Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского».
проект по литературе (11 класс)

Бетюнская Екатерина Айаановна

Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okkazionalizmy.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского».

Актуальность: Окказионализмы представляют часть слов в поэзии В.В. Маяковского. Этим и объясняется актуальность проблемы исследования.

Объект изучения:  поэзия В. Маяковского.

Предмет изучения: авторские неологизмы (окказионализмы)  как часто встречающиеся в поэтическом творчестве В.В. Маяковского.

Цель данной работы заключается в изучении  наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала и в поэзии В.В. Маяковского.

Для того, чтобы детям было легче ориентироваться на уроке мы поставили на уроке ряд таких задач:

Задачи  работы:

  1. выявить значение понятия «окказионализм» и их лексическое значение.
  2. определить их отличие от неологизмов в процессе изучения поэзии Маяковского;
  3. рассмотреть причины возникновения окказионализмов, изучить и проанализировать сферу их создания, способы образования и типы окказионализмов;
  4. найти окказионализмы в творчестве других писателей.

Окказиональными словами (или окказионализмами) принято называть слова, существующие, как правило, лишь в определенном, породившем их контексте, не вошедшие в язык.

Окказиональный - (лат. occasionalis 'случайный') – слова, образуемые «по случаю», в конкретных условиях речевой коммуникации и, как правило, противоречащие языковой норме, отклоняющиеся от привычных способов образования слов в данном языке.

Неологизм - (от греч. 'новый' и 'слово') – это, по словарю Сергея Ивановича Ожегова, новое слово или выражение. Из этого определения ясно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну.

Из этого мы сделали вывод, что все слова в современном русском языке можно разделить на два больших класса: слова «канонические» - обычные, общего пользования, литературные слова. И слова окказиональные – случайные, индивидуального пользования, возникающие экспромтом в процессе самой речи.

Выявили признаки окказионализмов:

1.Принадлежность к речи; 

2.Невоспроизводимость (творимость); 

3.Ненормативность;

4.Функциональная одноразовость;

5.Экспрессивность;

6.Индивидуальная принадлежность.

Таким образом, окказиональное слово это речевая экспрессивная единица, обладающая свойством невоспроизводимости, ненормативности и функциональной одноразовости. Окказиональные слова отличаются от новообразований языка тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. 

В ходе исследования, у детей возник вопрос, а где, помимо поэзии, употребляются окказиониализмы? 6, 7 слайд

Дальше – больше, а только В. Маяковский создавал окказиональные слова. И одна ученица, нашла такое явление речи в творчестве не менее известного Велимира Хлебникова.  Например, в творчестве Велимира Хлебникова преобладают словоформы, построенные по схеме основа+фрагмент.

Особо следует отметить окказионализмы, при образовании которых происходит наложение последней фонемы основы и первой фонемы фрагмента, при этом могут совпадать не только фонемы, но и усеченные части морфемы:

В своем словотворческом  опыте В. Хлебников опирался на систему русского языка, уделял особое внимание первозданному облику того или иного слова, в связи с чем его окказионализмы обладают яркой внутренней формой, могут нести несколько иное семантическое значение в отличие от первичных словоформ, которые были образованы в соответствии с теми же принципами.

В отличие от В. Хлебникова, В. Маяковский уделяет большее внимание законченности и четкости своих мыслей, не допуская при этом полисемантики.

Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы:

  • необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно);
  • стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);
  • потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
  • стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику;
  • потребность избежать тавтологии;
  • необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.

Очень часто возникновение окказионализмов бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами.

два вида окказионализмов:

1.Слова, произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов;

2.Слова, произведенные по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т.е. с нарушением законов эмпирической продуктивности.

1. Фонетические окказионализмы рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих.

Лексические окказионализмы создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней. При образовании лексических окказионализмов действует исторически сложившийся механизм словопроизводства.

Грамматические (морфологические) окказионализмы - образования, в которых, с точки зрения узуса, в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова.

Семантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений (“контекстуальных значений”), которые существенно преобразуют семантику исходной узуальной лексемы, употребленной в художественном контексте. Примером семантического окказионализма может служить прилагательное «лазорев» в стихотворении И. Северянина “Нерон”:

Стремление воплотить собственно авторский образ в наиболее концентрированной форме, отличающейся при этом особой экспрессивностью, влечет за собой появление в поэзии В. Маяковского окказиональных слов, имеющих многослойное, многоступенчатое образное значение.

Таким образом, большинство имен существительных, созданных В.Маяковским, имеют суффиксальный способ образования.

В именах прилагательных поэт использует прежде всего ту их функцию, в которой они реализуются «более конкретно, живо, индивидуально» (А.М. Пешковский) – функцию обозначения принадлежности, материальной связи между людьми и предметами.

Самая богатая область словотворчества Маяковского – создание новых глаголов путем присоединения к обычным формам глагола различных приставок:

Глагол перерастает свою обычную функцию носителя действия и перетягивает на себя те признаки значения, которые в традиционных синтаксических конструкциях распределяются между другими словами.

Если рассматривать творчество Маяковского, то его можно заслуженно назвать мастером словотворчества, автором многочисленных неологизмов. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что словотворчество Маяковского не было для него самоцелью, а совершалось им целенаправленно, для создания определенного образа или характера.

В. Маяковский в своем словосозидании исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он искал в реальных существующих корнях, суффиксах и флексиях новых словообразований для достижения большей выразительности поэтической речи. Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами.

Благодаря такому подходу, можно сказать, изучение творчества В. Маяковского, прошло с легкостью. Ученикам очень понравилась работа такого типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок призван дать детям представление о роли поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве...

Доклад по теме "Изучение раздела "Лексика"

Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику  М.М. Разумовской.)...

Доклад на тему: Изучение диалектного бурятского языка"

Доклад  республиканского семинара учителей бурятского языка и литературы на тему: Изучение диалектного бурятского языка"...

Урок на тему « Поэзия В.В. Маяковского»

Данный урок является первым  по творчеству Маяковского. На втором уроке учащиеся ещё раз обратят внимание на особенности стихотворения «Необычайное приключение…», познакомятся ...

Урок на тему "Изучение классической японской поэзии"

Урок посвящен выявлению особенностей классической японской поэзии, а также истории создания национальных стихотворных форм: танка, хокку и принципы их построений....

Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»

Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»...

Доклад по теме " Изучение осетинского языка и литературы в условиях ФГОС".

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий ....