Неологизмы в стихах Сергея Есенина (раздаточный материал)
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Раздаточный материал для использования в проведении уроков по творчеству Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neologizmy_v_stihah_sergeya_esenina.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Неологизмы в стихах Сергея Есенина

(раздаточный материал)

Красота слога Есенина не только в ярких метафорах, в знании природы, близости к ней, а оттого использовании новых и красочных изобразительных средств, основанных на этом знании. Его стихи также отличаются большим числом неологизмов, причем неологизмов гармоничных, органично вплетенных в речь.

В некоторых случаях Сергей Есенин настолько тонко чувствовал язык, что создавал слова, которых прямо-таки недоставало в речи («цветь», «близь», «синь», «розовость» ).

Сергей Есенин создавал новые глаголы

Глаголы, отражающие звуки:

Загыгыкали («Загыгыкали бабы слободские»).
Бластились («В ветре бластились стуки костей»).

Крячет («На болоте крячет цапля»)

Глаголы, отражающие цвет или рисунок:

Лучит («желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру»).

Узорит («Дорога белая узорит скользкий ров…»)
Тенькает («Тенькает синица Меж лесных кудрей»),

Заголубели («В прозрачном холоде заголубели долы»)

Непривычные формы существующих глаголов:

Слухают («Слухают ракиты Посвист ветряной…»)

Глаголы, новые за счет добавления непривычных приставок:

Обпечалили («Буераки… пеньки… косогоры Обпечалили русскую ширь.»)

Заголил («Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.»)

В этом же разделе деепричастие:

Разжелудясь – разжелудиться («о ведь дуб молодой, не разжелудясь»)

Самые интересные прилагательные подчас создавал поэт,

соединяя два корня, превращая словосочетания в слова-признаки и красочные эпитеты:

Тонкогубый («Кого-то нет, и тонкогубый ветер»)

Золототканный («Вихрь нарядил мою судьбу В золототканое цветенье.»)

Златоструйный («И струится с гор зеленых Златоструйная вода.»)

Молитвословный («Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем»)

Многосказный («Ой, удал и многосказен Лад веселый на пыжну.»)

Прилагательные, образованные от существительных:

Лужный («Оловом светится лужная голь…»)

Тележный («По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес…»)

Незакатный («В две луны зажгу над бездной Незакатные глаза.»)

Необычные формы привычных прилагательных или наречий:

Хужий («Нет, уж лучше мне не смотреть, Чтобы вдруг не увидеть хужего.»)

Звонно («А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.»)

Волноватый («На грядки серые капусты волноватой»)

Отглагольные прилагательные:

Рыдалистый «Такой рыдалистою дрожью»

Вихлистый «От вихлистого приволья»

С существительными поэт проявил еще больше новаторства, не переставая удивлять своей изобретательностью

Связанные с цветом (чаще всего здесь корень = слову):

Хмарь («Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема»)
Синь («Только синь сосет глаза»)

Березь и цветь («Только видели березь да цветь»)

Мреть («Я на всю эту ржавую мреть Буду щурить глаза и суживать»)

Розовость («Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод»)

Выбель («И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу»)

Бель («Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка»)

Использование просторечий или разговорных слов, таким образом поэт «узаконил» их в своей лирике
Гать («Крыши их запенились В заревую гать»)

Жисть («Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль»)

Лехи («На приволь зеленых лех»)

Россы («Ах, сегодня так весело россам»)

Рассея («Ты, Рассея моя… Рас… сея… Азиатская сторона!»)

Отглагольное существительное:

Курлыканье («Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали»)

Добавление суффиксов:

Сельщина («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой»)

Равнинность («Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка»)

Теплынь («Не вольет мне в грудь мою теплынь»)

Лунность («Неуютная жидкая лунность»)

Создание существительных, где нет суффиксов, слово = корню

Крепь («О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!»)

Весь («Окинь улыбкой Мирскую весь»)
Близь («Не разберешь, Где даль, Где близь…»)

Цветь («Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь»)

Водь и хлябь («Сойди на землю без порток, Взбурли всю хлябь и водь»)
Оголь («О чем крестьянская судачит оголь»)

Соединение двух корней в одно слово:

Крутосклон («Вцепивши руки в желтый крутосклон»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»

13  марта  2013  года  –  юбилейная  дата  в  истории  детской  литературы: 100-летие со дня рождения  С.В. Михалкова, известного сове...

Образ матери в лирике Сергея Есенина

В презентации представлен урок для 11 класса "Образ матери в лирике Сергея Есенина"...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Внеклассное мероприятие во 2 классе (1 вид) по теме: « Русская природа в стихах Сергея Есенина».

Знакомство учащихся с творчеством С.А. Есенина,  его стихотворениями о природе, его биографией.Чтение стихотворений....

Музыка стихов Сергея Есенина

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождают...

Мои стихи к 125-летию Сергея Есенина

Перевод стихотворения Сергея Есенина "Что это?"...