КТП по литературе 5
методическая разработка по литературе (5 класс)

Архипова Нина Николаевна

КТП по литературе 5 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  по литературе 5 класс

Тема

Календарные сроки

Введение (1 ч)

1.

Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Устное народное творчество (10 ч).

2.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений

3.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.

4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

5.

 «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы.

6.

 «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

7.

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки.

8.

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Нравственное превосходство главного героя

9.

 Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных.

10.

 Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок.

11.

Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Из древнерусской литературы (2 ч). «

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.   Понятие о летописи.

13.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века (2 ч).

14.

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

15.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме.

Из литературы XIX века (41 ч).

16.

Жанр басни в мировой литературе

17.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.)

18.

 И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне

19.

 Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова».

20.

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

21.

 В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

22.

А. С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны.

23.

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

24.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Фольклорная основа сказки.

25.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил.

26.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

27.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

28-29.

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

30.

А. С. Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок.

31.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Понятие о литературной сказке.

32.

Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

33.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

34.

«Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения.

35.

«Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке.

36.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического.

37.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

38.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни.

39.

 Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

40.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.

41.

«Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей.

42.

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести.

43.

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима.

44.

«Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

45.

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

46.

 А. А. Фет. «Весенний дождь». «Задрожали листы, облетая

47.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа.

48.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.- два характера – две судьбы.

49.

Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

50-51.

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

52.

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

53.

«Хирургия» Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу.

54.

Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова.

55.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

56.

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зим няя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок).

57.

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

58.

А. Бунин. «Косцы».

59.

И. А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.

60.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

61.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

62.

В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

63.

«В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

64.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

65.

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

66.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

67.

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

68.

«Тёплый хлеб»: язык сказки.

69.

«Заячьи лапы» и другие рассказы

70.

С. Я. Маршак. Сказки для детей

71.

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

72.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

73.

«Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

74.

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

75.

«Никита»: быль и фантастика.

76.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

77.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

78-79.

 Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопрос

80.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

81.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

82.

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». С

83.

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

84.

 Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе.

85.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

86.

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Из зарубежной литературы (15 ч).

87.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

88.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

89.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

90.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

91.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

92.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

93.

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

94.

Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира

95-96.

 Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания.

97.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

98.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Т

99.

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

100.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

101.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

102-103.

Уроки контроля. Годовая контрольная работа по литературе или тестирование.

104-105.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Рекомендация книг для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...