"Зимнее утро"
учебно-методический материал по литературе

Зайцева Ольга Александровна

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnee_utro_2.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимнее утро»

Одна из героинь Достоевского говорила о восприятии поэтического произведения: «Канва одна, и только намечен узор – вышивай что хочешь…»

Так и мы, интерпретируя стихотворения, вышиваем свой узор.

Стихотворение «Зимнее утро» давным-давно стало хрестоматийным и, конечно, всем известно.

Действительно, это произведение представляет блестящую и в то же время непосредственную и безыскусственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение поэта, которому по-настоящему хорошо и для которого всё ещё впереди: новые друзья, новые стихи, строгая и ясная проза, женитьба на любимой женщине и счастливая семейная жизнь.

Всё замечательно – и не решён будто лишь один вопрос: работать ли в доме, в тепле «у лежанки» или выехать на прогулку по родным и дорогим сердцу местам.

Стихотворение кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращённый к окончательно ещё не проснувшейся красавице.

Пейзажное и интерьерное повествование в нём своенравно и легко переплетается с воспоминаниями и размышлениями.

«Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным действительно очень быстро, в один день – 3 ноября 1829г. в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, имении дяди друга поэта А.Н. Вульфа. К своим старым знакомым А.С. Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа. Стихотворение представляется глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в Малинниках, и в Павловском в обществе П.А. Осиповской и Вульфов поэт чувствовал себя на подъёме и помногу писал.

«Зимнее утро» при всей своей языковой простоте не так уж и просто.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась:

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела,-

А нынче…посмотри в окно:

Под голубыми  небесами

Великолепными  коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Жанр – обращение-размышление – придаёт стихотворению доверительность. Первая строка – назывные, короткие, динамичные предложения рисуют великолепное зимнее утро, красота которого подчёркнута эпитетом «чудесный». Ощущение полноты праздника жизни льётся со строк первой строфы. Но подруга поэта спит и может пропустить великолепие начинающегося зимнего утра. Поэт обращается к своей подруге. Глаголы повелительного наклонения передают динамичность, экспрессию.

Но её «взоры» «сомкнуты негой». Здесь слова высокого стиля. И стоит обратить внимание на два устаревших, архаичных факта грамматики. Словосочетание «открой … взоры…». Сегодня в речи возможно «бросать, устремлять взоры». Здесь же «взоры» имеют старое значение «глаза». В начале XIX века такая семантика слова «взор» встречалась в художественной речи постоянно. Также причастие «сомкнуты» в данном тексте является определением – это усечённое причастие (как и усечённое прилагательное) – одна из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – начала XIX вв.

Значение слова «нега» в метафоре «открой сомкнуты негой взоры» - сон, который выступает как самое полное «состояние безмятежного покоя».

Читаем дальше. Разберёмся в следующих строках: «Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

 Слово Аврора, как имя собственное, начинается с большой буквы, но выступает здесь как нарицательное. Латинское имя богини утренней зари обозначает  (называет) саму утреннюю зарю. Такое употребление слова Аврора характерно для поэтического языка I-ой половины XIX века.

         «Навстречу Авроры» – устаревшая, архаичная грамматическая  форма (предлог требовал родительного падежа).

«Звездою Севера явись» -  слово «звезда» употреблено  не в прямом значении для определения небесного тела. Звезда Севера – перифраз[1] – самая достойная женщина Петербурга. (В « Евгении Онегине» Пушкин напоминает, почему был вынужден покинуть Петербург «…но вреден Север для меня»). Таким образом, перифраз является частью яркой метафоры, обращённой к возлюбленной.

Вторая строфа противопоставлена первой. Такой стилистический приём называется антитеза.

Стихотворение построено на сопоставлении: мороз-солнце, вечер-утро, вечор – непогода и вьюга, утром – мороз и солнце; мутные, блеклые краски вечерней вьюги и сверкающие краски зимнего утра; печаль девы и её друга-поэта в вечернюю вьюгу и радость в зимнее утро; невольное грустное затворничество и радостная возможность предаться бегу «нетерпеливого коня».

Поэт использует олицетворения («вьюга злилась», «мгла носилась»),  сравнения («луна, как бледное пятно»), чтобы нарисовать картину вечерней бури. Окружающая природа соответствует настроению человека: «И ты печальная сидела…»

Последняя строка второй строфы подготавливает нас к новой картине: «А нынче…посмотри в окно».

Третья строфа наполнена удивительной  цветописью;  эпитеты, сравнения создают яркую пейзажную зарисовку: «прозрачный лес чернее», «ель зеленеет», «великолепными  коврами», «под  голубыми  небесами».

В третьей строфе повторены слова «блестя», «блестит» не случайно, это не является тавтологией[2]. Отблеск солнца создаст «янтарный блеск» уюта, воспетого в четвёртой строфе.

Четвёртая строфа -неожиданный  поворот в стихотворении. Удивительно  после недавней бури, с мороза и солнца попасть в комнату, озарённую янтарным блеском. Слова «янтарный», «тёплый», «солнце играет» создают ощущение тепла и уюта, аллитерация[3] звуков [т]-[р]-[щ]  «треском»- «трещит» помогает услышать весёлый треск горящих дров в печи.

Тепло комнаты противопоставлено трескучему морозу. Тёплая комната, любимая подруга, приятные думы у лежанки[4] – это ли не счастье?

Удивительную поэтическую картину Пушкин изображает  заведомо непоэтично. Это отдельная картина домашнего уюта и покоя, о которых мечтал поэт. Здесь  строка настолько емка, что  в ней, как заметил Н.В. Гоголь, такая «бездна пространства», что она приобретает завершённость, хотя это всего лишь крохотная часть стихотворения.

Последняя  пятая строфа – приглашение на прогулку: «… не велеть ли в санки

кобылку бурую запречь?»   Как бурая кобылка становится нетерпеливым конём?

«Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня».

 «В усадьбе, на лежанке» - по-домашнему - кобылка. На просторе – воля, свобода – ретивый конь, который  более органично вписывается в пейзаж.

Появляется элегическое настроение, грусть («поля пустые», «леса, недавно столь густые»).

Стихотворение замечательно по своей лиричности.

«Летучих дум небрежные созданья», как шутя назвал свои произведения А.С. Пушкин, до сих пор радуют и волнуют нас.


[1] Перифраз – иносказание, замена слова описательным выражением: «На брегах Невы – Петербурге; ночное светило – луна.

[2] Тавтология - необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов: «масло масляное»

[3] Аллитерация – повторение одинаковых согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

[4] Лежанка – выступ у русской печки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

Зимнее утро А.С. Пушкин

Презентация к стихотворению А.С. Пушкина "Зимнее утро"...

А.С .Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе АС Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО...

Конспект урока на тему "Зимнее утро зимний вечер"

Конспект урока на тему "Зимнее утро зимний вечер"...

Презентация на тему "Зимнее утро зимний вечер"

Презентация на тему "Зимнее утро зимний вечер"...