Методические рекомендации по совершенствованию читательской компетенции
методическая разработка по литературе (6 класс)

 

                                       Аннотация.

         Данные методические рекомендации посвящены совершенствованию читательской компетенции учащихся через осознанное, правильное, выразительное чтение, умение извлекать из текста интересную и полезную информацию, работать с разными источниками: словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении и самостоятельно выбирать книги для чтения. Настоящая работа  предназначена школьным учителям, педагогам дополнительного образования. Может оказать помощь в привитии интереса к чтению,  формировании читательской грамотности обучающихся. В основу работы положен практический опыт учителей школ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chitatelskaya_kompetentnost.ppt725.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование читательской компетенции школьников. Составитель: Закиржонова Г.Н. Учитель русского языка и литературы 1 кв.категории МБОУ “Нижнемактаминская СОШ №1”

Слайд 2

Цель работы: изучить и применять в педагогической практике приемы, формирующие умение грамотно работать с текстом. Задачи: совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять в конкретном тексте

Слайд 3

Читательская компетентность - это знание законов, правил и норм литературы, позволяющие планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов

Слайд 5

Предтекстовые стратегии: 1. «Мозговой штурм». 2. «Глоссарий». 3. «Ориентиры предвосхищения». 4. «Батарея вопросов». 5. «Предваряющие вопросы». 6. «Рассечение вопроса». 7. «Алфавит за круглым столом». 8. «Соревнуемся с писателем».

Слайд 6

Текстовые стратегии 1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение). 2. «Чтение про себя с вопросами». 3. «Чтение про себя с остановками». 4. «Чтение про себя с пометками».

Слайд 7

Послетекстовые стратегии 1. «Отношение между вопросом и ответом». 2. «Вопросы после текста». 3. «Тайм-аут». 4. «Проверочный лист».

Слайд 8

Работа с текстом Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

Слайд 9

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

Слайд 10

Алгоритм реализации предтекстовой стратегии («Мозговой штурм») 1. Сегодня мы будем обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? 2. Записать все называемые ассоциации. I 3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию;

Слайд 11

Стратегия: «Мозговой штурм». Тип стратегии: предтекстовая. когда и где появилось кино; кто был его создателем; где состоялся первый просмотр; как развивался кинематограф; какие ваши любимые фильмы и актёры; ваше отношение к кино.

Слайд 12

Прочитать текст и сравнить с информацией, данной при «Мозговом штурме», с тем, что узнали из текста.

Слайд 13

Стратегия: «Чтение про себя с вопросами» Тип стратегии: текстовая Алгоритм реализации стратегии: 1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. Когда родилось кино? Кто первый продемонстрировал фильмы? Сколько фильмов показали? Где их показали?

Слайд 14

Как фильмы были сделаны? Кто создал аппарат для кино? Как он называется? 2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них. Проделайте то же самое с четвертым абзацем.

Слайд 15

Стратегия: «Тайм – аут» Тип стратегии: послетекстовая Цель: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Алгоритм реализации стратегии: 1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац текста. Дальше работайте в парах. 2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом

Слайд 16

Например: - Какую дату считают датой рождения кинематографа? Кто такие братья Люмьер? Где они впервые продемонстрировали свои фильмы? 3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами. 4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией. 5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

Слайд 17

6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке: А) Идея движущихся картинок возникла раньше. Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали ящик с объективом. Б) Братья Люмьер создали аппарат – синематограф. В) Родоначальник художественного кинематографа Жорж Мильес. Он первым доказал реальность фантазии на экране. Г) Короткие фильмы братьев имели успех.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА

Методические рекомендации по совершенствованию методики обучения технике нападающего удара....

Методические рекомендации по мониторингу общих компетенций на учебных занятиях (на примере русского языка и литературы)

Методические рекомендации по  мониторингу общих компетенций  на учебных занятиях  (на примере русского языка и литературы) представлены из двух частей. Первая глава освещает вопросы тео...

Методические рекомендации «Мониторинг уровня общих компетенций студентов»

Методические рекомендации«Мониторинг уровня общих компетенций студентов»...

Методические рекомендации по повышению профессиональной компетенции воспитателя Детского дома

Критерии профессиональной компетенции воспитателя.Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы».Памятка Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ"О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...