Драгоценные камни в русской литературе.
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Дмитренко Ольга Александровна

Исследовательский проект о смысле изображения драгоценных камней в русской литературе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сладковская средняя общеобразовательная школа»

Драгоценные камни в русской литературе

Исполнитель: Лыжина Алёна, 10 класс.

Руководитель: Дмитренко О. А.

2015

Оглавление

Введение3

Драгоценные камни в русской литературе 4

  1. Жемчуг4
  2. Бирюза7
  3. Опал9
  4. Гранат10
  5. Коралл12
  6. Александрит13
  7. Аметист14
  8. Малахит17

Заключение19

Литература20

Приложения21

Введение

Каждый драгоценный камень – это целый мир со своими особенностями и различиями. Самоцветы ассоциируются с богатством и славой. Мы восхищаемся ими, мы мечтаем о них. Драгоценности - это символ особого статуса. Легенды о знаменитых камнях, о счастье и бедах, которые они принесли своим владельцам, завораживают наше воображение.

Актуальность темы «Драгоценные камни в русской литературе» продиктована реалиями жизни: восприятие наше обеднено до примитивизма – виртуальное  общение, компьютерные игры, фильмы, наши и американские, зачастую сомнительного качества. А как важно иногда остановиться, взять в руки книгу, сесть в удобное кресло и погрузиться в волшебный мир литературы… Мы, живущие в ином культурном и духовном измерении, читаем русскую классику не совсем так, как она написана. Поэтому надо учиться читать, как читали в прошлом веке: внимательно, чутко, оценивая каждое слово, каждую деталь.

Цель данной работы – исследовать смысл изображения драгоценных камней в русской литературе.

Задачи:

  1. изучить легенды и поверья о драгоценных камнях;
  2. познакомиться с произведениями русской классической литературы, в которых встречается упоминание о самоцветах;
  3. исследовать использование писателями и поэтами такого художественного средства, как драгоценный камень.
  4. воспитать бережное отношение к слову.

Объект исследования: русская классическая литература.

Предмет исследования: драгоценный камень как художественное средство.

Данная тема в критической литературе освещена мало: есть несколько работ, посвящённых отдельным писателям или произведениям, статья об упоминаниях драгоценных камней в русской поэзии, несколько почти одинаковых презентаций и исследование школьников об изумруде в русской литературе.

Работая над темой, я выдвинула гипотезу: если знать символику драгоценных камней, можно лучше понять произведения, в которых они упоминаются.

Драгоценные камни в русской литературе

С древних времён камни олицетворяли собой мощь, красоту и силу. Поэтому драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между  самоцветом и человеком существуют глубинные таинственные связи. В древние лечебники включались целые разделы о камнях-амулетах. Когда в ХVI веке в Московию приехал английский посол Д. Горсей, царь Иван Грозный  в качестве особой милости показал ему свою сокровищницу, изумив при этом посла познаниями в области минералогии. Перебирая разноцветные камни, царь подробно рассказывал об их особенностях и воздействии на человека. Для дворянской  культуры в ХVII—ХIХ веков подобное отношение к драгоценному камню стало общераспространённым. В 1807 году в Петербурге были изданы три тома «Естественной истории» римского учёного Кая Плиния Старшего в переводе В.Н. Северина. Книги рассказывали о драгоценных камнях и металлах, а также о связанных с ними легендах и повериях. В русском искусстве символика камней использовалась наравне с «языком цветов».

1. Жемчуг

       Образ жемчуга, например, издавна соотносился с двумя устойчивыми ассоциациями. С одной стороны, жемчуг стал символом духовной чистоты. Так, в «Слове о полку Игореве» автор рассказывает о князе Изяславе, который был покинут братьями в
трудную минуту и погиб, самоотверженно защищая свою землю от
врагов: «не было тут брата Брячислава, ни другого — Всеволода.

Один в степи свою жемчужну душу

Из храброго он тела изронил.

Через златое , братья, ожерелье

Ушла она , покинув свой приют.[1]

Но в том же произведении мы встречаемся с иным символическим переосмыслением. Киевский князь Святослав рассказывает приближённым свой вещий сон, полный недобрых
предзнаменований. И одно из из них — «великий жемчуг», который сыпали на князя. В данном контексте жемчуг является символом слез, предвестием грядущих несчастий.

        Н.А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос», повествуя о том, как горевала в лесу овдовевшая Дарья, прямо уподобляет её слезинки жемчугу:

Иная с ресницы сорвется
И на снег с размаху падёт -
До самой земли доберётся,
Глубокую ямку прожжёт;
Другую на дерево кинет,
На  плашку, — и, смотришь, она
Жемчужиной крупной застынет -
Бела и кругла и плотна.

          Но тут же, словно полемизируя с устоявшимися литературными штампами, поэт передает причитания Дарьи:

Слёзы мои не жемчужины,
Слёзы горюшки-вдовы.

        И словно в противовес княжескому сну из «Слова о полку Игореве», в котором герой видит сыплющийся на него крупный жемчуг, Некрасов рисует вещий сон Дарьи, где предвестие беды и грядущих слёз воплощается в ином, более близком крестьянской среде образе — сыплющейся ржи, которую Дарья не успевает убрать в одиночку:

Жать принялась я проворно,
Жну, а на шею мою
Сыплются крупные зёрна -
Словно под градом стою!

    Дарья сама толкует своё сновидение:

Сон мой был в руку, родная!
Жать теперь буду одна я.
Стану без милого жать,
Снопики крепко вязать,
В снопики слёзы ронять.
[2]

У Н.С. Лескова есть рассказ «Жемчужное ожерелье», сюжет которого строится на общераспространенном  убеждении, будто жемчуг предвещает беду. Рассказчик повествует о богаче Васильеве, сделавшем под Новый год своей дочери Машеньке «престранный и, как я потом понял,  совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам  надел на неё при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье» (см. приложение 1). Изящество отделки и предполагаемая стоимость украшения произвели на гостей большое впечатление. Но Машенька, «получив ожерелье, заплакала».  А жена рассказчика укорила Васильева за неосторожность: «Выговор  ему за подарок жемчуга следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слёзы». И хотя хозяин отмахнулся, говоря, что это – «пустые предрассудки», в финале рассказа счастливое замужество Маши вовсе не опровергает народных поверий. Просто жемчуг оказался поддельным и, следовательно, не имеющим никакой магической силы.

Драма А.С. Пушкина «Русалка» рассказывает о том, что на берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит девушку и сумел вызвать в её сердце  ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет она его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но дочь  не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает девушка  возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Как и предполагал Мельник, Князь оставляет его дочь, свою возлюбленную:

Разлука нам судьбою суждена.

…………………………………….

… Должен я с тобой навек проститься.

…………………………………………

Князья не вольны,
Как девицы — не по́ сердцу они
Себе подруг берут, а по расчетам
Иных людей, для выгоды чужой.
Твою печаль утешит бог и время.
Не забывай меня; возьми на память
Повязку — дай, тебе я сам надену.
Еще с собой привез я ожерелье —
Возьми его.

       Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя она  срывает с себя драгоценный подарок (см. приложение 2):

Дочь.

Ох, душно!
Холодная змия мне шею давит...
Змеей, змеей опутал он меня,
Не жемчугом. (Рвет с себя жемчуг.)

Мельник.

Опомнись.

Дочь.

                                    Так бы я

Разорвала тебя, змею злодейку,

Проклятую разлучницу мою! 

       Она бросается в реку. Князь женится на другой. На свадьбе раздается голос погибшей девушки. Ее песня содержит проклятие и ломает ход торжества. Трагическая сама по себе, первая часть пьесы содержит, кроме того, предвестье будущей трагедии. Дочь мельника стала русалкой, родила дочь. И вот, спустя годы к старой мельнице приходит Князь… Произведение не   закончено, но, смею предположить, что и развязка должна быть грустной. Это подсказал подарок Князя – жемчужное ожерелье – символ разлуки и беды.

2. Бирюза

      В поэме Некрасова «Коробейники» Иван рад одарить приглянувшуюся  ему Катерину всем, что есть в его коробе. Но она взял только «бирюзовый перстенёк». В то время, как на деревне «две снохи за ленту пёструю расцарапалися в кровь», Катерина отказывается от куда более соблазнительных для крестьянской девушки вещей:

Дал  ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок — рубаху белую
Подпоясать в сенокос -
Всё поклала, ненаглядная,
В короб, кроме перстенька
[3].

      Да и перстень она выбрала самый простой. Коробейник ведь хвалился, что у него есть богатые украшения:

Видишь, камни самоцветные
В перстеньке как жар горят…
[4]

      Почему же ярким самоцветам Катерина предпочла скромную бирюзу? Этот эпизод подчеркивает целомудренное бескорыстие любви крестьянки  и в то же время глубокий подтекст. Бирюза стала одним из самых излюбленных талисманов, распространённых в простонародье. Считалось, что она приносит счастье. Но у этого камня было и особенное значение. Испокон веков у многих народов он служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне — Венеры. На Востоке бирюза являлась украшением невест. На Руси её называли «девичьим камнем» и тоже  видели в ней символ любви. Иван, расставаясь с Катериной, пообещал:

Опорожнится коробушка,                                                                                                                                                  На Покров домой приду
И тебя, душа-зазнобушка,
В Божью церковь поведу!
[5]

       Поэтому Катерине перстенёк с бирюзой дорог как знак её обручения с Иваном, как свидетельство того, что она стала его невестой, а еще — как залог его верности.

      В.Мезенцев в книге «Каменная сказка» приводит широко известное поверье: если один из влюблённых дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза потускнеет.

      У заветного перстенька Катерина могла искать ответа на свои беспокойные думы:

Как  другая девка красная
Молодца приворожит?
Как изменит, как засватает
На чужой на стороне?
[6]

         В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» «усовершенствованный» лакей Пётр носит бирюзовую серёжку. Но в этом случае камень имеет совсем иное значение.Пётр старательно копирует манеры господ. Если Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели, то Пётр настойчиво, хотя и бузуспешно осваивает гитару. Не простонародную балалайку, а «благородный» инструмент», популярный в дворянской среде. Претензии же Петра на учтивость поведения и некоторое щегольство в одежде свидетельствуют о том, что Павел Петрович Кирсанов стал для него образцом для подражания. Недаром в конце романа мы узнаём, что Пётр наконец обзавёлся лаковыми полусапожками, вероятно, такими же, в каких вышел Павел Петрович в гостиную в день приезда Аркадия и Базарова. И бирюзовая сережка Петра — это пародийное копирование утончённых вкусов Павла Кирсанова, который даже и деревне застегивает манжеты своей рубашки «одиноким крупным опалом». Но, возможно, Пётр носит бирюзу не только потому, что более дорогие украшения ему не по карману. По народным поверьям, бирюза, принося удачу, являлась ещё и оберегом, охраняющим человека от опасностей и от случайной гибели. Об этом камне говорится: «Носящему его весельство наводит. А ещё кто его носит при себе, не может быти тот человек убит». А Пётр был малым трусоватым, о чём свидетельствует его поведение на дуэли. Хотя Пётр участвует в ней и качестве секунданта, он не в состоянии даже формально выполнять свои функции и испуган так, словно смертельная опасность угрожает ему самому, а не участникам поединка. Базаров только начал отмеривать шаги, а Пётр уже обращается к нему: «Евгений Васильевич, — с трудом пролепетал Пётр (он дрожал, как в лихорадке), — воля ваша, а я отойду». Кажется, больше всего он боялся, как бы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Недаром Базаров с иронией посоветовал ему встать за дерево, что тот, видимо, и исполнил в точности. И когда потребовалась помощь раненому Павлу Петровичу, Базаров никак не мог дозваться лакея: «Пётр! поди сюда, Пётр! куда ты спрятался?» Таким образом, бирюзу Пётр скорее всего носил в качестве охранительного талисмана, заботясь о безопасности своей драгоценной жизни.

О том, насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзовых амулетов, свидетельствует эпизод из воспоминаний В.А. Нащокиной о Пушкине: «Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое  носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти». В ответ Пушкин сделал для жены друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с Дантесом, поэт забыл про всесильную бирюзу (или намеренно не захотел прибегать к ее помощи). После дуэли смертельно раненный Пушкин, доставленный домой, попросил своего секунданта Данзаса подать ему шкатулку и, вынув бирюзовое колечко, подарил его Данзасу с тем же объяснением: «Это — талисман от насильственной смерти».

Гениальный поэт не часто прибегает к упоминаниям о природных драгоценных камнях. Два знаменитых стихотворения — «Храни меня мой талисман»  и «Талисман» (см. приложение 3)  - посвящены перстню, подаренному поэту графиней Воронцовой (см. приложение 4). Однако в них мы не найдем сведений о самом перстне, о вставленном в него камне. Всё поглощено воспоминаниями и чувствами, связанными с волшебным подарком.

Стихи А.С. Пушкина сами по себе подобны искромётным самоцветам.

3. Опал

«Одинокий опал»[7], выбранный Павлом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева весьма значительной деталью. Этот камень высоко ценился знатоками, недаром его называли «благородным опалом». Он был излюбленным украшением римских патрициев. Плиний в «Естественной истории» рассказал об одном сенаторе, который предпочёл потерю всего имущества и изгнание, но не уступил императору заветного кольца с опалом. Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченную изысканность его вкусов. И в то же время в средние века опал считался камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Упоминанием об опаловых запонках Тургенев словно намекает на душевное состояние героя после печального завершения его любовной истории. Согласно поверьям, влияние опала на человека было полно самых непредсказуемых опасностей. Этот камень якобы делал людей меланхоликами. Кроме того, средневековая мистика наделяла опал следующими свойствами: «Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой». И если Павел Петрович после первой же встречи возненавидел Базарова, ожесточенно спорил с ним и наконец вызвал его на дуэль, то в глубинном контексте романа оказывается, что виной этому не только разница в общественно-политических взглядах героев, но и роковое воздействие опала, усиливающего агрессивность своего владельца и сеющего вражду между людьми.

4. Гранат

Полной противоположностью опалу был гранат. В старинном лечебнике сказано: «Гранат, а по-русски виниса-камень, веселит сердце человеческое и кручину отдаляет. Тот же камень, кто его при себе носит, и того человека к людям прилюбает». В Индии и Египте гранат, а вместе с тем цветы и плоды одноименного дерева, считались символом страстных любовных чар. Посланные в дар, они становились безмолвным признанием в любви. Подобное восприятие камня унаследовала и Европа. Так, И.-В. Гёте, влюбившись на склоне лет в молоденькую красавицу Ульрику, подарил ей целый гарнитур украшений с гранатами, в который входили ожерелье, два браслета, серьги, перстень и пряжка для пояса. На это «признание» ушло 460 камней.

В рассказе А.И. Куприна «Суламифь» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, рассказывает ей «о внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях» (см. приложение 5). Это описание составляет отдельную главку рассказа. Но первым даром царя стал анфракс — разновидность граната. Соломон называет его «камнем любви, гнева и крови» и уверяет, что «он будит вокруг себя любовные страсти»[8]. Эта символика камня обыгрывается и в знаменитом рассказе Куприна «Гранатовый браслет».

Любопытно, что основой для рассказа послужил реальный случай: Л.И.Любимова, женщина, принадлежавшая к высшему свету, несколько лет подряд получала письма от влюбленного в неё незнакомца. Им оказался телеграфист, отважившийся наконец послать предмету своего обожания неслыханный подарок — браслет. Но в действительности это была простенькая позолоченная цепочка с эмалевым украшением в виде пасхального яйца. Под пером Куприна браслет превратился в гранатовый. Рассказ строится на контрасте между бездуховностью и холодной заносчивостью аристократов, считающих себя социальной и интеллектуальной элитой, и истинным благородством возвышенных чувств, носителем которых стал скромный телеграфист. Для князя Шеина великая и трагическая любовь Желткова — лишь повод для карикатур в домашнем альбоме. Не зная Желткова, он уже презирает его за принадлежность к низшему сословию, полагая, что тот пишет непременно «вопреки всем правилам орфографии», а его чувства — запоздалая и пошлая пародия на давно отживший романтизм: «...бурное море страсти, клокочущее в моей груди. Твой взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу...» И какими прекрасными и высоко-поэтичными оказались подлинные письма Желткова! Брат Веры в подарке Желткова видит не только повод для оскорбления фамильной чести, прежде всего это для него «чудовищная поповская штучка», дешёвая вещица, которую можно подарить только горничной Даше. Этим людям неведомы ни глубокие чувства, ни безоглядная самоотверженность любви. Выяснилось, что Желтков в духовном отношении намного превосходит их обоих.

Куприн в рассказе использует и поверье о том, будто магическими свойствами наделены лишь унаследованные или подаренные, но никак не покупные камни. Желтков в письме к Вере подчеркивает, что посылает ей не купленное украшение, а камни, издавна ставшие в их роду семейной реликвией. И особенной силой обладает самый маленький камешек - редкостный зеленый гранат: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Едва «только браслет очутился в руках Веры, её начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные капли гранатов, она подумала: «Точно кровь!»[9] (см. приложение 6).  А когда ее муж вернулся после объяснения с Желтковым, Вера вдруг отталкивает его: «Оставь меня, — я знаю, что этот человек убьет себя»[10].  Маленький зеленый гранат выполнил свое назначение, наделив Веру даром предвидения. А от другого его свойства— оберегать мужчин от насильственной смерти Желтков отказался сам. Возвращённый ему браслет он тут же передаёт квартирной хозяйке, чтобы она отнесла его к иконе  Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в мире людей, он приносит в дар Богоматери, тому высшему идеалу Вечной женственности, отражённый свет которого он напрасно искал на земле.

        Здесь уместно вспомнить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: за полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками»[11] — подарок сестры на память (см. приложение 7, 8).  . «Красные камешки», похожие на капельки крови,  с одной стороны, отождествляются  с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери (см. приложение 9), с другой - напротив, становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови.

И.А. Бунин в дни Первой мировой войны, предчувствуя, как и все мыслящие люди, начало грядущих потрясений, Бунин не находил себе места. Бурный творческий подъём сменился депрессией, состояние безысходности сковывало его волю и ум. Желая найти какую-то точку опоры, он с племянником решил посетить монастыри и церкви, дававшие ему когда-то сердечное умиротворение и нравственное очищение. В дневнике Бунина читаем: «В два часа поехали с Колей в Троицко-Сергиевскую лавру. Были в Троицком соборе у Всенощной...». Надежды Бунина на душевное успокоение не оправдались. «Всё вспоминаются монастыри – сложное и неприятное, болезненное чувство», - записал он с разочарованием в дневнике 7 января 1915 г. В этот же день Бунин создал стихотворение «Перстень» (см. приложение 10). Значит, это паломничество не было для него напрасным.

В этом стихотворении «сложное», иначе сказать, противоречивое, двойственное впечатление от церквей переосмыслилось в контрастное сопоставление драгоценного перстня  и пошлой базарной толпы – извечная трагическая несовместимость «божественного дара» с презренным бытом.

5. Коралл

Рассказ Куприна «Олеся», повествующий о девушке с необычайными способностями (см. приложение 11), и о том, как односельчане сочли ее ведьмой, заканчивается выразительной деталью. Олесе приходится покинуть родные места, спасаясь от расправы. Влюбленный в нее рассказчик застает пустую хату: «Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви»[12]. Но почему оставлены именно бусы, дар, мало подходящий для мужчины, а не что-либо иное, например, рушник, который принято было дарить избраннику? Кораллы в простонародье любили не только за их праздничную яркость. Считалось, что они ограждают человека от злых духов, и тот, кто вторгался в область тайноведения, не имея при этом злостных и корыстных намерений, непременно должен был носить кораллы. По мистическим представлениям, кораллы «особо показаны всякого рода гадателям и гадалкам. Коралловые бусы носят от дурного глаза, они излечивают раны и язвы...». Вероятно, бусы Олеси были наследственными, ведь и ее бабушка, и мать слыли гадалками и занимались целительством. Возможно, в свойствах коралла им важно было не только то, что он стимулировал успешное лечение, но прежде всего способность камня оградить человека от тёмных сил. Это была слабая попытка защититься от власти дьявола, которому, как считала Олеся, изначально проданы души женщин её рода. Девушка говорит рассказчику: «Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? Разве может простой человек делать то, что я могу? Вся наша сила от него идёт»[13]. Но добрая, чуткая, восприимчивая  натура, Олеся не хотела служить злу. Любовь к рассказчику, его уверения в том, что многие загадочные явления имеют самое естественное происхождение, наконец, напоминание о бесконечном милосердии Бога поколебали было её веру  в фатальную непреодолимостьтяготевшего над ней «проклятия». Но неудачная попытка прийти в церковь на праздничный молебен и особенно — неожиданное исполнение гневного пророчества, которое Олеся кинула в отместку преследовавшей её толпе, окончательно убедили девушку в невозможности противостоять могучей дьявольской власти. Снятые кораллы — это не только дар, оставленный на память любимому, это и выражение безнадёжной покорности злому року, от которого героине не видится больше спасения.

6. Александрит

        Уникальный случай художественного (и филологического) исследования минералогических понятий предпринят в рассказе «Александрит», принадлежащем перу Н.С. Лескова – писателя, известного своим пристрастием к драгоценным камням.

       Лесков – единственный русский писатель, решившийся ступить на столь чуждую ему «территорию», как минералогия. Предпосылками этому служили связи писателя (правда, косвенные) с Минералогическим обществом (приятельство с М.И. Пыляевым, издавшего в 1877 году свою книгу «Драгоценные камни» под эгидой Минералогического Общества; статья в «Горном журнале» об уральских приисках; собственная минералогическая коллекция; близкое знакомство с профессионально занимавшимся минералогией архиепископом Иркутским Нилом).

       Однако при незаурядном интересе Лескова к камням минералогия у него предстает в ироническом освещении. Особенно это проявилось в рассказах «Александрит» и «Жемчужное ожерелье» – кульминационном проявлении лесковских геммологических[14] пристрастий – написанных в 1884 г. по возвращении из последнего заграничного путешествия, ознаменовавшегося для писателя яркими «ювелирными» впечатлениями.

       Художественная роль «избыточной» минералогической информации в рассказе «Александрит» достаточно велика, несмотря на некоторые неточности в трактовке специальных минералогических понятий. Лесков искусно балансирует между минералогическим, мистическим и филологическим взглядом на вещи, оставляя на долю читателя свободу выбора между этими воззрениями.

         Лесковские мотивы и образы драгоценных камней, истоками которых являются определенные мифопоэтические, фольклорные и книжные традиции, явились импульсом для мифотворчества в ХХ веке. Несомненно, что в формировании поверий об александрите как «камне, притягивающем несчастья», первостепенную роль сыграл сам Лесков.

Александрит - это редкая ювелирная разновидность хризоберилла, меняющего окраску от изумрудного, голубоватого и зеленого (при дневном свете) до красного, малинового, пурпурного и фиолетово-красного (при электрическом и вечернем освещении) цвета. Александрит - это как бы рубин и изумруд в одном образце. В рассказе Н.С. Лескова «Александрит» гранильщик  говорит о нём  так:  «...вот-вот тот вещий русский камень... Коварный сибиряк! Он все был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью... В нем зелёное утро и кровавый вечер...».

Назван он был в 1842 году так в честь русского царя Александра II, потому что год находки камня на Урале (1834) совпал с совершеннолетием цесаревича.

В целом же лесковская минералогическая тема, с одной стороны, вписывается в сложившуюся традицию изображения камня, и в то же время некоторые из сложившихся традиций игнорирует. Так, у писателя нет того устойчивого для русской и европейской культуры языка камней, согласно законам которого самоцвет выступает в роли символа любви (ср. жемчужное ожерелье в пушкинской «Русалке» или «бирюзовый перстенёк» некрасовских «Коробейников»). С другой стороны, достаточно часто встречаются минералы в ставшем к тому времени традиционном метафорическом преломлении (изумрудные глаза, хрустальная душа).

        Любопытно, что Лесков также не использует выражения «драгоценный камень»; по частотности на первом месте у него – «камень», затем «цветной камень», затем «минерал» и «кристалл».

       Таким образом, Н.С. Лескова можно считать одним из классиков русской литературы, кто в творчестве своем впервые объемно и глубоко художественно представил науку о минералах в свете мистического значения ее объектов исследования – драгоценных камней. Тем самым в своих произведениях он расширил границы возможного рассмотрения научных знаний о минералах со стороны их влияния на наши образные представления и фантазии, со свойственной ему иронией оправдывая такое «символическое» отношение к минералогии мистическим оттенком словосочетания известного девиза Российского минералогического общества: «Минералогия во всем пространстве сего слова». Можно с уверенностью сказать, что в пространстве русской культуры сфера минералогии значительно расширилась – благодаря Лескову.

7. Аметист

       У некоторых народов аметист называют вдовьим камнем. Почему же лиловый аметист стал символом печали и разделил судьбу александрита: получил славу вдовьего камня? «В старину один из супругов, потерявший свою половину и не имевший помыслов о новом браке, носил аметист именно как символ верной, неизменной любви к ушедшему из жизни супругу. Этот обычай явно навеян церковью: происходит отождествление понятий вера и верность. Отсюда еще одно название аметиста – вдовий камень».

Однако и купринский царь Соломон дарил любимой Суламифи аметисты: «Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие на ранние фиалки, распускающиеся в лесах у подножья Ливийских гор - аметисты, обладавшие чудесной способностью обуздывать ветер, предохранять от опьянения и помогать при ловле диких зверей... Так посетила царя Соломона  - величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов  -  его первая и последняя любовь…»[15]. Правда, все мы знаем, что любовь их закончилась печально, смертью Суламифь.

       В католических странах аметист называется «епископским» или «пасторским» камнем, а на на Руси -  «архиерейским». Выбор камня был сделан неспроста. Одним из магических свойств аметиста считается его способность активизировать духовные силы. Существует поверье, что аметист сохраняет силу духа своего владельца даже после его смерти. Аметистовые украшения доставшиеся по наследству высоко ценят, потому что они передают потомкам духовные ценности рода и требуют соответствующего поведения. Аметист смягчает людскую злобу.

В этом контексте вспоминается стихотворение И.Ф.  Анненского «Аметисты». Интересы поэта очень традиционны: античность, звезды, движения облаков и туч, страстная неподвижность статуй и соцветий, капризное либо мучительное совершенство женщины, пространства драгоценного камня, беспокойная, бесконечная вопросительность «я». Интерпретации всего этого присуща чрезвычайная утончённость, утончённости этой присуща чрезвычайная оригинальность:

Глаза забыли синеву,
Им солнца пыль не золотиста,
Но весь одним я сном живу,
Что между граней аметиста.

Затем, что там, пьяней весны
И беспокойней, чем идея,
Огни лиловые должны
Переливаться, холодея.

         Аметист — камень епископов и кардиналов, аметист — объект изучения минералогов и ювелиров — совершенно безразличен поэту. Согласно «теории цветов»  Гёте, синий цвет — это порог ночи. За ним следуют лиловый, сиреневый, фиолетовый. Аметисты — осколки, монолиты снов, которые не растворяются, не исчезают в дневном свете, напротив, солнце придаёт им сказочную реальность, они крайне интенсивно спят наяву. Надо заметить, наши органы чувств в известном смысле автономны и по неведомым  законам вовлекаются воображением во внутренние лунные миры, либо фантазией во внутренние солнечные миры. Французский философ Гастон Башляр сказал: драгоценные камни — звезды сомнамбулического неба. Так называемая «реальность», так называемый «сон» смешиваются в непонятном разуму космосе — трудно отыскать там будничное «я». И все же это «я» не уходит, не растворяется, оставляя в душе поэта стигмы страдания:

И сердцу, где лишь стыд да страх,
Нет грезы более обманней,
Чем стать кристаллом при свечах
В лиловом холоде мерцаний.

       Фиолетовый цвет считается самым мистическим. Возможно, потому, что находится ближе к концу светового спектра, на границе с ультрафиолетом, между видимым и невидимым глазу миром, за которым — тайна и неизвестность. Это цвет философов, поэтов, художников, всех стремящихся к постижению истины, смысла бытия, основ мирозданья, таинства жизни и смерти.

       В гениальном романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мелькает, как бы невзначай, одна любопытная деталь интерьера в сцене на балу: « Маргариту установили на место, и под левой рукой у неё оказалась низкая аметистовая колонка»[16].

Перед королевой Маргаритой в фантасмагорическом действе проходит жуткий парад самоубийц, преступников, отравителей, шулеров, сводниц, палачей, растлителей и прочих грешников. Но совсем рядом один из фонтанов шампанского бьет в прозрачно-фиолетовом бассейне, а сама королева бала опирается на аметистовую колонку. Неопьянённая королева, не поддающаяся никакой усталости, душевному смятению и давлению обстоятельств, боли, муке, страстно желающая вернуть свою Любовь опирается именно на аметистовую колонку (см. приложение 12). Великий мистик Булгаков написал это не случайно. Здесь каждый волен додумать своё предположение. Помочь в этом может знакомство с ещё одним стихотворением И.Ф. Анненского «Когда, сжигая синеву…» (см. приложение 13).

У Н.А. Тэффи есть стихотворение «Семь огней» (см. приложение 14), посвящённое драгоценным камням, но, думаю,  наиболее пронзительное по своему содержанию и звучанию другое – «Аметист». Читая его, я понимаю, что оно не столько рассказывает о камне, сколько заставляет задуматься о чистоте сердца и души.

Аметист

Побледнел мой камень драгоценный,
Мой любимый темный аметист.
Этот знак, от многих сокровенный,
Понимает тот, кто сердцем чист.

Робких душ немые властелины,
Сатанинской дерзкою игрой
Жгут мечту кровавые рубины,
Соблазняют грешной красотой!

Мой рубин! Мой пламень вдохновенный!
Ты могуч, ты ярок и лучист...
Но люблю я камень драгоценный -
Побледневший чистый аметист!

        А вот М.А. Волошин в  «Ранних стихах» парадоксально утверждает, что в самоцветах «душа стоцветная распята»:

Хризолит осенний и пьянящий,
Мед полудней - царственный янтарь,
Аметист - молитвенный алтарь
И сапфир испуганный и зрящий.

В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята…

8. Малахит

В древности считали, что амулеты из малахита приносят удачу в любви, способны помочь вызвать ответное чувство у предмета страсти. Их настоятельно рекомендовали всем влюбленным, несчастным в любви, а также девушкам, желающим выйти замуж.

 Малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников. Местному же населению чудь малахит был известен давно.

В России до восемнадцатого века малахит считался драгоценным камнем, из него делали мелкие декоративные предметы и украшения, в том числе и пуговицы. 

П.П. Бажов создал на основе горнозаводского фольклора Урала сборник сказов «Малахитовая шкатулка».

Сегодня многие сказы П.П. Бажова прочитываются по-новому и, надо полагать, адекватнее авторскому замыслу. Перед нами предстаёт богатейшее нравственно-гуманистическое содержание «Малахитовой шкатулки». Открываются темы материнства и отцовства, детства и старости, любви и долга, любви и смерти.

Совсем еще недавно в сказе «Медной горы Хозяйка» улавливались по преимуществу социально-обличительные мотивы. Логика рассуждений предельно проста: способен ли человек выдержать каторжные условия труда в сыром и темном забое, если он прикован к скале на длинную цепь, так чтобы только работать можно было? Отрицательный ответ очевиден. Не замечается лишь, что речь идет не столько об исторической, сколько о художественной реальности, где главным хозяином выступает сам автор.

Бажов волен «организовать» помощь герою со стороны могущественной Хозяйки. Она подбрасывает в заброшенный забой добрый малахит («королёк с витком попадать стали»), приказывает слугам-ящеркам «наломать» за Степана «урок вдвое» и ведет его смотреть ее приданое. В конечном итоге Хозяйка изменяет направление самой темы (см. приложение 15).

С помощью Хозяйки Степан на волю вышел и невесту свою Настеньку «от барина откупил». Женился он, семью завел, дом обстроил, «все как следует», а «счастья в жизни не поимел. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял»[17]. Умирает Степан не от каторжных условий труда и не от жесточайшего наказания, а от любви, от разлуки, как поётся о том в народной лирической песне. Не выдержал он третьего испытания Хозяйки («обо мне, чур, потом не вспоминай»), не мог забыть её красоты и теплоты дрожащей руки на прощанье; как не мог изменить слову, данному Настеньке. Был верен семье, но свято хранил «хозяйкины слёзы», превратившиеся в драгоценные медные изумруды. «Не продал их, слышь-ко, никому, тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял»[18]. Справедливо сказано: «чувство оказалось непобедимым, а носитель его побеждённым».

Заключение

Итак, в ходе работы над темой «Драгоценные камни в русской литературе» мною решены все поставленные задачи. Во-первых,  познакомилась с  легендами  и поверьями о самоцветах. Во-вторых, прочитаны, изучены или просмотрены произведения русской классической литературы, в которых встречается упоминание о самоцветах:

  1. «Слово о полку Игореве»;
  2. Анненский И. Ф. «Аметист», «Когда, сжигая синеву…»;
  3. Бажов П. П. «Медной горы Хозяйка»;
  4. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»;
  5. Бунин И. А. «Перстень»;
  6. Волошин М. А. «Ранние стихи»;
  7. Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание»;
  8. Куприн А. И. «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»;
  9. Лесков Н. С. «Аметист», «Жемчужное ожерелье»;
  10.  Некрасов Н. А. «Коробейники», «Мороз, Красный нос»;
  11.  Пушкин. А. С. «Русалка», «Талисман», «Храни меня, мой талисман…»;
  12.  Тургенев И. С. «Отцы и дети»;
  13.  Тэффи Н. А. «Семь огней», «Аметист».

В-третьих, исследовала, как писатели  и поэты используют символику  такого художественного средства, как драгоценный камень. В-четвёртых, осознала, что надо быть внимательной к слову: оказывается, за гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута.

Гипотеза, выдвинутая в процессе работы доказана: действительно, если знать символику драгоценных камней, можно лучше понять произведения, в которых они упоминаются. 

Новизна данной работы заключается в том, что мною обобщены разрозненные сведения о самоцветах и упоминания о драгоценных камнях в произведениях русской литературы рассмотрела, прежде всего, как художественное средство для создания образа, трактовки развития сюжета, способа раскрытия психологии героев.

Значимость проведенной работы: полученные результаты могут представлять интерес для широкого круга читателей – учеников, их родителей. Во-первых, интересен фактологический материал; во-вторых, реализуется метод продуктивного чтения; в-третьих, это развитие чувства прекасного. А, может, кто-то захочет прочитать то или иное произведение полностью. Материал можно использовать на уроках литературы и на классных часах.

Литература

  1. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. М., Художественная литература, 1985. – 303 с.  
  3. Булгаков  М. А. Мастер и Маргарита: Роман. - М.: Современник, 1984. –368 с.
  4. Грачёва И. В. Грани самоцветов./Литература в школе. - 1998. - № 2. – С.49-53.
  5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – М.: Славянка, 1993. - 335 с.
  6. Куприн А. И. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1987.
  7. Куприн А. И. Рассказы и повести. М.: Правда, 1973. – 487 с.
  8. Некрасов Н. А. Сочинения. Т. 2. Поэмы 1855-1877. М.: Художественная литература, 1976.
  9. Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература, 1978. – 415 с.
  10. Слово о полку Игореве. М.: Детская литература, 1970.
  11. Тургенев И. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. -  М.: Правда, 1968.

Интернет-ресурсы

  1. http://annensky.lib.ru
  2. http://az.lib.ru
  3. http://magazines.russ.ru
  4. http://nearyou.ru
  5. http://nsportal.ru
  6. http://philologist.livejournal
  7. http://rvb.ru/pushkin
  8. http://su.lt/bylos
  9. http://volna.org/literatura
  10. http://www.aif.ru
  11. http://www.arran.ru
  12. http://www.biblgorlov.ru
  13. http://www.dejurka.ru
  14. http://www.liveinternet.ru
  15. http://www.minsoc.ru
  16. http://www.oculus.ru
  17. http://www.rulit.me/series

Приложения


[1] Слово о полку Игореве. М., 1970, с. 148.

[2] Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы. М., 1978, с. 136.

[3] Некрасов Н. А. Сочинения. Т. 2. Поэмы. М., 1976, с . 26.

[4] Там же, с. 27.

[5] Некрасов Н. А. Сочинения. Т. 2. Поэмы. М., 1976, с . 27.

[6]Там же, с. 34.

[7] Тургенев И. С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 168, с. 324.

[8] Куприн А. И. Повести и рассказы. М., 1987, с. 215.

[9] Куприн А. И. Рассказы и повести. М., 1973, с. 462.

[10] Там же, с. 487.

[11] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1993, с. 40.

[12] Куприн А. И. Повести и рассказы. М., 1987, с. 138.

[13] Там же, с. 99.

[14] Геммология - наука о ювелирных и поделочных камнях. 

[15] Куприн А. И. Повести и рассказы. М., 1987,  с. 217.

[16] Булгаков  М. А. Мастер и Маргарита.  М., 1984, с. 244.

[17] Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. М.,  1985,  с. 26.

[18] Там же, с. 27.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Драгоценные камни в русской литературе Исполнитель: Лыжина Алёна, 10 класс. Руководитель: Дмитренко О.А.

Слайд 2

Цель исследовать смысл изображения драгоценных камней в русской литературе

Слайд 3

Задачи изучить легенды и поверья о драгоценных камнях познакомиться с произведениями русской классической литературы, в которых встречается упоминание о самоцветах исследовать использование писателями и поэтами такого художественного средства, как драгоценный камень

Слайд 4

Объект исследования - русская классическая литература. Предмет исследования - драгоценный камень как художественное средство.

Слайд 5

Гипотеза если знать символику драгоценных камней, можно лучше понять произведения, в которых они упоминаются

Слайд 6

Драгоценные камни С древних времён они олицетворяли собой мощь, красоту и силу. Им люди издавна приписывали магические свойства. В русском искусстве символика камней использовалась наравне с «языком цветов».

Слайд 7

Жемчуг

Слайд 8

Жемчуг – символ духовной чистоты; символ слёз, разлуки и беды

Слайд 9

Семенов В.И. Сон Святослава. Бумага, темпера. 1970 Киевский князь Святослав рассказывает приближённым свой вещий сон, полный недобрых предзнаменований. И одно из них — «великий жемчуг», который сыпали на князя.

Слайд 10

Репродукция с рисунка К. Трутовского . Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Русалка» «Должен я с тобой навек проститься…»

Слайд 11

А.С. Пушкин. «Русалка». Рукопись

Слайд 12

Бирюза

Слайд 13

Бирюза – символ любви, оберег, охраняющий человека от опасностей и от случайной гибели

Слайд 14

Опал

Слайд 15

Опал - камень одиночества, символ разрушенных иллюзий и обманутых надежд

Слайд 16

Павел Петрович Кирсанов (Художник Е.Рудаков, 1946–1947 гг.) Павел Петрович после первой же встречи возненавидел Базарова, ожесточенно спорил с ним и наконец вызвал его на дуэль. В глубинном контексте романа оказывается, что виной этому не только разница в общественно-политических взглядах героев, но и роковое воздействие опала, усиливающего агрессивность своего владельца и сеющего вражду между людьми.

Слайд 17

Гранат

Слайд 18

Гранат – «камень любви, гнева и крови»

Слайд 19

А. Харшак . Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» — подарок сестры на память . «Красные камешки», похожие на капельки крови, отождествляются с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

Слайд 20

Коралл

Слайд 21

Коралл - камень бессмертия, дарит терпение и семейное счастье, разгоняет грусть и печаль

Слайд 22

Т. Доронина. «Олеся» Верили, что камень ограждает человека от тёмных сил. Бусы из кораллов - это была слабая попытка защититься от власти дьявола, которому, как считала Олеся, изначально проданы души женщин её рода.

Слайд 23

Александрит

Слайд 24

Александрит - «камень, притягивающий несчастья»

Слайд 25

Аметист

Слайд 26

Аметист активизирует духовные силы, смягчает людскую злобу

Слайд 27

Малахит

Слайд 28

Малахит приносит удачу в любви

Слайд 29

М. Пыльцин . «Медной горы Хозяйка» Умирает Степан не от каторжных условий труда и не от жесточайшего наказания, а от любви, от разлуки. Не мог забыть красоты Медной горы Хозяйки и теплоты её дрожащей руки на прощанье…

Слайд 30

Интернет-ресурсы http :// linda 6035. ucoz . ru http://studio1260.ru http://vsedragocennosti.ru http://www.aloris.ru http://www.ebk.net.ua http://www.liveinternet.ru http://www.redkiekamni.ru http://www.yarmp.yar.ru

Слайд 31

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драгоценные камни в русской классике.

1.Изучена литература о драгоценных камнях, познакомились с легендами и поверьями о них.2.Произвели отбор произведений художественной литературы из школьной программы, отражающей изучаемую проблему.3.И...

Презентация "Драгоценные камни Южного Урала"

Материал может быть использован на уроке краеведения в 6 классе...

презентация по химии "Драгоценные камни" 9 класс

Дополнительный материал по истории, составу и распространению минералов, которые используют в ювелирном производстве....

Исследовательская работа. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев

Цель данного исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев. Для этого исследования были отоб...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....