Рабочая программа по родной ( русской) литературе в 5, 7 классах
рабочая программа по литературе (7 класс)

Колесникова Валентина Ананьевна

Рабочая программа по родной ( русской) литературе , 5-7 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540,  barguzinschool@gmail.com

«Рассмотрено»

  Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»:

__________/________  /

Протокол №___________от

 «___»________2020

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР   МБОУ «Баргузинская сош»:

_________ /________/

«___»________2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская  сош»

_________ /_________/

Приказ № ______ от

« ___» _______2020 г.

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По родной ( русской) литературе

для обучающихся  5- 9  класса

на    2020_ - 2021  учебный год   

                           

                               Составлена

                                                                              учителем  русского языка и литературы:

                                        Колесниковой В.А

                                               Принята на заседании

 педагогического совета

                                                                     Протокол  № ____от «____»  _____2020 г.                           

С. Баргузин 2020г.                               

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для  5 - 8 класса уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

 2.Примерной программы основного общего образования по литературе для средней школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

 3.Приказа образования и науки Российской Федерации №816 от 23.08.2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;  

4.Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)"».
        Программы общеобразовательных учреждений  ФГОС  Литература  5-9 классы под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений.  Литература. 5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 2014);

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.

Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2019.

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019

   Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345.

   Программой отводится на изучение литературы  136 часов , которые распределяются по классам следующим образом:        

5 класс  — 34 ч;  час в неделю  

7 класс    -  34 ч; 1 час в неделю

8 класс   -   34 ч; 1 час в неделю

9 класс -     34 час. 1 час в неделю

ЭОР и образовательные интернет-платформы:

ЯКласс (https://www.yaklass.ru/;

Инфоурок (https://infourok.ru/);

Учи.ру (https://uchi.ru/);

Платформа для проведения онлайн-занятий Zoom;

ПриложениеViber.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся  научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

  1.Введение Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа.

     2.Русский фольклор .

 Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

  3.  Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».

 4.Литература XVIII века

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

  5..Литература XIX века Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

  6.Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц

  7.Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

  8.Творчество поэтов и писателей XIX века.

 Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

  Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

  9.ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя). Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

 10.Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка»

                              Учебно – тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа.

2

2

    .Русский фольклор .

 Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

2

3

 Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля»

2

4

 Литература XVIII века

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

2

5

 Литература XIX века Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

6

1

6

 .Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц

4

1

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

4

8

 .Творчество поэтов и писателей XIX века.

 Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

2

1

9

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя). Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

6

10

.Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка»

1

11

Итоговый урок

Итого:

34

1

Найти

Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Форма проведения урока

1

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

1

2

Родная литература как национально – культурная ценность народа.

1

3

 .Русский фольклор .

 

1

4.

 Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

1

5

 Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы.  

1

6

«Русская земля»

1

7

8

Литература XVIII века

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

2

9

10

11

12

 Литература XIX века Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун».

4

13

Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

2

14

15

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?».

2

16

17

 Идейно – художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц

2

18

19

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег».

2

20

21

Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

2

22

.Творчество поэтов и писателей XIX века.

 Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.

1

23

Милосердие и вера в произведении писателя.

1

24

25

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).

2

26

27

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение

2

28

29

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

2

30

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

1

31

32

.Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка»

2

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Итоговый урок

1

Содержание программы 7 класс

Русский фольклор

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе 

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы. 

"Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная деталь.

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе  Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Николай Семёнович Лесков.  Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

Автобиографический рассказ « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе 

«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

Евгений Кириллович Маслов (1ч) Фронтовик, журналист, писатель и поэт. Страницы биографии. Боевые подвиги и  военные будни в поэзии Е. К. Маслова. «Град Олегов», «Родина», «Глаза», «Осень надо Льговом». Размышления поэта о взаимосвязи настоящего и прошлого, любовь к родной земле лирического героя.

Родная природа в стихотворениях Льговских поэтов ( А. Селезнёв,  М. Новикова, А. Асеев,  М.  Малец, В. Иноземцева)


Учебно -  тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение  

2

Русский фольклор

3

Древнерусская литература

1

4

Литература XVIII века

Литература XIX века  

11ч

5

Литература XX

15

1

6

Итого

34

2

Календарно-тематическое планирование

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Форма проведения урока

Введение  1ч

1.

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

Русский фольклор 3ч

2

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

3

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

4

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

Древнерусская литература ( 2ч)

5

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы. 

"Поучение Владимира Мономаха".

6

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)

7

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

8

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева.

Литература XIX века  11ч

9

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

10

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

11

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

12

Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь.

13

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

14

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

15

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край.

16

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

"

17

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

18

Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

19

Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX  15 час.

20

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

21

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

22

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

23

В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

24

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

25

Автобиографический рассказ Воробьёва  « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле,

26

«К. Д. Воробьёв Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным.

27

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

28

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

29

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.

30

Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

31

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести.

32

В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

33

Евгений Кириллович Маслов Фронтовик, журналист, писатель и поэт. Тема родной земли и памяти в стихотворениях поэта.

34

Родная природа в стихотворениях Льговских поэтов

Приложение

Фонд оценочных средств

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе в 7 классе    

______________________________________________________________

(Фамилия, имя в родительном падеже)

Часть А

А1. Соотнесите автора и произведения :

1) И.И.Дмитриев                 а) «Сигнал»

2) Ф.Н.Глинка                     б) «Маленькие рассказы о большой судьбе»

3) К.М.Станюкович            в) «Рождественская ночь»

4) В.М.Гаршин                    г) «К Пушкину»

5) Ю.Н.Нагибин                  д) «Женя Касаткин»

6) В.Н.Крупин                      е) «Три льва»

Ответ: ________________________________________________________________

А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

5) кульминация

д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных

образах.

 Используется в баснях былинах сказках.

6) притча

е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество 

действующих лиц,

 а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

7) юмор

ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

Ответ: _____________________________________________________________________

А3 Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин).__________________

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)_________________________________

  1. Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют? ("Бесы" А.С.Пушкин)___________________________

4. Моих ушей коснулся он.

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)_____________________________

5. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)____________________________

6. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н. Некрасов) _____________________

7. На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.                          (Г.Р. Державин.) __________________________

Часть В

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Русские матросы с «Забияки», катерные гребцы, в ожидании господ, находились все на катере. Лунный свет падал на их белые рубахи и захватывал некоторые лица....

Матросы вспоминали о России... Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!

– Гляди… Звезда упала… Еще… И куда она падает, братцы? – тихо спросил чернявый матрос.

– В окиян, известно. Опричь окияна ей некуда упасть! – отвечал пожилой здоровый матрос уверенным тоном.

– А ежели на землю? – спросил кто-то.

– Нельзя, потому все как есть расшибет. По самой этой причине бог и валит звезду в море… Туда, мол, тебе место…

Чернявый матросик, видимо неудовлетворенный этим объяснением, снова стал глядеть на небо.

И необыкновенно приятный грудной голос загребного Ефремова заговорил:

– Это бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много, братцы, падает их в эту ночь…

– По какой такой причине, братец? – задорно спросил пожилой, плотный матрос.

– А по такой причине, милый человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…

...оба матроса, выскочив из катера, бегом побежали по пустынному берегу на плач ребенка…

И очень скоро, почти у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.

Около не было ни души.

Матросы удивленно переглянулись.

– Эка идолы!.. Эка бесчувственные!.. Бросили ребенка… Это, брат Живков, неспроста… Погубить хотели младенца… Тут бы его крокодил и сожрал!.. Гляди… Ишь плывет… Почуял, видно…

И Ефремов взял на руки ребенка.

В1Укажите фамилию автора и название произведения.

____________________________________________________________________________

С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль.

_____________________________________________________________________________________Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

_____________________________________________________________________________________

В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении.

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание учебного предмета 8 класс

1. Введение

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

2. Устное народное творчество

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату-ры.  Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие). Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина («Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»)   и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)

3. Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 г

4. Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классициз-ма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин

Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

5. Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончай-шие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, радость эта...".

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

В.М. Гаршин  "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"- протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе «Собака», «Голуби», Враг и друг».  Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . «Гамлет Щигровского уезда», «Льгов».

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее».

6. Литература XX века 20 часов

Традиции  литературы XX века.

Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина. Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина «В хате»

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина.»И цветы, и шмели, и трава...», «Гаснет вечер, даль синеет...», «Октябрьский рассвет». Красота человеческой души в рассказе «Сверчок».

К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. «В старом парке», «Купавы», «Подорожники».

В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет». Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). – Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

А.П. Гайдар. Философская сказка «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни  в произведении.

Л. Пантелеев  «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Р.И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного  Ленинграда, переживших  блокадные дни.

К.Д.Воробьев.  Уроки доброты и милосердия в  рассказе «У кого поселяются аисты». Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  «Седой тополь». «Немец в валенках». Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Рассказ  «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.  Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова «НЛО нашего детства».

Публицистика. Д.С.Лихачев.  Обзор книги «Письма о добром и прекрасном». Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке «Помнить о Родине», в очерках  «Отечество», «Средняя полоса».

                                            Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Контр. работы

Развитие речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

1

4

Из литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

9

1

6

Из русской литературы 20 века

19

1

1

Итого

34

1

2

Календарно - тематическое планирование  

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Форма приведения урока

Введение (1 ч.)

1

Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

Устное народное творчество (2 ч.)

2

Народные песни в произведениях А.С. Пушкина («Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»). Роль народных песен в понимании авторского замысла.

1

3

Народные песни как средство раскрытия идейного содержания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

Древнерусская литература (1 час)

4

А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник древнерусской литературы.

1

                                                             Из литературы XVIII века (2 часа)

5

Гражданский пафос как основная отличительная черта литера-турного процесса эпохи классицизма. Поэзия М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

1

6

Н.М. Карамзин. Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

1

Из  литературы XIX века (9 часов, в т.ч. 1рр)

7

А.А.Фет. Поэтическое изображение природы в  стихотворениях «Устало все кругом: устал и цвет небес…», «В лунном сиянии», Это утро, радость эта…».

1

8

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта.

1

9

В.М Гаршин. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы.

1

10

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

1

11

Н.С.Лесков. Проблемы рассказа «Тупейный художник».

1

12

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в стихотворениях И.С.Тургенева.

1

13

И.С.Тургенев. «Гамлет Щигровского уезда», «Льгов». Особенности повествования.

1

14

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее».

1

15

Р/Р Отзыв на произведение. Подготовка к написанию.

1

Из  литературы XX века (17 часов + 1 рр+1кр)

16

С.А.Есенин. Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина «В хате»

1

17

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в стихотворениях И.А. Бунина

1

18

И.А.Бунин. Красота человеческой души в рассказе «Сверчок».

1

19

К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Особенности повествования.

1

20

Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. «В старом парке», «Купавы», «Подорожники».

1

21

В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет».

1

22

В.А.Солоухин. Рассказ «Мститель». Изображение  духовного мира подростка в рассказе.

1

23

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». Дети и война.

1

24

А.П. Гайдар. Философская сказка «Горячий камень». Нравственные уроки произведения.

1

25

Л. Пантелеев. Рассказ «Главный инженер». Подвиги детей во имя Победы.

1

26

Р.И. Рождественский.  Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

1

27

Д. Гранин и А. Адамович. Документальная хроника «Блокадная книга». Трагедия жителей блокадного Ленинграда.

1

28

К.Д.Воробьев.  Рассказы «Седой тополь», «Немец в валенках». Гуманизм рассказов.

1

29

Р/Р Сочинение"Величие духа человека в произведениях  русской литературы"  Подготовка к написанию

1

30

К.Д.Воробьев.  Уроки доброты и милосердия в  рассказе «У кого поселяются аисты».

1

31

Е.И.Носов. Рассказ  «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию.

1

32

Д.С.Лихачев. Обзор книги «Письма о добром и прекрасном».

1

33

В.М. Песков. Образ России в очерке «Помнить о Родине».

1

34

Контрольное тестирование  в рамках промежуточной аттестации.

1

Приложение

Фонд оценочных средств

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по учебному предмету «Родная (русская) литература»

8 класс

 

а) Назначение КИМ

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе в 8 классе проводится в форме тестовой  работы (2 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней.

 5.Шкала оценивания

      отметка «5» - 15-17 б

      отметка «4»-  12-14 б

      отметка «3»-   9-11 б

 

             Вариант 1.Часть А.(1-10).  

А1.Назовите тему притчи «Повесть о Горе- Злочастии»

1.Трагическая судьба молодого поколения, утратившего связь с родителями.

2. Взаимоотношения двух поколений.

3. Сатирическое изображение молодого поколения.

4.Сатира на людей и пороки, отягчающие жизнь человека и порождающие социальную и моральную неправду.

А2.  Найдите соответствия между произведениями и темой, ответы впишите в таблицу

«Щи»

«Милостыня»

«Нищий»

1.Истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

2.Взаимопонимание, милосердие, умение понять и помочь словом или делом, не требуя награды.

3. Равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

А3. Эту книгу называют особенной в творчестве писателя. Её можно назвать «учебником для начинающих писателей». Укажите фамилию автора и название книги.

А4. «Глаза – не столько зеркало души, сколько окна, через которые в душу вливаются впечатления». Назовите автора и название произведения из которого взяты строки.

А5. Как называется наивысшая точка в развитии действия художественного произведения?

1) эпилог                                  3) кульминация

2) завязка                                 4) экспозиция

А6. Найдите соответствия между героями и характерами в произведении Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

1.        Иван Иванович

2.        Тётка

3.        Женщина на станции

4.        Клим

5.         Семён Петрович

А) Большой души человек, любит природу и понимает её.

Б) Её прозрачные, блестящие на солнышке горошинки, густо просоленные неизбывным горем, капали на собачью шерсть.

В)  С размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь

Г) Развернул узелок, вынул из него миску  с мясом и поставил перед Бимом, не произнеся ни единого слова. Привязал к дереву в лесу в конце ноября.

Д) Она ненавидела его за то, что он не подал ей лапу, испугался

А7. Укажите героя произведения, от чьего имени ведётся повествование в произведении «Безумная Евдокия»

1) Евдокия Савельевна

2) отец

3) Ольга

4) Надежда

А8. А.И. Куприн «Гамбринус». Какая стилистическая фигура положена в основу рассказа?

1) антитеза

2) гипербола

3) градация

4) анафора

А9. Сравните первые две строфы стихотворений Г. И. Анфилова «Собака» и С. Есенина «Песнь о собаке». Что в них общего и в чём разница?

          В отдалённом сарае нашла                                                            Утром в ржаном закуте,

         Кем-то брошенный рваный халат.                                                         Где златятся рогожи в ряд,
         Терпеливо к утру родила                                                                        Семерых ощенила сука,

       Дорогих, непонятных щенят.                                                                   Рыжих семерых щенят.

              Г. Анфилов                                                                                            С. Есенин                                      


А10.Определите, из какого произведения взят отрывок?

«Человеческие души очень живучи. Разрубить тело человека пополам – человек околеет. А душу разорвёшь - станет послушней только. Нет, нет. Таких душ нигде не подберёшь, только в моём городе. Дырявые души, продажные души, прожженные души…»

1)        Пьеса «Убить Дракона»

2)        Рассказ «Гамбринус»

3)        Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»

4)        Притча «Повесть о Горе – Злочастии»

Часть 2.В1-В3

В.1. Как называется приём, в котором употребляются  слова и выражения в переносном значении на  основе аналогии, сходства или сравнения?

В.2. Прочитайте фрагмент стихотворения. Укажите художественный приём, использованный поэтом.

                       По сугробам она бежала,

                       Поспевая за ним бежать…

                       И так долго-долго дрожала

                       Воды незамёрзшей гладь

В.3. Определите автора стихотворного отрывка.

                         «Милое  ты наше чадо,

                           послушай учения родительского,

                          ты послушай пословицы,      пословицы

                          добрыя, и хитрыя, и мудрыя…

С1. Напишите мини-сочинение  «Мой любимый литературный герой» по произведению, изученному в 8 класс

Вариант 2.

Часть А.(1-10).  

А 1.Назовите жанровое своеобразие «Повесть о Горе- Злочастии»

                     1)лирическая обрядовая песня

                     2)бытовая сказка

                     3) притча

                     4)былина

А2.  Найдите соответствия между произведениями и темой, ответы впишите в таблицу

«Щи»

«Милостыня»

«Нищий»

1. Истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

2. Взаимопонимание, милосердие, умение понять и помочь словом или делом, не требуя награды.

3. Равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

А 3. Кому принадлежат слова, и о каком труде идёт речь?

«Но, подобно тому, как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья   Сюзанны, так и ….. предназначается для того,  чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широт человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце»

А4.     Назовите произведение    и автора. Найдите соответствие между героями и их описанием.

Дядя Максим

Петрусь

Молодой послушник звонарь

1)          «Теперь ему было не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костылях, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на

 палку».

2)         «Для своего возраста он был высок и строен; лицо его было несколько бледно; черты тонки и выразительны. Чёрные волосы оттеняли ещё более белизну лица, а большие тёмные, малоподвижные  глаза придавали ему своеобразное выражение».

3)        «Та же нервная бледность, те же чистые, но неподвижные зрачки, то же беспокойное движение бровей»

А5. Какова основная мысль повести  Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»?

   

А6. Почему Евдокию Савельевну раздражает Ольга из рассказа «Безумная Евдокия» А. Алексина? Потому что:

1)        Она самобытная и талантливая

2)        Она абсолютная эгоистка

3)        Беспечная, думающая только о своих желаниях

4)        Завидует ей, так как она одарена от природы и талантлива

А7. Б Паскаль дал определение индивидуму: «Человек- это тростник, однако тростник- мыслящий».  В каком произведении А.И. Куприн развил эту мысль?

А8.С. Есенин «Песнь о собаке». Финальная фраза стихотворения: « Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Назовите троп

              1)эпитет                                               3) олицетворение

              2)литота                                               4) метафора

А9. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия   в пьесе?

1)ремарка                                               3) ссылка

2)пояснение                                            4) сопровождение

А10. Б. Екимов  рассказ «Ночь исцеления». Объясните смысл названия рассказа. Какую     проблему поднимает автор в рассказе?

Часть 2.В1-В3

В.1. Как называется приём осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается?

В.2. Прочитайте фрагмент стихотворения  Н. Гумилёва. Укажите художественный        приём, использованный поэтом.

                       Послушай: далёко, далёко,

                       На озере Чад

                       Изысканный бродит жираф.

                       Ему грациозная стройность дана,

                       И шкуру его украшает волшебный узор

В.3. Определите автора произведения и произведение:

                     « Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни души не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию одеял»

 

С1. Напишите сочинение-миниатюру  «Мой любимый литературный герой» по произведению, изученному в 8 классе

 

 Примерные темы проектных и исследовательских работ 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям
  4. Символика яблока в русской литературе
  5. Образы растений и цветов в литературе
  6. Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне

Содержание учебного предмета «Родная литература» 9 класс

Введение.

Раздел 1. Древнерусская литература

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного

идеала, олицетворение Святой Руси.

Раздел 2.Литература 18 века

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

Раздел 3. Литература 19 века

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».

А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...»

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

Раздел 4. Литература 20 века

М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.

«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.

Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».

Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).

Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.

Анализ лирического произведения ( восприятие , истолкование , оценка)

Раздел 5. Литература 21 века

Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

Т.Михеева. Слово о писателе. « Легкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести.

 

Учебно -тематический план

Тема

Кол-во часов

Контрольных работ

сочинений

изложений

1

Введение

1

2

Древнерусская литература

4

3

Литература 18 века

3

4

Литература 19 века

8

1

1

5

Литература 20 века

12

6

Литература 21 века

6

1

1

Итого :

34

2

2

Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Введение – 1 час

Древнерусская литература – 4 часа

2

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть

1

3.09

3

 «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе.

1

10.09

4

«Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского».

1

17.09

5

 Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси

1

24.09

Литература 18 в. – 3 часа

6

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

1

1.10

7

8

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

2

8.10

15.10

Литература 19 в.- 8 часов

9

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов

1

22.10

10

А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...»

1

12.11

11

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».

1

19.11

12

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата

1

26.11

13

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

1

3.12

14

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.

1

10.12

15

16

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

2

17.12

24.12

Литература 20 в. – 12 час.

17

18

М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.

2

14.01

21.01

19

«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

1

28.01

20

«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

1

4.02

21

А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

1

11.02

22

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.

1

        18.02

23

24

Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».

2

25.02.

3.03

25

26

Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина

2

10.03

17.03

27

Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.

1

31.03

28

Анализ лирического произведения  ( восприятие , истолкование , оценка)

1

7.04

Литература 21 в.-6 час.

29

30

Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке»,«Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

2

14.04

21.04

31

М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

1

28.04

32

Т.Михеева. Слово о писателе. « Легкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести.

1

5.05

33

Итоговое тестирование

1

12.05

34

Анализ итогового тестирования

1

19.05

Приложение

Фонд оценочных средств

Тест по литературе для учащихся 9-ых классов по родной (русской) литературе

 

1. Один из древнейших жанров русской литературы

а) роман

б) летопись

в) эпос

г) статья

 

2. Автор «Слова о полку Игореве»

а) Ломоносов М.В.

б) Пушкин А.С.

в) коллектив авторов

г) нет правильного ответа

 

3. Направление, которое в русском искусстве 30-х годов XVIII века становится основным

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

г) реализм

 

4. Вклад Ломоносова в развитие литературы

а) создание эпистол

б) основание славяно-греко-латинской академии

в) реформа русского стихосложения

г) разработка теории реализма

 

5. Укажите верное утверждение

а) как писатель, А.Д. Кантемир работал в самых различных жанрах, но главным из них был рассказ.

б) Г.Р. Державин сделался знаменитым после публикации оды «Фелица».

в) А.П. Сумароков стоял у истоков русского театра.

г) отсутствие сатирической направленности в творчестве Д.И. Фонвизина.

 

6. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат данные слова: «Вот злонравия достойные плоды»?

а) Простаковой

б) Правдину

в) Митрофану

г) Стародуму

 

7. Направление в литературе, которое имеет следующую особенность: культ чувств, а не разума.

а) классицизм

б) реализм

в) сентиментализм

г) лирика

 

8. Какое утверждение не имеет отношение к творчеству Н.М. Карамзина?

а) Н.М. Карамзин стал первым представителем реализма.

б) Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом.

в) Главная книга Н.М. Карамзина - «История государства Российского».

г) Н.М. Карамзин писал стихи, художественную прозу, статьи.

 

9. Как называют начало XIX века?

а) серебряный век

б) золотой век

в) железный век

г) бронзовый век

 

10. Укажите верное мнение о Грибоедове А.С.

а) «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек» (М.В. Ломоносов)

б) «А.С. Грибоедов был одним из первых теоретиков классицизма» (В.И. Федоров)

в) «Наиболее известная грибоедовская примета — очки, за которыми на разных портретах — то лик холодный, надменный, иронический, то — весёлый, растрёпанный, беспомощный» (Н.Я. Эйдельман)

г) «Грибоедовым началась новая эпоха русской литературы» (В.Г. Белинский)

 

11. Первоначальное название комедии «Горе от ума».

а) А судьи кто?

б) Судьба Чацкого

в) Мильон терзаний

г) Горе уму

 

12. Излюбленный жанр В.А. Жуковского.

а) баллада

б) комедия

в) ода

г) послание

 

13. Произведение А.С. Пушкина

а) «Сказка о царе Берендее»

б) Сказка «Премудрый пескарь»

в) «Сказка о медведихе»

г) «Сказка о царевиче Хлоре»

 

14. Жанр произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

а) поэма

б) роман в стихах

в) повесть

г) трагедия

 

15. О каком герое А.С. Пушкина «свет решил, что он умён и очень мил»?

а) Ленский

б) Зарецкий

в) Ларин

г) Онегин

 

16. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтов отразил мрачное предчувствие своего будущего?

а) «Сон»

б) «Пленный рыцарь»

в) «Монолог»

г) «Поэт»

 

17. Закончите фразу, произнесённую Печорину Верой, героиней романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме...»

а) любви
б) страдания
в) веры
г) счастья

18. Какой вариант ответа правильно воспроизводит последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

а) Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов.

б) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин.

в) Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин.

г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.

 

19. Писатель, особую роль сыгравший в развитии русской литературы ХХ века

а) В. Маяковский

б) Д.И. Фонвизин

в) М. Горький

г) У. Шекспир

 

20. Какая тема присутствует в творчестве С. Есенина и А. Блока?

а) тема Родины

б) тема человека и вещи

в) тема свободы

г) тема времени и пространства

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

б

г

а

в

б

г

в

а

б

в

г

а

в

б

г

а

б

г

в

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8-х классов

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Феде...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 10-11 классах

Данная програма разработана для учащихся 10-11 классов по курсу "Родная (русская) литература"....

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах...