Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Ларионова Ольга Анатольевна

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».

А). Личностные  результаты:

Воспитывать

  • неприятие жестокости, 
  • проявление милосердия,
  • уважительное отношение к образу Иисуса Христа

Б). Метапредметные  результаты:

  • грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, 
  • слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её
  • взаимодействовать в группах

В). Учебные результаты:

  • Познакомиться с рассказом.
  • Создать эмоциональную ситуацию путём анализа цитат из текста
  • Обобщить полученные представления учащихся о жестокости и  милосердии.
  • Оценить актуальность рассказа  и значимость полученных представлений для жизни.

Аннотация

Обучающиеся поработают с иллюстрациями к рассказу, чтобы вспомнить содержание произведения "Ф.М.Достоевского". В группах исследуют текст рассказа и ответят на вопросы, поговорят об актуальности этого произведения. Дети познакомятся с жанром Рождественского рассказа, поговорят о самом празднике. В качестве домашнего задания дети придумают другое продолжение рассказа "Мальчик у Христа на ёлке"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

для обучающихся 6 класса

 в рамках «Недели православной книги»

Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Старая Русса

Тема: «Изображение детства  в  рассказе Ф.М.Достоевского

«Мальчик у Христа на ёлке»

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».

А). Личностные  результаты:

Воспитывать

  • неприятие жестокости,  
  • проявление милосердия,
  • уважительное отношение к образу Иисуса Христа

Б). Метапредметные  результаты:

  • грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  
  • слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её
  • взаимодействовать в группах

В). Учебные результаты:

  • Познакомиться с рассказом.
  • Создать эмоциональную ситуацию путём анализа цитат из текста
  • Обобщить полученные представления учащихся о жестокости и  милосердии.
  • Оценить актуальность рассказа  и значимость полученных представлений для жизни.

 Средства (оборудование):

Проектор, компьютер, презентация

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1.

Мотивирование к деятельности

- Добрый день, дети. Наше сегодняшнее занятие  проходит в рамках Недели православной книги.

-Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, у вас счастливое детство?

А почему?

Я очень рада, что у вас всё хорошо

Дети внимательно слушают и настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя

Личностные:

воспитание доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Формулировка темы занятия

Дети, как вы думаете: о чём мы будем сегодня беседовать? (О детстве)

Дети формулируют

тему занятия, высказывают свои мысли и предположения

Коммуникативные: слушать и слышать, друг друга

Регулятивные:

формулировать тему занятия.

3.

Актуализация знаний

 Слайды 1-9

А сейчас давайте вспомним рассказ Ф.М.Достоевского, который мы с вами читали дома. Я открываю вам слайд презентации с рисунком к произведению, а вы мне рассказываете эпизод.

- Молодцы, вы очень внимательно читали.

А как вы думаете, можно ли назвать счастливым детство мальчика? (нет)

Учащиеся  пересказывают произведение по иллюстрациям,

внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

Познавательные:

знакомство с рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Коммуникативные:

согласовывать усилия по решению учебной задачи

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

4.

Реализация проекта

А) осуществление деятельности

По решению проблемы

Б) оформление результатов

В) презентация проекта

Дети, давайте поработаем с текстом и проанализируем цитаты Фёдора Михайловича о детстве мальчика. Подумаем: почему мальчик несчастлив?

(Приложение 1)

(Каждая группа будет исследовать свой эпизод текста.  Учитель заранее подготавливает таблицу: в первой графе расположены цитаты, а во второй графе дети пишут свои комментарии)

1 – в подвале

2 - на улице

3 -  на ёлке у Христа

Каждая группа представляет свою работу. Дети читают цитаты, комментирует их

- Дети, вы прослушали выступление всех групп. Как вы думаете, когда мальчик почувствовал себя счастливым? (У Христа на ёлке)

Ученики

распределяют роли в группе. Каждый ребёнок выполняет свою работу.

Работают с эпизодами текста Ф.М.Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке».

Каждая группа озвучивает результат  совместной работы.

Дети высказывают своё мнение.

Ребята внимательно слушают и запоминают.

Познавательные:

формирование умения работать с текстом,

выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, распределять роли

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей

6.

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, как вы думаете,  есть ли в сегодняшнем мире дети, которые бедствуют?

Слайды 10- 12

А что должны сделать люди, чтобы дети не испытывали страданий?

Ученики отвечают на вопросы, рассуждают.

Коммуникативные:

формировать умение  строить грамотные ответы на вопросы

Познавательные:

выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

7

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 13.

Дети, этот рассказ относится к  Рождественским рассказам. Как вы думаете, почему?

(о Рождестве, об Иисусе Христе)

Слайд 14

Замечательно написал о Рождестве А.А.Фет.  Давайте прочитаем стихотворение.

Слайд 15.  

Дети, а что вы знаете о Рождестве? Как этот праздник проходит в вашей семье?

Ученики

отвечают на вопросы учителя, выразительно читают стихотворение

Коммуникативные:

формирование умения общаться, объединяться для совместного действия.

8

Домашнее задание

Дети, как вы думаете, а мог бы быть другой финал у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»? Я предлагаю вам дома подумать и написать, что могло произойти с мальчиком, если бы ……

 Ученики записывают домашнее  задание

Регулятивные:

формирование умения организовывать  свою деятельность

9

Использованная литература

https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post465003118/

2.https://www.litmir.me/br/?b=49897&p=1

3.https://mp3rax.com/download/sFj-UlMjNLR_akvarium-rozhdestvenskaya-nochy-single-mir-vsem/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

Слайд 13

Рождественский рассказ — это небольшое произведение о чуде, которое случается в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Сочельник — последний день рождественского поста. В этот день христиане смиренны, совершают добрые дела, раздают милостыню. В финальной части рождественского рассказа добро обязательно побеждает зло, проблемы решаются, а герои получают необычные подарки

Слайд 14

Рождество Христово

Слайд 15

НОЧЬ ТИХА. ПО ТВЕРДИ ЗЫБКОЙ Афанасий Фет Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, — Вот пропели петухи — И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник, — И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан

Слайд 16

Домашнее задание Я предлагаю вам дома подумать и написать, что могло произойти с мальчиком, если бы ……

Слайд 17

Использованная литература 1. https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post465003118/ 2.https://www.litmir.me/br/?b=49897&p=1 3.https://mp3rax.com/download/sFj-UlMjNLR_akvarium-rozhdestvenskaya-nochy-single-mir-vsem/



Предварительный просмотр:

Приложение к занятию «Изображение детства  в  рассказе Ф.М.Достоевского

«Мальчик у Христа на ёлке»

Ф.М. Достоевский

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

1 группа

Цитата

Комментарий

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее.

Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале

Одет он был в какой-то халатик и дрожал.

Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает

. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его.

Но ему очень хотелось кушать Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел

Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей

2 группа

Цитата

Комментарий

Господи, кабы покушать!

Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

А у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше,

. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу.

Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает.

Стало ему вдруг так одиноко и жутко,

Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок

Большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда

.

3 группа

Цитата

Комментарий

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте,

Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… —

все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей…

А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...