Аналитическая справка по итогам проведения итогового сочинения в 11 классе в 2021-2022 учебном году
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2021 – 2022 учебном году» 3 февраля 2022 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Аналитическая справка по итогам проведения итогового сочинения
в 11 классе в 2021-2022 учебном году
B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2021 – 2022 учебном году» 3 февраля 2022 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.
Написание сочинения прошло в штатном режиме, без организационно-технических сбоев. Нарушений процедуры проведения зафиксировано не было. В ходе анализа сопроводительных бланков, бланков регистрации, бланков записи выявлено, что организаторы в аудиториях провели подробный инструктаж с участниками пробного сочинения, проверили правильность заполнения бланков.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации.
Время написания – 3 часа 55 минут.
В итоговом сочинении приняло участие 6 выпускников МКОУ «Ульяновская СОШ»
Экзаменационный комплект включал 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления):
123. Что значит – найти в жизни свою дорогу?
232. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории – книга?
330. Когда эгоизм приводит к преступлению?
427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
526. Как связаны гражданский долг и счастье?
Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:
- 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- 3. Преступление и наказание — вечная тема
- 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
6.1. Выбор тем участниками сочинения:
№ темы | Тема | Кол-во выбравших |
123 | Что значит – найти в жизни свою дорогу? | 1 |
232 | Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории – книга? | - |
330 | Когда эгоизм приводит к преступлению? | 5 |
427 | Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях? | - |
526 | Как связаны гражданский долг и счастье? | - |
Опора на литературные произведения
Из использованных выпускниками произведений большая часть относится к школьной программе, учащиеся использовали произведения, прочитанные самостоятельно из перечня произведений, рекомендованных педагогами по различным тематическим направлениям.
Результаты проверки по критериям
К проверке по критериям оценивания допускались итоговые сочинения, соответствовавшие установленным требованиям. Требование № 1 «Объем итогового сочинения» с рекомендуемым количеством слов от 250. Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения», которое предполагает отсутствие списывания из какого-либо источника или воспроизведения по памяти чужого текста.
Критерий №1 «Соответствие теме»: учащиеся продемонстрировали умение рассуждать на выбранные темы, выбрав путь ее раскрытия: ответ на вопрос, поставленный в теме; размышление над предложенной проблемой. Учащиеся опирались на ключевые слова темы, раскрывая её содержание. Однако по-прежнему треть учащихся часто пишут не о том, что предполагают заданные темы, а раскрывают содержание целого тематического направления; учащиеся недостаточно чётко понимают значение терминов и нравственно-психологических понятий, заложенных в теме.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»: выпускники строили свои рассуждения, доказывали свою позицию, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Учащиеся выбирали из текстов такие образы-персонажи, взаимоотношения которых стали примерами для обоснования позиции выпускника; часть учащихся продемонстрировали умение сопоставлять героев и события из разных произведений.
Критерий №3 «Композиция. Логика рассуждения»: обучающиеся продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения-рассуждения: вступление (тезис), тезисно-доказательная часть, заключение (вывод). В основном выпускники аргументировали высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательством. В работах логических нарушений не просматривалось.
Критерий №4 «Качество письменной речи»: обучающиеся показали навыки правильного речевого оформления сочинений. Выпускники точно выражали мысли, используя разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли литературоведческие термины, избегая речевых штампов.
Критерий №5 «Грамотность»: 4 выпускников получили «незачет» по данному критерию. В работах обучающихся допущены разные виды ошибок.
Орфографические ошибки:
- правописание личных окончаний глаголов;
- правописание суффиксов различных частей речи;
- слитное, раздельное и дефисное написание слов;
- н-, -нн- в суффиксах различных частей речи;
- не-ни с разными частями речи;
- написание предлогов и союзов;
- правописание производных предлогов;
- правописание корней с чередованием;
- правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Пунктуационные ошибки:
- знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
- пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи;
- знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Грамматические ошибки:
- нарушение согласования и управления в словосочетании;
- построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; - нарушение границ предложений;
- нарушение согласования определений с определяемым словом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым; - нарушение построения сложного предложения;
- нарушение построения предложений с прямой и косвенной речью.
Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающихся. Учащиеся в работах определяли свою жизненную позицию, отношение к морально-этическим проблемам, умение рефлектировать на основе прочитанного текста.
Выпускное сочинение – это проверка умение письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на уроках по всем предметам учебного плана.
Выводы:
1. Анализ сочинений показал, что у учащихся 11 классов сформированы умения:
- рассуждать на выбранные темы;
- размышлять над предложенной проблемой;
- строить высказывания на основе связанных с темой тезисов;
- аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала;
- логично строить свое высказывание.
Результаты итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические. При подготовке к итоговому сочинению учителям русского языка и литературы необходимо учить выпускников правильно «видеть» ключевые слова темы, отбирать литературоведческий материал для анализа, акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров; работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способам аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы. Совершенствовать речевое оформление сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.
2. Работу по подготовке и проведению итогового сочинения считать удовлетворительной.
Рекомендации:
- Реализовывать план деятельности учителей различных предметов по формированию метапредметной коммуникативной компетентности обучающихся:
С этой целью на уроках учителя-предметники должны учить школьников анализировать тексты, т.е. формировать навыки смыслового чтения:
1) видеть их целевую установку;
2) выявлять способы создания текста;
3) определять коммуникативную задачу (извлекать главную информацию, понимать, что такое тема, микротема; понимать композиционный замысел);
4) анализировать отбор лексики в данном тексте (выявлять ключевые слова), риторических приемов;
5) определять связи между вступлением и заключением; определять границы смысловых частей и т.п.;
6) включать в учебный процесс задания по созданию связных текстов.
2. Учителям русского языка и литературы учить учащихся редактировать собственный текст; работать с наиболее распространёнными речевыми ошибками:
-употребление слова в несвойственном ему значении;
-употребление иностилевых слов, канцеляризмов, речевых штампов;
-смешение лексики разных исторических эпох;
-употребление лишних слов (плеоназм);
-речевые повторы (тавтология);
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;
-необоснованный пропуск слова.
- Провести апробацию итогового сочинения в 10 классе по завершении учебного года.
Справку составила руководитель ШМО учителей-филологов Киосева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по итогам проведения предметной недели МО естественно-математического цикла
Материал содержит анализ проведённых уроков и мероприятий, а также рекомендации по итогам предметной недели....
Аналитическая справка по итогам проведения мониторинга с использованием графической методики «Кактус» среди педагогов Центра
Количество: 14 педагоговФорма проведения: рисуночный тестМесто проведения: кабинет № 12Цель: увидеть состояние эмоциональной сферы педагогов, отметить наличие агрессивности, её направление....
приказ и положение " Об утверждении положения о проведении итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году"
Положение определяет правила подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) , в том числе определяет категории участников, сроки и продолжительность, сбор исходных сведений и подготовк...
Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования...
Аналитическая справка по итогам проведения школьного тура олимпиады по географии в 2019-2020 учебном году.
В справке сформулированы: основные задачи и цели проведения олимпиады в школе;содержание и результаты выполненной работы....
Аналитическая справка по итогам проведения школьного и муниципального этапа ВсОШ 2020-2021 учебного года.
Количественный анализ проведения ШЭ и МЭ ВсОШ в 2020-2021 учебном году по новой модели, на базе ОО. Сравнительный анализ данных....
Аналитическая справка по итогам проведения школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2020-2024 учебном году.
Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на...