Тема занятия: «Семейные ценности Святых Петра и Февронии Муромских»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Ларионова Ольга Анатольевна

Цель: Исследовать текст памятника древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма и сформулировать основные семейные ценности, важные для людей всех времён.

На уроке обучающиеся поговорят о семеье, В группах  познакомятся с текстом произведения, инсценируют  фрагменты из "Повести о Петре и Февронии", поговорят, какими качествами должен быть наделён муж, а какими-жена, соберут ромашку - смивол семьи, сформулируют  свои семейные ценности, поиграют в игру ручеёк и объяснят пословицы о семье. В качестве домашнего задания напишут эссе о своих семейных традициях

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия для 9 класса

 в рамках «Недели православной книги»

Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Старая Русса

Внеклассное мероприятие. Класс: 9

Тема занятия: «Семейные ценности  Святых Петра и Февронии Муромских»

Цель: Исследовать текст памятника древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма и сформулировать основные семейные ценности, важные для людей всех времён.

Метапредметные  результаты:

А). Личностные

Воспитывать

  • уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа,  
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества,
  • принятие  семейных ценностей
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Б).Коммуникативные

  • грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,
  •   ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её
  • Работать с информацией: вычленять главное, анализировать, делать выводы

В).Регулятивные

  • нацеливание на успешную деятельность
  • слушать и слышать собеседника, вести диалог,
  • взаимодействовать в группах

В). Учебные результаты:

  •  Познакомить обучающихся  с  сюжетом «Повести о  Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма
  •  Определить значение  традиций, связанных с домом и семьёй, в жизни православного человека

 Средства (оборудование):

1) икона Петра и Февронии Муромских

2) сценарий для каждой группы для инсценировки эпизода

3) Условные костюмы для Февронии( например, лента на голову), для Петра

(красивый пояс или княжеская накидка), для  Бояр (можно бороды длинные и шапки)

4.) проектор, компьютер, видеофильм

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1

Мотивирование к деятельности.

Учащиеся разделены на   группы

 Здравствуйте, дети. Сегодня мы проводим занятие в рамках Недели православной книги. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Учитель выразительно читает стихотворение Ирины Афонской, беседует с детьми

Семья и дом – как свет и хлеб.

Родной очаг – земля и небо.

В спасение даны тебе,

в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,

куда бы ни вела дорога,

в твоей изменчивой судьбе

прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,

сколько б ни странствовал по свету,

как путеводная звезда,

и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –

вот лучшая душе отрада.

Иного счастья в мире нет,

иного счастья и не надо.

Дети внимательно слушают и настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя

Личностные:

воспитание доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2

Формулировка темы занятия, постановка познавательной  цели

Учитель беседует с детьми

- Дети, вы прослушали стихотворение  Ирины Афонской. Как вы думаете, о чём нам хочет сказать поэт? (Семья - это самое главное в жизни человека)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия:

- Семья, семейные ценности, семейные традиции…..

 - Дети, скажите, пожалуйста, может кто-нибудь знает, какой праздник отмечается в России 8 июля? (День семьи, любви и верности)

- А в каком городе прошли первые празднования?

(в городе Муроме)

Сегодня я хочу напомнить вам, ребята, историю одной семьи. Посмотрим видео. (Просмотр видео о Петре и Февронии Муромских)

 -- Почему именно  город Муром стал местом основного празднования?

(Здесь жили Пётр и Феврония – русские святые, покровители любви и семьи)

-Как вы думаете: о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

  • об отношениях между людьми,
  • подумаем, какие человеческие качества ценились  на Руси?
  • какие нравственные идеалы ценны и поныне?

На  примере кого мы можем узнать, какие ценности помогут человеку в создании семьи?

( Петра и Февронии)

Учащиеся формулируют цель занятия

Дети высказывают свои мысли и предположения.

Познавательные:

знакомство с «Повестью о Петре и Февронии Муромских»

Коммуникативные: слушать и слышать, друг друга

Регулятивные:

  формулировать тему занятия, ставить цель работы.

3

Построение проекта

а) организация  работы в группах

б) планирование деятельности

Учитель  организует работу в группах, разъясняет правила работы в группе и каким должен быть конечный результат.

Дети, сегодня мы будем работать в  трёх группах. Каждая из групп получит свой эпизод из «Повести о Петре и Февронии» и попытается его инсценировать или прочитать по ролям. Можно использовать элементы костюмов.

-Приступая к работе, вспомните  правила работы в группе. (памятка)

Ученики внимательно слушают учителя.

Вспоминают правила работы в группе

Коммуникативные:

согласовывать усилия по решению учебной задачи

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

4

Реализация проекта

А) осуществление деятельности

По решению проблемы

Б) оформление результатов

В) презентация проекта

Учитель

в  качестве   эксперта  наблюдает за работой обучающихся, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию  успеха.

 В качестве эксперта обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги.

 Дети, вы смогли себе лучше представить, какими были Пётр и Феврония?

Теперь мы должны ответить на вопрос, который поставили в начале урока:  какие ценности помогут человеку создать и сохранить  семью?

Я предлагаю девушкам

 поработать с образом Февронии и на её примере определить, какими качествами должна обладать жена. А юношам поработать с образом Петра и рассказать нам, какими качествами должен обладать муж.(оформляют таблицу, соединяют её на доске, должно получиться целое)

Дети, давайте исследуем нашу таблицу:

-Какими качествами должна обладать жена?

-Какими качествами должен обладать муж?

- Какие общие качества?

Ученики

распределяют роли в группе. Каждый ребёнок выполняет свою работу.

Работают с эпизодами текста Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских, распределяют роли, подбирают костюмы, продумывают характер героев.

Каждая группа озвучивает результат  совместной работы.

Дети высказывают своё мнение.

Ребята внимательно слушают и запоминают.

Осуществляют контроль усвоения материала членами  групп.

Познавательные:

формирование умения работать с текстом,

выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, распределять роли

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей

5

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А сейчас я предлагаю поиграть: каждому из вас я раздам часть русской пословицы. Ваша задача: найти того ученика, у которого есть продолжение пословицы и соединить всю фразу   (Пословицы разрезаны и розданы так, чтобы части оказались  у мальчика и у девочки) (Приложение 2). Теперь пары встают друг за другом, образуя «Ручеёк».

Каждая пара объясняет смысл пословицы, формулирует традицию, на которой держится семья, а после  перемещается в конец «ручейка»

Ученики собирают из частей целую фразу, объясняют значение пословицы, формулируют  традицию семейной жизни

Коммуникативные:

формировать умение  строить грамотные ответы на вопросы

Познавательные:

выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

6

Домашнее задание.

Дети, напишите, пожалуйста, эссе  на тему:

«Семейные традиции»

 Ученики записывают домашнее  задание

Регулятивные:

формирование умения организовывать  свою деятельность

7

Использованная литература

1. https://youtu.be/ZMVgVPZ0OUk 

2. https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/vneklasnoe-chtenie-2-klas/povest-o-petre-i-fevroni.html 

3.https://nauka.club/literatura/stikhi/poslovitsy-i-pogovorki-o-seme.html



Предварительный просмотр:

Приложение к занятию: «Семейные ценности  Святых Петра и Февронии Муромских»

Сценарии для инсценировки «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1 группа

( автор, Феврония, Дружинник)

Автор:

Прослышал князь Пётр, что в Рязанской земле много лекарей, и велел отвезти себя туда. По прибытии  разослал он свою дружину во все концы искать лекарей.

Один из его дружинников завернул в деревню Ласково. Подъехал он к воротам какого-то дома, — никого не видно; взошёл на крыльцо, — словно никто и не слышит; открыл дверь и глазам не верит: сидит за ткацким станом девушка, одна в доме, а перед нею скачет- играет заяц.

Феврония:

— Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз!

Дружинник:

— Где же хозяин этого дома?

Феврония:

— Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть.

Дружинник:

— Ну скажи ты, что за чудеса! Вошёл я к тебе, — вижу, работаешь за станом, а перед тобой заяц пляшет. Заговорила ты, — и странных речей твоих я никак не пойму. Сперва ты сказала: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз!» Про отца и мать своих сказала: «Пошли взаймы плакать», а про брата: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть», и ни единого слова я тут не понял.

Феврония:

— Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошёл, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пёс во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моём было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шёл, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут: значит, сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой (как и отец) — бортник, в лесу они собирают по деревьям мёд диких пчёл. Вот и сейчас брат ушёл бортничать, залезет на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец! Потому я и сказала: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Дружинник:

— Вижу, мудрая ты девица, — говорит юноша, — а как же звать тебя?

Феврония:

— Зовут меня Феврония.

Дружинник:

— А я из дружины муромского князя Петра. Тяжело болеет наш князь — весь в язвах. Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились. Искал он лекаря в своём княжестве, многие его лечили, никто не вылечил. Приказал сюда себя привезти, говорят, здесь много искусных целителей. Да не знаем мы, как их звать и где они живут, вот и ходим, спрашиваем о них!

Феврония :

— Только тот может князя твоего вылечить, кто себе его потребует.

Дружинник:

— Как это, говоришь, кто себе потребует князя моего? Для того, кто его вылечит, князь Петр не пожалеет никаких богатств. Ты скажи мне имя его, кто он и где живёт.

Феврония:

— Приведи князя твоего сюда. Если он добросердечен и не высокомерен, то будет здоров! — ответила Феврония.

Автор:

Вернулся дружинник к князю и всё ему подробно рассказал, что видел и слышал.

2 группа

( Автор, Князь, Феврония)

Автор:

Решил князь испытать ее мудрость хитрыми задачами. Запомнились ему её мудрые речи, которые передал первый его слуга. Послал ей малый пучок льну и велел передать:

Князь:

-Коли хочет эта девушка супругой моей стать, пусть покажет нам мудрость свою. Если она и вправду мудрая, пусть из этого льна сделает мне рубаху, портки и полотенце за то время, пока я буду в бане париться.

Автор:

Слуга принёс ей пучок льну и передал княжий наказ. Она велела слуге

Феврония:

— Заберись-ка на эту печь, сними с грядки сухое поленце, принеси сюда!

Автор:

Слуга послушно достал ей полено. Отмерила она одну пядь и говорит:

Феврония:

— Отсеки этот кусок от поленца.

Автор:

Он отрубил. Тогда она говорит:

Феврония:

— Возьми эту чурочку, отнеси князю своему и скажи от меня: «За то время, пока я пучок льну очешу, пусть князь из этой чурочки сделает мне ткацкий стан и все снаряды, чтобы выткать полотно ему на бельё».

Автор:

Слуга отнес князю чурочку и пересказал речи девушки. Князь посмеялся и послал его назад:

Князь:

— Иди, скажи девушке, что нельзя из такой малой чурки в такое малое время столько изделий приготовить!

Автор:

Слуга передал слова князя. Феврония только того и ждала.

Феврония:

— Ну, спроси тогда его, разве можно из такого пучочка льну взрослому мужчине за то время, пока он в бане попарится, выделать и рубашку, и портки, и полотенце?

Автор:

Слуга пошёл и передал ответ князю. Выслушал князь и подивился мудрости Февронии.

3 группа

(Автор1, Автор 2, Боярин 1, Боярин 2, Князь Пётр)

Автор 1:

Князь совсем вылечился и женился на Февронии. Таким-то чином стала Феврония княгиней.

Приехали они в отчину князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя божии заповеди.

Когда же умер в скором времени князь Павел, стал князь Пётр самодержавным правителем в своём городе.

Автор 2:

Бояре муромские не любили Февронию, поддавшись наущению жён своих, а те её ненавидели за низкий род. Но славилась она в народе добрыми делами своими.

Вот пришли к князю Петру  бояре, гневные и мятежные:

Боярин1 :

— Мы хотим, князь Пётр, праведно тебе служить как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы Феврония была княгиней над нашими жёнами.

Боярин 2:

- Если хочешь остаться у нас на княжом столе, возьми другую княгиню, а Феврония, получив изрядное богатство, пусть идёт от нас, куда хочет!

Автор 1:

Князь Пётр всегда был спокойного нрава и без гнева и ярости ответил им:

Князь Пётр:

— Скажите-ка сами об этом княгине Февронии, послушаем, что она вам на это скажет!

Автор 2:

Под конец пира собрались бояре возле князя с княгинею и говорят:

Боярин 1:

— Госпожа княгиня Феврония! От всего города и от боярства говорим тебе: дай нам то, о чем мы тебя попросим!

Феврония:

— Возьмите чего просите!

Боярин 2:

— Мы все хотим, чтоб князь Пётр был владыкой над нами, а наши жёны не хотят, чтоб ты правила ими. Возьми богатства, сколько хочешь, и уезжай, куда тебе угодно!

Феврония:

— Я обещала вам, что получите то, чего просите! А теперь обещайте вы дать мне то, чего я у вас попрошу.

Боярин 1:

— Что ни попросишь, сразу же беспрекословно отдадим тебе!

Феврония:

— Ничего мне от вас не надо, только супруга моего, князя Петра.

Боярин 2:

— Если князь Пётр сам того захочет, ни слова перечить не будем!

Автор1:

Князь Пётр не мог нарушить заповедь божию ради самодержавства. Ведь сказано: «Кто прогонит жену, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам станет прелюбодеем». Поэтому князь Пётр решил отказаться от княжества.

Приложение 2

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

 Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

В родной семье и каша гуще.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

 Семьей дорожить – счастливым быть.

 Семья без детей, что цветок без запаха.

 Семья – опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Согласную семью и горе не берет.

 Согласье в семье – богатство.

Любящая мать – душа семьи и украшение жизни.

Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В своем доме и стены помогают.

За общим столом еда вкуснее.

Мать кормит детей, как земля людей

 Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

 Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

 Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится



Предварительный просмотр:

Повесть о Петре и Февронии Муромских

1

Есть в Русской земле город, называемый Муромом1, в котором правил, как рассказывают, благоверный князь по имени Павел. Но дьявол, испокон веку ненавидящий благо человеческого рода, послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея. Он являлся ей в видениях таким, каким был по своей природе, а посторонним людям казалось, что это сам князь с женою своею сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала о всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. А злой змей силой овладел ею.

Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоумении. И говорит жене: "Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю — как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот злодей сам — от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизнь от злосмрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем даже говорить срамно, но и в будущей жизни нелицемерного судью, Христа, тем умилостивишь". Слова мужа своего жена накрепко запечатлела в сердце своем, и решила она: пусть так и будет.

И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением восхваляя его, спрашивает: "Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?" Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: "Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча"2. Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему то, что сказал ей змей. Князь же, услышав это, недоумевал — что значит: смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча?

А у князя был родной брат по имени Петр3. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал виновника смерти своей его именем, стал думать, без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.

Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста4. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: "Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?" Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: "Да увижу, где он!" Отрок же сказал: "Иди вслед за мной". И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежал меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему о всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.

Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им. Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошел он к снохе своей, в другие покои, и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из приближенных брата своего и сказал ему: "Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю и удивляюсь, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?" А тот человек сказал ему: "Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!" Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея. И пришел он к брату и сказал ему: "Когда это ты сюда пришел? Ведь я, когда от тебя из этих покоев ушел и, нигде не задерживаясь, пришел в покои к жене твоей, то увидел тебя сидящим с нею и сильно удивился, как ты пришел раньше меня. И вот снова сюда пришел, нигде не задерживаясь, ты же, не понимаю как, меня опередил и раньше меня здесь оказался?" Павел же ответил: "Никуда я, брат, из покоев этих, после того как ты ушел, не выходил и у жены своей не был". Тогда князь Петр сказал: "Это, брат, козни лукавого змея — тобою мне является, чтобы я не решился убить его, думая, что это ты — мой брат. Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей".

И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, и обрызгал он блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И искал он у многих врачей от своего недуга исцеление, но ни у кого не нашел.

2

Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда — из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.

Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково5. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И вошел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: "Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!" Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: "Где хозяин этого дома?" На это она ответила: "Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги на покойников глядеть".

Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: "Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет6, и услышал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала — "сквозь ноги на покойников смотрит". И ни единого слова твоего я не понял!"

Она же сказала ему: "И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это есть у горницы очи. А что сказала тебе про отца и мать, и про брата, что отец мой и мать моя пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это — плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат — древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги на покойников глядеть".

Говорит ей юноша: "Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое". Она ответила: "Зовут меня Феврония". И тот юноша сказал ей: "Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. От своей болезни искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имени, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них". На это она ответила: "Если бы кто-нибудь взял твоего князя себе, тот мог бы вылечить его". Юноша же сказал: "Что это ты говоришь — кто может взять моего князя себе! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его". Она же ответила: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему о всем, что видел и что слышал. Благоверный же князь Петр повелел: "Везите меня туда, где эта девица". И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: "Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду". Она же без обиняков ответила: "Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его". И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: "Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!" И послал к ней, молвив: "Скажите ей — пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены". Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею квасу, дунула на нее и сказала: "Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!"

И принесли князю эту мазь; и повелел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах — так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: "Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду". Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: "Влезь на нашу печь и, сняв с грядки поленце7, принеси сюда". Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: "Отруби вот это от поленца". Он отрубил. Она говорит ему: "Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него". Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: "Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!" Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: "А это разве возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна, за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?" Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.

Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит — все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка, и дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: "Если станет мне супругом, то исцелится". Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.

И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей.

3

По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.

Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему; Бог же прославил ее ради доброго ее жития.

Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: "Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем, как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!" И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.

Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: "Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, путь будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит, куда захочет!" Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: "Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет".

Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать, и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, лишая святую Божьего дара, который Бог обещал ей сохранить и после смерти. И говорят они: "Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!" Она же в ответ: "Возьмите, кого просите!" Они же, как едиными устами, промолвили: "Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи, куда пожелаешь!" Тогда она сказала: "Обещала я вам, что чего ни попросите — получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас". Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: "Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь". Тогда она говорит: "Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!" Они же ответили: "Если сам захочет, ни слова тебе не скажем". Враг помутил их разум — каждый подумал, что если не будет князя Петра, то поставят другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает8. Ведь сказано, что, если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: достояние свое к навозу приравнял, чтобы заповеди Божьей не нарушить.

Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке — под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: "Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего". Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: "Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего". Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: "Одинакова вода или одна слаще другой?" Он же ответил: "Одинаковая, госпожа, вода". После этого она промолвила: "Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?" И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.

Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: "Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?" Предивная же Феврония говорит ему: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!"

На берегу тем временем на ужин князю Петру готовили еду. И повар его воткнул маленькие колья, чтобы повесить на них котлы. А когда закончился ужин, святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая обрубки эти, благословила их, сказав: "Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой". Так и было: встали утром и нашли вместо обрубков большие деревья с ветвями и листвой.

И вот, когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: "Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!"

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемники9. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

4

Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе10 для соборного храма пречистой Богородицы11, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Не долго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божий в двадцать пятый день месяца июня.

После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии, пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами — в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им.

Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди Божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими и покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!

Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!

Помяните же и меня, прегрешного, написавшего все то, что я слышал о вас, не ведая — писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на Божию благодать и на щедроты его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом, которому подобает вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом вся слава, честь и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Слайд 2

Семья и дом – как свет и хлеб. Родной очаг – земля и небо. В спасение даны тебе, В каких бы ты заботах не был. Пусть тороплив у жизни бег, Куда бы ни вела дорога, В твоей изменчивой судьбе Прекрасней дара нет от Бога. Они хранят тебя всегда, Сколько б ни странствовал по свету, Как путеводная звезда, И нет святей святыни этой. Твоей семьи тепло и свет – Вот лучшая душе отрада. Иного счастья в мире нет, Иного счастья и не надо . Ирина Афонская

Слайд 3

Тема урока: «Семья, семейные ценности, семейные традиции…..»

Слайд 4

8 июля- День семьи, любви и верности

Слайд 5

К акие человеческие качества ценились на Руси ?

Слайд 6

Ч ему мы можем научиться у Петра и Февронии ?

Слайд 7

К ак строить отношения между людьми в семье?

Слайд 8

К акие нравственные идеалы ценны и поныне?

Слайд 10

Семейные традиции

Слайд 11

Домашнее задание Написать эссе на тему «Семейные традиции»

Слайд 12

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Тема урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Тема урока  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности....

Мастер-класс по теме: «Сила святого чувства в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Мастер-класс по теме:  «Сила святого чувства в «Повести о Петре и  Февронии Муромских»....

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...