"Проба пера"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Овсянникова Елена Витальевна

Мастер-класс, направленный на обучение стихосложению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx540.77 КБ
Файл master-klass.docx17.71 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ри́фма — созвучие окончаний двух или нескольких слов.

Слайд 2

Нежный аромат весны над городом, Бежит солнца свет мутный по улицам, И тучи немного в небе хмурятся. Боже, как же мне это всё дорого!

Слайд 3

Сл у ж и л Д а н и л а г е н е р а л о м

Слайд 4

Сл у ж и л Д а н и л а

Слайд 5

1 гр . - репортёр, писатель 2 гр . - инженер, учитель 3 гр . - депутат, охранник



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Проба пера»

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть вас.

Садитесь все за парты.

Будет мастер-класс.

  1. Подготовка к восприятию материала

Ой, что это со мной?

Может заболела?

Или не поела?

Вы не знаете друзья?

Стихами выражаюсь я.

Скажу одно, другое слово.

И уже  рифма готова.

Что же делать?

Как мне быть?

Может вас тоже научить?

Я буду строчку начинать,

А вы хором продолжать.

Ну что, готовы повторять?

Тогда будем начинать.

У Лукоморья дуб ….

  1. Основная часть.

Кто автор этого отрывка? (А.С.Пушкин, прикрепляю  портрет).  

А.С.Пушкин – мастер стихосложения. А мы можем научиться писать так , как А.С.Пушкин?

Точно так же, наверно, нет, но попробовать научиться  писать стихи можно.

Сейчас мы с вами находимся примерно вот здесь. Чтобы дотянуться до великого мастера, приблизиться к нему,  нужно постараться, и мы попробуем.

Итак, первая ступенька – это рифма. Что такое рифма помним? (на экране определение)

Слово – ладошка, рифма – вторая ладошка, чем больше они совпадают, тем точнее рифма.

Давайте поиграем в «рифмофутбол». Я бросаю мяч , называя слово. Вы возвращаете мне мяч, называя рифму.

Луч, ложка, ручка, клад, почка, книжка, гроздь.

Просто знать рифму недостаточно. Важно уметь правильно её расположить.

У вас на столах лежат отрывки из стихотворений. Но строчки перепутались. Разложите их правильно.

Конверт 1

Посмотрите на получившиеся  стихотворения. Давайте представим себе каждую строчку в виде птицы. Рассадите, пожалуйста, птиц на проводах, согласно рифме, т.е. строчки которые рифмуются будут птицами 1 цвета. Кто попробует? (1 читает стих, другой - расставляет). Какой это вид рифмы.

Мы поработали с рифмой. И можем подняться на 1 ступеньку выше.

Но достаточно ли только владеть рифмой?

Посмотрите на слайд:

  • Нежный аромат весны над городом,
  • Бежит солнца свет мутный по улицам,
  • И тучи немного в небе хмурятся.
  • Боже, как же мне это всё дорого!

Рифма в порядке, но стихотворение  читается недостаточно чётко.

Почему? Не хватает музыки стиха. Ритма.

Служил Данила...

Давайте попробуем проиграть строчку на доске. Ударный звук я буду изображать на барабане, а безударный – на парте.

Убираю последнее слово. Замените его словами, записанными на  слайде

1 гр. репортёр, писатель

2 гр. инженер, учитель

3 гр. депутат, охранник

Оба ли слова подходят? Нет.  (1 от группы на барабане)

Выполним след. задание: раздаю карточки, где записана начальная строчка.

Завтра все идём в кино

______________________

Используя полученную информацию, придумайте строчку, подобрав рифму и соблюдая ритм.

Зачитывают.

Ребята, я думаю, что мы можем ещё на 1 ступеньку подняться выше.

Но этого тоже недостаточно.

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Давайте его прочитаем.

Посмотрите на слайд. Я изобразила то, о чём говорится в тексте. Но он получился бесцветным, тусклым, неярким.

Попробуем картинку раскрасить.

Переверните лист. Перед вами то же самое стихотворение. И сейчас мы вместе его будем преображать (раскрашивать). Добавьте в первую строчку на месте пропуска эпитет, красочное прилагательное

Во втору строчку добавьте сравнение

В третью и четвёртую строчки олицетворения

Зачитайте всё стихотворение.

Посмотрите, как оно преобразилось. Краски стали ярче за счёт средств художественной выразительности.

И мы можем сделать ещё 1 шаг вверх.

  1. Закрепление материала.

А теперь давайте полученные навыки попробуем применить комплексно. Напишем стихотворение о природе.  Работаем в группах.  Перед вами опорная таблица (включаю музыку «Времена года»).

Давайте её заполним.

1 колонка: опорные слова (в помощь стихотворения о природе)

2 колонка: рифма

3 колонка: средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения).

Зачитывают стихи.

  1. Вывод. Это только 1 занятие по стихосложению. А если учиться и пробовать писать, то когда-нибудь, может быть, вы достигнете мастерства и подниметесь ещё выше.
  2. Рефлексия

Напишите мне  смс, выразив своё отношение к проведённому занятию.

Завтра все идём в кино.

______________________

Используя полученную информацию, придумайте строчку, подобрав рифму и соблюдая ритм.

Завтра все идём в кино.

______________________

Используя полученную информацию, придумайте строчку, подобрав рифму и соблюдая ритм.

Завтра все идём в кино.

______________________

Используя полученную информацию, придумайте строчку, подобрав рифму и соблюдая ритм.

Завтра все идём в кино.

______________________

Используя полученную информацию, придумайте строчку, подобрав рифму и соблюдая ритм.

Опорные слова

Рифма

Средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)



Предварительный просмотр:

ТУЧА

Пушкин А.С.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
1835

ДЕТСТВО

Бунин И.А.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

ЗИМНЕЕ УТРО

Пушкин А.С.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Бальмонт К.Д.

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
.

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Пушкин А.С.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Тютчев Ф.И.

Уж солнца раскаленный шар 
С главы своей земля скатила, 
И мирный вечера пожар 
Волна морская поглотила. 
Уж звезды светлые взошли 
И тяготеющий над нами 
Небесный свод приподняли 
Своими влажными главами. 
Река воздушная полней 
Течет меж небом и землею, 
Грудь дышит легче и вольней, 
Освобожденная от зною. 
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы, 
Как бы горячих ног ея 
Коснулись ключевые воды. 

НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ

Есенин С.А.

* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Тютчев Ф.И.

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. 
Гремят раскаты молодые, 
Вот дождик брызнул, пыль летит, 
Повисли перлы дождевые, 
И солнце нити золотит. 
С горы бежит поток проворный, 
В лесу не молкнет птичий гам, 
И гам лесной, и шум нагорный- 
Все вторит весело громам. 
Ты скажешь: ветреная Геба, 
Кормя Зевесова орла, 
Громокипящий кубок с неба, 
Смеясь, на землю пролила. 
1828

ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

Тютчев Ф.И.

* * * 
Зима недаром злится, 
Прошла ее пора- 
Весна в окно стучится 
И гонит со двора. 
И все засуетилось, 
Все нудит Зиму вон- 
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон. 
Зима еще хлопочет 
И на Весну ворчит. 
Та ей в глаза хохочет 
И пуще лишь шумит... 

Взбесилась ведьма злая 
И, снегу захватя, 
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя... 
Весне и горя мало: 
Умылася в снегу 
И лишь румяней стала 
Наперекор врагу. 

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Тютчев Ф.И.

Еще в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят- 
Бегут и будят сонный брег, 
Бегут и блещут и гласят... 

Они гласят во все концы: 
"Весна идет, весна идет! 
Мы молодой Весны гонцы, 
Она нас выслала вперед!" 

Весна идет, весна идет, 
И тихих, теплых майских дней 
Румяный, светлый хоровод 
Толпится весело за ней!.. 

ЕЩЕ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД

Тютчев Ф.И.

* * * 
Еще земли печален вид, 
А воздух уж весною дышит, 
И мертвый в поле стебль колышет, 
И елей ветви шевелит. 
Еще природа не проснулась, 
Но сквозь редеющего сна 
Весну послышала она 
И ей невольно улыбнулась... 
Душа, душа, спала и ты... 
Но что же вдруг тебя волнует, 
Твой сон ласкает и целует 
И золотит твои мечты?.. 
Блестят и тают глыбы снега, 
Блестит лазурь, играет кровь... 
Или весенняя то нега?.. 
Или то женская любовь?.. 

ЛИСТЬЯ

Тютчев Ф.И.

Пусть сосны и ели 
Всю зиму торчат, 
В снега и метели 
Закутавшись, спят,- 
Их тощая зелень, 
Как иглы ежа, 
Хоть ввек не желтеет, 
Но ввек не свежа. 
Мы ж, легкое племя, 
Цветем и блестим 
И краткое время 
На сучьях гостим. 
Все красное лето 
Мы были в красе- 
Играли с лучами, 
Купались в poce!.. 

Но птички отпели, 
Цветы отцвели, 
Лучи побледнели, 
Зефиры ушли. 
Так что же нам даром 
Висеть и желтеть? 
Не лучше ль за ними 
И нам улететь! 
О буйные ветры, 
Скорее, скорей! 
Скорей нас сорвите 
С докучных ветвей! 
Сорвите, умчите, 
Мы ждать не хотим, 
Летите, летите! 
Мы с вами летим!.. 

ВЕСНА

Лермонтов М.Ю.

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,—
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Фет А.А.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

ВЕЧЕР

Фет А.А.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

ЕСТЬ НОЧИ ЗИМНЕЙ БЛЕСК И СИЛА

Фет А.А.

* * *
Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.

Как будто волею всезрящей
На этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.

ЕЩЕ ВЧЕРА, НА СОЛНЦЕ МЛЕЯ

Фет А.А.

* * *
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.

Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким-то тусклым серебром.

Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.

Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

КАКАЯ ГРУСТЬ! КОНЕЦ АЛЛЕИ

Фет А.А.

* * *
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Начало 1862

ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ

Фет А.А.

* * *
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ

Фет А.А.

* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
1854

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР ТИХ И ЯСЕН

Фет А.А.

* * *
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
1847

МОРСКАЯ ДАЛЬ ВО МГЛЕ ТУМАННОЙ

Фет А.А.

* * *
Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму,
А волны в злобе постоянной
Бегут к прибрежью моему.

Из них одной, избранной мною,
Навстречу пристально гляжу
И за грядой ее крутою
До камня влажного слежу.

К ней чайка плавная спустилась,-
Не дрогнет острое крыло.
Но вот громада докатилась,
Тяжеловесна, как стекло;

Плеснула в каменную стену,
Вот звонко грянет на плиту -
А уж подкинутую пену
Разбрызнул ветер на лету.

ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ

Фет А.А.

* * *
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Пробуем перо"

     Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо"

"Я хочу жить здорово!" Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо", посвящённый пропаганде здорового образа жизни....

"Проба пера"

Несколько графических рисунков, выполненные учащимися в программе CORELDRAW на кружке "Компьютерная графика"...

Рождественская презентация поэтического клуба "Мы пробуем перо".

В презентацию включены стихотворения собственного сочинения членов поэтического клуба "Мы пробуем перо"....

Литературная гостиная "Проба пера"

Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить....

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...