Любовь к Родине и защита её от врагов в стихотворении И.С.Никитина «Русь».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Власова Лариса Викторовна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения   (8 класс)

Тема урока: Любовь к Родине и защита её от врагов в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

Цель урока: Создание условий для раскрытия смысла любви к Родине и защите ее от врагов в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

Задачи на урок: 

Образовательные:

Знакомство  со стихотворением «Русь».

Формировать навыки работы с художественным произведением.

Развивать навыки чтения (осознанность, выразительность, правильность).

Пополнение активного словарного запаса.

Коррекционно - развивающие:

Развивать навыки работы с текстом, внимание, память, устную речь. Коррекция мыслительных операций анализа и синтеза в работе с пословицами.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к друг другу, умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

Воспитание любви и патриотизма к своей Родине, чувства гордости за неё.

Знать: понимать  содержание  стихов (мысли  чувства поэта), видеть сравнения, олицетворения, эпитеты, сравнивать темы.

Уметь: выразительно читать, выделяя логические ударения, соблюдая паузы,

анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, участвовать в коллективном обсуждении.

Современные  образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии,  личностно-ориентированное обучение, ИКТ, игровые технологии.

Оборудование: презентация, офтальмотренажёр, опорные карточки, фильм «Русь».

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Аффирмация.
  • Я – хороший ученик. Обучение идет легко для меня.
  • Я умный, сообразительный.
  • Я люблю учиться.
  • Я добрый, любящий.
  • Я люблю всех и все любят меня.
  • Я счастлив.

  1. Офтальмотренажер по Базарову.  

D:\Работа\137_oftalmotrenazher.jpg

II.  Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Блиц-турнир на знание биографии И.С.Никитина по опорным карточкам:

 - семья мелкого воронежского торговца;

- детство и юность поэта;

- первый учитель;

- скрывал умение писать;

- первое печатное стихотворение.

(опорные карточки у учеников на партах)

III.  Целеполагание.

  1. Зачитывание высказывания К.Д.Ушинского. (слайд №3).

«Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…»

- Как вы понимаете слова Ушинского?

- Ребята, а как вы понимаете слово «Родина». Что для вас Родина?

      2.  Восстановление деформированных слов пословиц о Родине.

- Попробуем с вами восстановить деформированные пословицы.

(слайд №4)

  1. Без, Человек, Родины, соловей, песни, без, что. (Человек без Родины – что соловей без песни)
  2. и, земля, в, мила, горести, своя. (Своя земля и в горести мила)
  3. сторона, Родная, чужая, мать, а, мачеха. (Родная сторона – мать, а чужая – мачеха)
  4. Нет, на, Родина, ничего, краше, свете, чем, наша. (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

 - Что объединяет эти пословицы? (Вопрос классу). (Они все о Родине).

(Дети объясняют смысл пословиц).

Релаксация. Фильм «Русь». (музыка Дворжака)

 - А теперь вы сами сформулируйте тему урока и задачи.

IV.  Тема урока: «Стихотворение «Русь» И.С.Никитина,  любовь к Родине и защита ее от врагов.»

  1. Слушание стихотворения «Русь».

V.  Работа по теме урока.

  1. Самостоятельное чтение стихотворения «Русь».

Задание: прочитать стихотворение и найти непонятные слова и выражения.

  1. Словарная работа.
  • Шатер – большая палатка, крытая тканью, коврами. Купол.
  • Грани – плоская часть поверхности геометрического тела. Грани куба.
  • Нивы – засеянные поля.
  • Мурава – трава.
  • Мгла – 1. Мрак, тьма. 2. Завеса тумана, пыли.
  • Зарево – отсвет пожара.
  • Груда – большая куча.
  • Русь – Россия.

- Какой теме посвящено стихотворение? (теме Родины).

     3. Чтение стихотворения по частям с последующим анализом содержания:

 - С чем автор сравнивает небо? Горы? Поля?

- Что означает выражение «зрелые нивы»?

- Почему северные края называют пустынями?

- С чем автор сравнивает снег?

- Расскажите о своем понимании этих строк:

«Подымает грудь

  Море синее,

  И горами лед

  Ходит по морю»

 - Расскажите о том, как вы понимаете следующую строфу:

«И пожар небес

 Ярким заревом

 Освещает мглу

 Непроглядную»

 - О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием)

 - Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (царственная)

- Как вы считаете, чем Русь заслужила славу громкую?

- Чем восхищается поэт на протяжении всего стихотворения? (высокими горами, полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами)

VI.  Коллективная работа класса.

Составление схемы «Родина» по стихотворению И.С.Никитина «Русь». Совместная работа класса.

- Давайте обратимся к стихотворению И.С.Никитина «Русь» и попробуем составить схему «Родина» из словосочетаний, которые встречаются в стихотворении  (словосочетания у учащихся на партах).

Учитель зачитывает стихотворение. Учащиеся выбирают словосочетания.

На доске составляется схема:

VII.  Итог урока. Рефлексия.

- Какова главная мысль стихотворения И.С.Никитина «Русь»?

(Любовь к Родине, к родной природе).

 (слайд №7, №9)

- Прочитайте строки, в которых говорится о любви к Родине, о защите её от врагов.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

- Какой одной темой можно объединить слова:

     Русь, Россия, Отечество, Отчизна   (Родина)

- Понравился вам урок? Если «да», то подняли карточку «солнышко». Если не очень, то карточку «тучка».

Комментирование оценок.

VIII.  Домашнее  задание.

Выучить стихотворение  И.С.Никитина «Русь» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Урок чтения. И.С. Никитин "Русь". 8 класс, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Задачи урока. Познакомить с произведением И.С.Никитина «Русь»,формировать навыки работы с художественным произведением;развивать навыки чтения (осознанность, выразительность, правильность);коррекция з...

Урок чтения в 8 классе по стихотворению И.Никитина "Русь"

Предлагаю вниманию  конспект урока чтения в 8 классе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. При изучении стихотворения «Русь» главной целью является создание у детей образн...

В сердце человека и любовь, и жалость ( по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или Путешествие воробья".)

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Платонова.Анализировать рассказ А.Платонова  "Любовь к Родине или Путешествие воробья"....