежечасно.

   Только знать бы, что всё  не зря,

   Что люблю тебя не напрасно!

Ведущий 2. Волнение и любовь прямо или косвенно отражены в подавляющем большинстве его стихов и поэм. Вот ставшее знаменитым стихотворение «Трусиха», которое ярко запечатлело  в нашем  воображении хрупкую фигурку  девушки, в трудную минуту бесстрашно  шагнувшей навстречу серьёзной опасности, а может быть, даже и смерти.

Инсценирование стихотворения «Трусиха»

Действующие лица: чтец 7, парень, девушка в берете, 2 хулигана.

Чтец 7. Шар луны под звездным абажуром

        Озарял уснувший городок.

        Шли, смеясь, по набережной хмурой

        Парень со спортивною фигурой

        И девчонка – хрупкий стебелек.

Пара прогуливается.

        Видно, распаляясь от разговора,

        Парень между прочим рассказал,

        Как однажды в бурю ради спора

        Он морской залив переплывал.

Показывает все это пантомимой.

        Как боролся с дьявольским теченьем,

        Как швыряла молнии гроза.

        И она смотрела с восхищеньем

        В смелые горячие глаза…

        А потом, вздохнув, сказала тихо:

Девушка. Я бы там от страха умерла.

               Знаешь, я ужасная трусиха,

               Ни за что б грозу не поплыла!

Чтец 7. Парень улыбнулся снисходительно,

        Притянул девчонку неспеша

        И сказал:

Парень. Ты просто восхитительна,

            Ах ты, воробьиная душа!

Чтец 7. Подбородок пальцем ей приподнял

        И поцеловал. Качался мост,

        Ветер пел… И для нее сегодня

        Мир был полон музыки и звезд!

        Так в ночи по набережной хмурой

        Шли вдвоем сквозь спящий городок

        Парень со спортивною фигурой

        И девчонка – хрупкий стебелек.

        А когда, пройдя полоску света,

        В тень акаций дремлющих вошли,

        Два плечистых силуэта

        Выросли вдруг как из-под земли.

Появляются хулиганы.

        Первый хрипло буркнул:

1-й хулиган. Стоп, цыпленки!

                  Путь закрыт, и никаких гвоздей!

                  Кольца, серьги, часики, деньжонки –

                 Все, что есть, на бочку и живей!

Чтец 7. А второй, пуская дым в усы,

        Наблюдал, как, от волненья бурый,

        Парень со спортивною фигурой

        Стал, спеша, отстегивать часы.

        И. довольный, видимо, успехом,

        Рыжеусый хмыкнул:

2-й хулиган. Эй, коза!

                  Что надулась?! –

Чтец 7. И берет со смехом

        Натянул девчонке на глаза.

        Дальше было все, как взрыв гранаты:

        Девушка беретик сорвала

        И словами:

Девушка. Мразь! Фашист проклятый! –

Чтец 7. Как огнем, детину обожгла.

Девушка. Наглостью пугаешь? Врешь, подонок!

               Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! –

Чтец 7. Голос рвется, яростен и звонок:

Девушка. Нож в кармане? Мне плевать на нож!

               За убийство «стенка» ожидает,

               Ну а коль от раны упаду,

               То запомни: выживу, узнаю!

               Где б ты ни был – все равно найду!

Чтец 7. И глаза в глаза взглянула твердо.

        Тот смешался:

2-й хулиган. Ладно… Тише, гром… -

Чтец 7. А второй промямлил:

1-й хулиган. Ну их к черту! –

Чтец 7. И фигуры скрылись за углом.

        Лунный диск, на млечную дорогу

        Выбравшись, шагал наискосок

        И смотрел задумчиво и строго

        Сверху вниз на спящий городок,

        Где без слов по набережной хмурой

        Шли, чуть слышно гравием шурша,

        Парень со спортивною фигурой

        И девчонка – «слабая натура»,

        «Трус» и «воробьиная душа».

Ведущий 1.  Одна из замечательных  черт его лирики – это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях или счастье. Нет, он  сам горячо любит, радуется или страдает. И читатель чувствует  этот искренний, трепетный нерв. Чувствует и глубоко сопереживает. И когда в  стихотворении своём поэт произносит слово: «Люблю»- ему можно верить.

 Чтец 8. Ты далеко сегодня от меня

          Ты пишешь о любви своей бездонной,

          И о тоске-разлучнице бессонной,

          Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

          Ах, как мы часто слышим разговоры,

          Что без разлуки счастье не сберечь.

          Не будь разлук, так не было б и встреч,

          А были б только споры да раздоры.

          Конечно, это мудро, может статься,

          И все-таки, не знаю почему,

          Мне хочется наперекор всему,

          Сказать тебе: - Давай не разлучаться!

        

          Я думаю, что ты меня поймешь:

          К плечу плечо – и ни тоски, ни стужи!

          А если и поссоримся – ну что ж,

          Разлука все равно намного хуже!

Ведущий 2. Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. И это, конечно,  так. Но бывает порой, что судьба  художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к ней проявляется  особый читательский интерес. Жизнь Асадова как раз являет собой пример такой славной судьбы.

 Ведущий 1.Родился Эдуард Асадов под горячим туркменским солнцем 7 сентября 1923 года, в городе Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта  были участниками революции и гражданской войны. В мирные дни стали  школьными учителями. После преждевременной смерти мужа  мама Эдуарда  вместе с сыном переехала на Урал, в Свердловск, где оба  «пошли в первый  класс»- мама учителем,  а  сын учеником. Здесь он вступил в пионеры, написал первые  стихи и стал  комсомольцем.

Ведущий 2. Затем – Москва и выпускной  в 38-й столичной школе 14 июня 1941 года. А через неделю - война. По комсомольскому призыву  Асадов   ушёл добровольцем на фронт. Сражался (и сражался отважно) на Ленинградском, Волховском, Северо-Кавказском и 4-м   Украинском фронтах. Воевал, горячо верил в победу, а в перерывах между боями писал стихи.

Ведущий 1. Последний бой командира  батареи Асадова произошёл утром  4 мая  1944 года на подступах к Севастополю. Боевое  задание выполнено. И в это время взрыв  вражеского снаряда  и внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. А затем госпиталь. Стихи между  операциями и новая жизненная ступень: Литературный институт имени Горького, который поэт Эдуард Асадов окончил, получив диплом с отличием.

Чтец 9. (со свечой в руках)

           Наша жизнь – как фонарика узкий свет.

           А от лучика влево и вправо –

           Темнота: миллионы безмолвных лет…

           Все, что было до нас и придет вослед,

           Увидать не дано нам, право.

        

           Хорошо б лет на тысячу растянуть

           Время каждого поколенья,

           Вот тогда получился бы путь как путь,

           А не наше одно мгновенье!

           Но Судьба усмехнулась бы: «Для чего

           Вы мечтами себя тревожите,

           Если даже мгновенья-то одного

           Часто толком прожить не можете!»

Ведущий 2. Что было потом? Потом Асадов продолжал жить горячей и кипучей жизнью. Много ездил  и  ездит по стране, встречается на вечерах поэзии с читателями и пишет новые книги.

Ведущий 1. Видимо в этом заключается истинное счастье поэта.

Чтец 10. Что такое счастье

                Что же такое счастье?

                Одни говорят: «Это страсти:

                Карты, вино, увлеченья –

                Все острые ощущенья.»

                

                Другие верят, что счастье –

                В окладе большом и власти,

                В глазах секретарш плененных

                И трепете подчиненных.

                Третьи считают, что счастье –

                Это большое участье:

                Забота, тепло, вниманье

                И общность переживанья.

                

                По мненью четвертых, это –

                С милой сидеть до рассвета,

                Однажды в любви признаться

                И больше не расставаться.

                Еще есть такое мненье,

                Что счастье – это горение:

                Поиск, мечта, работа

                И дерзкие крылья взлета.

                А счастье, по-моему, просто

                Бывает разного роста:

                От кочки и до Казбека

                В зависимости от человека.

                

               Занавес.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сражаюсь, верую, люблю! (поэтический час по творчеству Э Асадова)

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена по творчеству известного поэта Эдуарда Асадова. Мероприятие может быть проведено как классный час или школьный вечер....

Сражаюсь, верую, люблю.

Внеклассное мероприятие по творчеству Э. Асадова....

Презентация "Сражаюсь, верую, люблю"

Данная презентация посвящена памяти поэта Эдуарда Асадова. Материал может быть использована при проведении классных часов, внеклассных мероприятий в основной и старшей школе....

«СРАЖАЮСЬ, ВЕРУЮ, ЛЮБЛЮ…»

Основными целями изучения художественной литературы являются: воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и ува...

«Сражаюсь, верую, люблю» (По биографии и творчеству Э. А. Асадова)

Поэзия – истинное пристанище человеческой души, сердца, разума, мыслей. Многие замечательные поэты     нам дарят строки жизни, прочитав которые, человек испытывает неис...