Речевая деятельность на уроках литературы
статья по литературе (9 класс)

Речевая деятельность на уроках литературы Устное выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_vystuplenie.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая деятельность на уроках литературы

Устное выступление

Урок литературы – это урок родного слова, урок жизни, мысли и чувств в их совершенном эстетическом, философском, нравственном общении с художественным произведением.

Работа по развитию устной речи учащихся может быть выражена следующей классификацией речевых жанров: репродуктивные высказывания (воспроизводящие творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, мемуарных и эпистолярных материалов), продуктивные высказывания, научные, литературоведческие (развернутый устный ответ, сообщение, доклад), искусствоведческие (рассказ или доклад о произведениях искусства при изучении литературного направления), публицистические (речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж).

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления – речи, доклады на общественно-политические, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления – это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, эпитетами, сравнениями, метафорами.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и общественно-политическая, и разговорная, встречаются и некоторые широкоупотребляемые термины.

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «доклад» определяется как:

1. Публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-нибудь темы. Прочитать доклад. Выступить с докладом. Научный доклад. Прения по докладу.

2. Устное или письменное сообщение начальнику о служебном деле. Доклад директору. Доклад командиру. Явиться с докладом.

3. Устное сообщение начальнику о приходе посетителя. Без доклада не входить. Докладная записка. Подать докладную.

Доклад – наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Доклады могут включать в себя рекомендации, предложения или другие мотивационные элементы. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Доклад состоит из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада можно использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.).

Библиография:

1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений : базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 9 кл.: Методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б.Марьина; Под. Ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.

3. Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. — М., 1994.

4. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....