Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
материал по литературе

Марценюк Елена Александровна

дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомство с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Цели урока: дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомство с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.  

Слово учителя

Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в это время. Они были очень разнообразны как по форме, так и по содержанию. Благодаря этому  в русской поэзии появились новые имена.

Начало 20 в. было рассветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.  

3. Работа над темой урока.  Лекция

Слово учителя:

Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут.

4. Постановка и решение проблемных вопросов

Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?

(Зачитывает ученик Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма" 

Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.

А вот как Н.Гумилев (создатель акмеизма)  определяет главное.

(Зачитывает ученик) "На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем  - то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г.

Вывод: Кто такие акмеисты по словам поэта? (Внутренний мир человека, физиология, знание о жизни и форма).

Слово учителя: Акмеистов интересует реальный мир, красота жизни, достоверность образов, четкость композиции. Если символисты в совеем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.

Итак, определим основные принципы акмеизма:  (запись в тетрадях)

* ясность образов;

* изображение земного мира, зримого, красочного, звучного;

* обращение к человеку и его чувствам;

* поэтизация мира первозданных эмоций

* перекличка с минувшими литературными эпохами.

5. Самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений (работа в группах)

Слово учителя: Обратимся к творчеству поэтов. Посмотрим, как отражаются в стихотворениях черты акмеизма.

 Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником  "На бледно-голубой эмали:" 

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

‹Апрель?› 1909

Вопросы для обсуждения

  1. Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
  2. Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.
  3. На какую из репродукций картин ложатся строки О.Мандельштама из этого стихотворения. (Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы"). 

Слово учителя: Обратимся еще к одним репродукциям. Картины таитянского периода П. Гогена.

Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка .

Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. 

 На таинственном озере Чад
        Посреди вековых баобабов
        Вырезные фелуки стремят
        На заре величавых арабов.
        По лесистым его берегам
        И в горах, у зеленых подножий,
        Поклоняются страшным богам
        Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.

        Белый воин был так строен,
        Губы красны, взор спокоен,
        Он был истинным вождем;
        И открылась в сердце дверца,
        А когда нам шепчет сердце,
        Мы не боремся, не ждем.
        Он сказал мне, что едва ли
        И во Франции видали
        Обольстительней меня,
        И как только день растает,
        Для двоих он оседлает
        Берберийского коня.

Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.

        А на быстром и сильном верблюде,
        Утопая в ласкающей груде
        Шкур звериных и шелковых тканей,
        Уносилась я птицей на север,
        Я ломала мой редкостный веер,
        Упиваясь восторгом заране.
        Раздвигала я гибкие складки
        У моей разноцветной палатки
        И, смеясь, наклонялась в оконце,
        Я смотрела, как прыгает солнце
        В голубых глазах европейца.

А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтобы жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, Смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.

Мини-исследование

План исследования. Работа по группам.

  1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
  2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
  3. Выделить "экзотические" сравнения.

Защита мини - проекта

Слово учителя:    Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия

8.  Домашнее задание

     *1. Подготовить сообщение о жизни Н.С.Гумилева.

       2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Жираф», «Заблудившийся трамвай».

Список использованной литературы:

  1. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
  2. Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
  3. Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
  4. Поэзия серебряного века в школе. М., 2007
  5. Г. Фефилова. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков., 2016

Озеро Чад

На таинственном озере Чад
        Посреди вековых баобабов
        Вырезные фелуки стремят
        На заре величавых арабов.
        По лесистым его берегам
        И в горах, у зеленых подножий,
        Поклоняются страшным богам
        Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.

        Белый воин был так строен,
        Губы красны, взор спокоен,
        Он был истинным вождем;
        И открылась в сердце дверца,
        А когда нам шепчет сердце,
        Мы не боремся, не ждем.
        Он сказал мне, что едва ли
        И во Франции видали
        Обольстительней меня,
        И как только день растает,
        Для двоих он оседлает
        Берберийского коня.

Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.

        А на быстром и сильном верблюде,
        Утопая в ласкающей груде
        Шкур звериных и шелковых тканей,
        Уносилась я птицей на север,
        Я ломала мой редкостный веер,
        Упиваясь восторгом заране.
        Раздвигала я гибкие складки
        У моей разноцветной палатки
        И, смеясь, наклонялась в оконце,
        Я смотрела, как прыгает солнце
        В голубых глазах европейца.

А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтобы жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, Смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акмеизм как литературное течение

Слайд 2

Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова

Слайд 3

Акмеизм (от греч. akme — высшая с тепень чего-либо , расцвет, зрелость, вершина, остриё) Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. В других европейских литературах аналогов акмеизму нет

Слайд 4

Акмеисты А. Ахматова (1889 – 1966) Н.Гумилёв (1886 – 1921) О.Мандельштам (1891 – 1937) С. Городецкий (1884 – 1967) М. Зенкевич (1886 – 1973) В. Нарбут (1888 – 1938)

Слайд 5

«Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью.» О. Мандельштам.

Слайд 6

« На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен- краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле- его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента- вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма» 1913г.

Слайд 7

Основные принципы акмеизма: * ясность образов; * изображение земного мира, зримого, красочного, звучного; * обращение к человеку и его чувствам; * поэтизация мира первозданных эмоций ; * перекличка с минувшими литературными эпохами.

Слайд 8

О.Мандельштам На бледно-голубой эмали На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, — Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. ‹Апрель?› 1909

Слайд 9

1. Проявляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов: ясность, конкретность, чёткость? Докажите примерами. 2. Можно ли назвать поэта «моментальным фотографом»? Докажите примерами. 3. На какую из репродукций «ложатся » строки Мандельштама ? Почему? И. Грабарь «Февральская лазурь» Э. Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 10

Картины таитянского периода П.Гогена

Слайд 11

На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня, И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили — на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее Муж мой гнался с верным луком, Пробегал лесные чащи, Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором. А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заране. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклонялась в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтобы жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, Смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает… Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.

Слайд 12

1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения? 2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры) 3. Выделите «экзотические» сравнения .

Слайд 13

Акмеисты А. Ахматова (1889 – 1966) Н.Гумилёв (1886 – 1921) О.Мандельштам (1891 – 1937) С. Городецкий (1884 – 1967) М. Зенкевич (1886 – 1973) В. Нарбут (1888 – 1938)

Слайд 14

Домашнее задание 1*. Подготовить сообщение о жизни Н.С.Гумилева. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Жираф», «Заблудившийся трамвай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акмеизм. Конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационных технологий

конспект урока в литературы в 11 классе с использованием ИКТ...

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )

Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...

О поэтическом течении.Акмеизм

О поэтическом течении.Акмеизм...

У истоков отечественной дефектологии. Всеволод Петрович Кащенко.

У истоков отечественной дефектологии. В.П.Кащенко. Данный материал может быть полезен студентам, учителям,. работающим в коррекционном учреждении....

Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....