Презентация. Стиль
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Презентация для урока поэтики в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_16_stil.pptx138.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стиль

Слайд 2

Понятие стиль ( греч . stylos — остроконечная палочка для письма на восковой дощечке) применяется не только в литературоведении, но и в искусствознании, эстетике, лингвистке. Если лингвистическая стилистика рассматривает систему языковых элементов, объединенных определенным функциональным значением, выделяя разговорный, публицистический, научный и другие стили, то в теории литературы под стилем принято понимать устойчивую общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующую своеобразие творчества писателя , особенности литературного направления, специфику национальной литературы. Литературовед А. Б. Есин дает следующее определение этого понятия: «Стиль — это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание». (Обратим внимание на то, что при характеристике стиля форма выходит на первый план.)

Слайд 3

Для раннего периода развития искусства стилевое разнообразие было нехарактерно, но, по образному выражению Д. С. Лихачева, «эстетический код» эпохи постепенно утрачивал универсальность, что способствовало появлению различных литературных направлений и течений, а также индивидуальных стилей. Стиль художника не может быть свободен от самых разнообразных влияний : он вбирает национальные традиции искусства, в нем находит отражение эпоха и проявляются специфические черты того или иного литературного направления. Так, художники-классицисты, воплощая в своем творчестве идеи порядка и рационализма, стремились к созданию идеальных форм, к соблюдению определенных правил (вспомните принцип «трех единств» или установку на создание « однопланового » героя ). Писатели-романтики , обращаясь к излюбленным темам поиска смысла жизни, свободы и плена, утраченного рая и одиночества, вины и ее искупления, устойчиво использовали прием контраста, запечатлевали образ исключительного героя, человека мучительных страстей и решительных поступков, и строили сюжет на основе конфликта, вызванного недостижимостью идеала, трагическим несовпадением мечты с действительностью.

Слайд 4

Реалистические произведения XIX—XX вв. объединяет понятие жизненной правды. Писатели-реалисты благодаря типизации фактов действительности изображали жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни . Для реалистической литературы нормой являлось щепетильное отношение к читателю, повествование стремилось к связности, избегались умолчания, излишняя сложность формы. Поразмышляем о некоторых стилевых особенностях прозы И. А. Гончарова, предпочитавшего крупные жанровые формы. Писатель, безусловно, дорожит объективностью изображенной картины, его в первую очередь интересует установившаяся жизнь (по убеждению И. А. Гончарова, искусство не ладит «с новою, нарождающеюся жизнью»). При этом для сюжетов его романов особенно важен семейно-бытовой план, позволяющий рассматривать частную жизнь и в ее повседневном течении, и в поворотные моменты судьбы героя. «Громадна и страшна простая жизнь в наготе ее правды...» — утверждал писатель. Комментируя особенности сюжета романа «Обломов», Д. И. Писарев точно подметил: «Событий, действий почти нет; содержание романа может быть рассказано в двух, трех строках, как может быть рассказана в нескольких словах жизнь всякого человека, не испытавшего сильных потрясений».

Слайд 5

Жанровая специфика романов Гончарова предполагает наличие этико-философской концепции. Писатель, неустанно размышляя над вопросом о «прямом человеческом назначении», направляет мысль читателя к признанию ценности семейного счастья и радости труда ради высоких идеалов, необходимости духовно сохранять себя, делать свое, а не чужое дело, давать простор своим чувствам, воображению. Проза Гончарова исследует закономерности некоторых общественных процессов, при этом в центре писательского внимания оказывается «срез настоящего». (Это, впрочем, не мешает автору делать определенные прогнозы на будущее развитие русского общества: не случайно именно Штольц будет воспитывать сына Обломова.) Но главный интерес для писателя составляет жизнь души человеческой , что определяет психологическую основу повествования . Исследуя стиль художника, мы пытаемся понять сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит (в отличие от художественного метода стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы ). Признаки стиля находятся в органической связи, подчиняются некоему художественному закону, придающему произведению цельность.

Слайд 6

Прочитайте рассказ А. П. Платонова «Волчек», выполните предложенные ниже задания. Был двор на краю города. И на дворе два домика — флигелями. На улицу выходили ворота и забор с подпорками. Тут я жил. Ходил домой я через забор. Ворота и калитка всегда были на запоре, и я к тому привык. Даже когда лезешь через забор, посидишь на нем секунду-две, оттуда видней видно поле, дорогу и еще что-то далекое, темное, как тихий низкий туман. А потом рухнешься сразу наземь в лопухи и репейники и пойдешь себе. Выйдет навстречу не спеша — знает, что это я — Волчек, поглядит кроткими человечьими глазами и подумает что-то. Я тоже всегда долго глядел на него, в нем каждый раз было другое, чем утром. Раз шел я по двору и увидал, что Волчек спит в траве. Я тихо подошел и стал. Рыжий Волчек чуть посапывал и ноздрями на земле выдувал чистоту. По шерсти у него пробиралась попова собака . Кругом было тихое неяркое утро. Солнце приподнималось в теплом тумане, который все рассеивался и рассеивался и сжимался в голубой высоте в облака. Далеко выл у запертого семафора паровоз и звонили колокола по церквам. Репьи стояли тонко и прямо, ни ветра, шума, ни ребятишек не было.

Слайд 7

Волчек проснулся и не двинулся, а лежал как лежал с открытыми глазами, глядел в темную сырость под лопухи. Я наклонился и притих. Волчек, должно быть, не знал, что он собака. Он жил и думал, как и все люди, и эта жизнь его и радовала и угнетала. Он, как и я, ничего не мог понять и не мог отдохнуть от думы и жизни. Во сне тоже была жизнь, только она там вся корчилась, выворачивалась, пугала и была светлее, прекраснее и неуловимее на черной стене мрака и тайны. Спереди, пред ним и предо мной, все радуется и светится, а сзади стоит и не проходит чернота, и в снах она виднее, а днем она дальше и про нее забываешь. Волчка давил виденный сон. В нем он тоже видел эти лопухи и сырую тьму по корням, но там они были и такие и не такие. И вот он опять смотрел и не мог ничего понять. На дворе была еще собака Чайка. И когда были собачьи свадьбы, собаки бесились, гонялись за Чайкой, один Волчек был такой же, как всегда, и не грызся из-за Чайки. Хозяин думал, что он больной, и давал ему больше костей и щей после ужина. Но Волчек был великан и совсем здоров. Чужих ребят, какие приходили играть на двор, он не хватал за пылки, а бил оземь хвостом и глядел с уважением и кротостью.

Слайд 8

Я Волчка за собаку не считал, за то и он полюбил меня, как любит меня мать. Я тоже ничего не знал и не понимал и видел в снах тихое бледное видение жизни. Смутные облака трепетали в небе, и ветер гнул целые дубы, как хворостины, а я стоял в каком-то саду и не слышал, как шумел ветер, и сразу удивился и понял, что это сон, и проснулся. Было полнолуние, и в комнате бледный свет лежал на полу. Я потянулся и попробовал рукой холодные доски. Раз я спросил у отца, который любил меня и жалел, как маленького, не знает ли он чего, чего еще никто не знает и про что и в книгах не написано. Он сказал, нет, я все думаю про Бога, но его тоже не могу узнать. А на другой день за обедом досказал: оттого мы ничего не знаем, что и узнавать, должно, нечего. А тебе к чему нужно знать ? А я сказал — да, а жить-то как же? А узнавать есть чего, хоть бы то, отчего мы хотим знать все, если и узнавать нечего, все живет само собой в черноте и пустоте. Отчего кругом томление и борьба? Вот мы прожили немного после революции и уж увидали, как легко устроить всех сытыми и довольными, лишь бы осталась у нас власть нас самих. Но нам захотелось знать, и не нам одним . Отец помолчал и перестал есть. Я всю жизнь — сказал он вечером — работал, кормил вас и одевал, не мог никогда не думать, а теперь привык. Теперь жизнь другая, и я все растерял. Но я люблю тебя, и ты, может, выйдешь на большую дорогу, тогда делай, что хочешь, а я не могу, я уморился и сидя сплю. Я только жду хорошего, а какое оно, не могу узнать. Всю жизнь я ждал чего-то хорошего и тебе отдаю эту надежду.

Слайд 9

На другой день я так же лез с работы через забор и Волчек встретил меня любящими глазами, и в пустых водяных его глазах сидела мертвая сосущая мысль, как каменная гора на дороге домой. Чайка юлила под ногами, а Волчек молча стоял вдалеке и смотрел. Ему оставалось одно — либо издохнуть, либо дождаться первой собачьей свадьбы и схватиться с другими кобелями из-за Чайки. Но Волчек оставался посредине и раздумывал. Тут была его худшая гибель, и он видел сны, пугался и жил хуже мертвого. — Волчек, Волчек, Волчек... — Я прошептал это и погладил его. Он прижмурился и заблестел глазами. На миг он ожил и понял, что я жалею и люблю его, как меня жалеет отец. Может, он и глазами заблестел оттого, что понял мою жалость и любовь, взял знание, и в первый раз сзади сияния жизни не было черноты и угнетения. — Волчек, Волчечек ... Волчек от радости подметал хвостом и повизгивал. Отчего раньше я не догадывался гладить и обнимать его? Нет, тогда бы он понял мой обман и потерял свое первое верное знание, что есть любовь в жизни и сочувствие. Волчек вертанул шеей, и я увидел, какая у него не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова. Глаза стояли и вглядывались. Он живет не лучше меня. В этот вечер я пошел по улицам. Белые городские дома в синей луне стояли и глядели окнами на тихо гуляющих людей. Томление и раздумье было во всех. Кто не любил, тот хотел любви. И никто ничего не знал, зачем это.

Слайд 10

Я встретил Маню, в которую был немного влюблен. С ней шел человек с добрым и счастливым лицом. — Это Витя, — сказала Маня. И я пошел рядом. Во мне поднялась тоска. Я чувствовал, как горело мое тело. Но в голове было ясно и хорошо. Я смеялся в мысли и мучал себя. Я знал, отчего во мне тоска и отчего вечер кажется задумчивым любящим далёким существом, прилегшим на землю. Я знал и смеялся. Знал, что все не такое, как кажется. И вот вечер, и эта Маня, не задумчивые полюбившие существа, а другое, что я еще не знаю. И по истинной сущности все это, наверно, ничтожно, жалко и гадко. Если бы созналось это всеми, то увидели бы, что не любить надо, а ненавидеть и уходить дальше, начинать перестраивать все сначала. Отчего все ходят по земле, и никто не знает, что она такое ? На другой день я на работу не пошел, а ушел скитаться в поле. А там лег в рожь и думал до вечера, где найти настоящих людей, которые все знают. Где лежат настоящие книги? Сам я ни о чем не мог догадаться и что узнавал, в том сомневался и начинал опять сначала. А жить и не знать — так и Волчек не мог. Я должен ясно увидать все до конца и быть уверенным и твердым в жизни. Раньше никому не нужно было знание, потому что нужен был хлеб и размножение людей. Благо было в полном удовлетворении тела. Теперь благо в истине, только это одно я узнал в тот день и пошел счастливый домой. На дворе я лег в траву и стал глядеть в землю — пыль, песчинки, дохлая мошка и муравьиные дороги.

Слайд 11

Вопросы и задания Проанализируйте рассказ А. П. Платонова «Волчек», выполняя предложенные ниже задания. 1 ) Каким предстает мир в сознании повествователя и какие противоречия присущи его сознанию? В чем герою видится смысл жизни и почему ему столь интересна собака Волчек? Какие философские проблемы ставятся в рассказе? 2) В чем особенность первой фразы рассказа? Докажите, что речь повествователя представляет собой своеобразный сплав разговорного и художественного стилей. Что составляет особенность пейзажных зарисовок в рассказе? 3) С помощью каких средств автор добивается превращения привычной действительности в мир, хранящий тайну? Докажите, что автор часто использует крупный план, предельно детализируя описание. Как передается мир звуков и запахов и какую роль играют эти подробности для понимания смысла рассказа? В чем необычность выбора эпитетов? 4) В рассказе часто повторяются одни и те же слова (туман, жизнь и др.). Найдите эти ключевые слова и объясните их особую позицию в тексте. Докажите, что некоторые из них соотнесены по принципу контраста, и объясните смысл этого противопоставления. Какую роль играет в рассказе мотив сна? 5) В чем смысл финала рассказа и как он соотнесен с основным содержанием? ДОМА: Напишите сочинение на одну из тем: ♦ Стилистическое своеобразие прозы А. П. Платонова. ♦ Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Платонова «Волчек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация "Стили речи".

Обучающая презентация "Стили речи"....

презентация стиль в музыке (классицизм)

презентация 8 класс стили в музыке знакомит с характерными признаками музыкального классицизма и с представителями венской школы...

Презентация "Стили речи. Лингвистический эксперимент"

В презентации представлен теоретический и иллюстративный материал о стилях речи. Даны задания для проведения лингвистического эксперимента....

Презентация СТИЛИ РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА

СТИЛИ РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА....

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 классТема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии. Задачи:ü  Научитьс...

Презентация "Стили речи"

В данной презентации представлены особенности всех стилей языка...

Презентация "Стили семейного воспитания"

Презентация знакомит с основными  стилями семейного воспитания. Можно использовать на родительском собрании....