Урок на тему « Поэзия В.В. Маяковского»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

Данный урок является первым  по творчеству Маяковского. На втором уроке учащиеся ещё раз обратят внимание на особенности стихотворения «Необычайное приключение…», познакомятся со стихотворением в жанре сатиры. С  творчеством В. Маяковского учащиеся знакомы только по детским стихотворениям, в 5 и 6 классах творчество этото автора не изучается. Литература 7 класса уделяет большое внимание родам и жанрам литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

План урока

Тема «Владимир Маяковский: поэт и человек»

Учитель: Кухаренко Валерия Валерьевна

 Класс: 7в

Профиль обучения: непрофильный

Учебник: Т.Ф.Курдюмова

 (базовый уровень)

г. Таганрог - 2014 г.

         

           Тема урока: Владимир Маяковский: поэт и человек

Цель урока: представление о неординарной, трагической личности поэта, его раннем творчестве, которое носило новаторский характер

Задачи урока:

Обучающие: познакомить кратко учащихся с личностью поэта, поэтикой его творчества

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения выделять главное, сопоставлять и делать выводы

Воспитательные: воспитывать стремления к творческой самореализации

Тип урока: изучение нового материала

Методические приемы: презентация, лекция учителя с элементами беседы (дискуссии), комментированное чтение и анализ стихотворения

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, тетрадь, учебник.

Ход урока

№п/п

Название этапа урока

Содержание

Формы работы, режимы

Использование электронных материалов

Примерное время

Организационный момент

1 мин

1 минута

Проверка домашнего задания

Сопоставить автора и произведение

В.Я. Брюсов                               «Бог создал мир из ничего…»

К.Д. Бальмонт                              Старуха Изергиль.                     Старый год.

И.Северянин                                Труд. Хвала Человеку

М.Горький                                    Ревизор с вышибанием

М.А. Булгаков                              Не завидуй другу

тест

3 минуты

Объяснение нового материала с постановкой проблемного вопроса

- Кто из вас может назвать себя знатоками в современном мире моды, шоу-бизнеса, политики?  

- А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы? (Экстравагантными, чудливыми, странными, неординарными)

- Обратите внимание на эпиграф

- Поэзия

         - вся! -

                езда в незнаемое. (В.В. Маяковский)

-А можно назвать автора этих строк неординарным, экстравагантным?

Беседа (дискуссия)

1 слайд

555555555

Вступительное слово учителя.

- Вот  мы сегодня и узнаем об этом человеке много нового и познакомимся с его произведениями (презентация, слайды читают дети).

Поэзия -

         та же добыча радия.

В грамм добыча,

               в год труды.

Изводишь

        единого слова ради

тысячи тонн

           словесной руды.

(В. Маяковский «Разговор с финиспектором»)

- Приведите синонимы к слову незнаемое (незнакомое, неизвестное). С чем Маяковский сравнивает поэзию? (С путешествием по просторам таинственной страны, имя которой - поэзия). Лёгкий ли труд поэта? С каким трудом сравнивается он?

 Возьмите на заметку!

Сведения из энциклопедии: РАДИЙ — радиоактивный химический элемент Чистый радий — блестящий серебристо-белый металл, быстро тускнеющий на воздухе. Плавится радий при 969° С, кипит при 1507° С. Любые физические и химические свойства радия изучать трудно из-за его очень высокой радиоактивности. Радий непрерывно выделяет теплоту, металл быстро нагревается и может даже расплавиться. Из-за высокой радиоактивности радий и его соединения светятся в темноте, его бесцветные соли быстро желтеют, а затем приобретают коричневую, вплоть до черной, окраску; их водные растворы разлагают воду, выделяя из нее водород и кислород. Под действием его излучения светились алмазы, а бумага и хлопчатобумажная ткань разрушались, на коже появлялись ожоги, а потом язвы.

Работа по выделению радия из руды огромная, содержание радия в руде: 34 миллионные доли процента. Ученым приходилось перерабатывать тонны руды.

- Маяковский говорил, что его предназначение – воздействие на читателя. Именно поэтому Марина Цветаева назвала его  «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов – «мастером большой всеобщей жизни». Будучи «горланом и главарём» поэзии 20 годов, Маяковский оставался очень милым, ранимым человеком.

(Чтение статьи из учебника).

     

                                        Послушайте!

 Послушайте!

 Ведь, если звезды зажигают -

 значит - это кому-нибудь нужно?

 Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

 Значит - кто-то называет эти плевочки

                                            жемчужиной?

 И, надрываясь

 в метелях полуденной пыли,

 врывается к богу,

 боится, что опоздал,

 плачет,

 целует ему жилистую руку,

 просит -

 чтоб обязательно была звезда! -

 клянется -

 не перенесет эту беззвездную муку!

 А после

 ходит тревожный,

 но спокойный наружно.

 Говорит кому-то:

 "Ведь теперь тебе ничего?

 Не страшно?

 Да?!"

 Послушайте!

 Ведь, если звезды

 зажигают -

 значит - это кому-нибудь нужно?

 Значит - это необходимо,

 чтобы каждый вечер

 над крышами

 загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914 году.

лекция

2-5 слайды

Анализ стихотворения

- Попытайтесь определить основную тему  стихотворения.

- Какова форма этого стихотворения? Что это? Диалог?  Конечно же, обращение, монолог.

Стихотворение строится как взволнованный монолог лирического героя, ищущего ответа на философский вопрос о смысле существования этого мира:

А сейчас, подумайте над тем, как строится стихотворение, на какие части его  условно, конечно же, можно разделить.

-  Условно стихотворение можно разделить на 4 части: 1 — обращение ко всем (первые 5 строчек), П-я — рассказ о ком-то, кто врывается к Богу; третья — его состояние после встречи с богом; четвёртая — снова обращение ко всем.

- Рифма и ритмика. Можно ли определить размер, которым написано стихотворение?  Что такое тонический стих?(учебник) Маяковский использует тонический стих, зачем?   Доверительность интонации создается тоническим стихом, который приближает поэтическую речь к разговорной. Рифма есть только в первом четверостишии — перекрёстная.

- Какова общая тональность стихотворения, как она связана с содержанием? Какое чувство лирического героя звучит в стихотворении? (Ритмика стихотворения достаточно резка, бодрая, но содержание, скорее, минорное — в стихотворении звучит неуверенность лирического героя, мы чувствуем,  что он трагически одинок)

- Так какова же основная мысль стихотворения? Что утверждает поэт стихотворением? (В этом мире необходимы красота и любовь, душевное тепло. Звёзды на небе зажигает Господь. Звёзды в человеческой душе может зажечь другой человек)

- Как стихотворение связано с идеями футуризма? (Никак. Оно, скорее, отрицает идеи футуризма, идеи разрушения гармонии, идеи разрушения синтаксиса и грамматики) Вопросы по теоретическому блоку:

- Каким представляется вам поэт, исходя из некоторых представленных вам биографических сведений и портретов?

Примерные ответы учеников:

(Сильным, мужественным, отчаянным, смелым, интересным, умным, непохожим на других)

- Чем заинтересовало вас авангардистское движение начала XX века Футуризм?

Примерные ответы учеников:

(Новая манера стихосложения, словотворчество, использование вульгарной лексики, необычные названия стихотворений, поэм и др.

   

Коллективная работа

6 слайд

Подведение итогов

Впервые сталкиваясь с творчеством В.В. Маяковского, каждый делает выбор, принимать ли его или нет. Я не могу вас заставить полюбить его произведения, но в течение этого урока я попыталась показать вам его не только как поэта, но и как личность, как  человека. Вне зависимости от тех чувств, которые мы испытываем к его творчеству, оно продолжает жить и находит отклик в душах людей. Яркий этому пример- песня группы «Сплин», на стихотворение «Лиличке» Маяковского.(Лилия Юрьевна Брик, кольцо)

Домашнее задание

Чтение и анализ стихотворения  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» ст.69-72

7 слайд

Рефлексия

И пока мы Подведём итоги урока с помощью сиквейна, я  вам включу песню, о которой упоминалось ранее.

СИНКВЕЙН.

 Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах -  важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

 Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

 Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, истории города, ПДД, ОБЖ.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Итак, напоминаю -тема сиквейна - В.В.Маяковский.

8 - 10  слайды



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы на тему « Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Данный урок является первым  по творчеству Маяковского. На втором уроке учащиеся ещё раз обратят внимание на особенности стихотворения «Необычайное приключение…», познакомятся со стихотворением в жанре сатиры.

С  творчеством В. Маяковского учащиеся знакомы только по детским стихотворениям, в 5 и 6 классах этот автор не изучается. Литература 7 класса уделяет большое внимание родам и жанрам литературы.  

Цель урока:

  1. Знакомство учащихся с личностью Маяковского, его ролью в литературе революционной поры
  2. Формирование умения работать с литературой
  3. Обучение приемам работы с текстом на основе анализа произведения (сравнение, обобщение, внимание к слову, выделение главного)
  4. Воспитание эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства
  5. Развитие межпредметных связей (химия, изобразительное искусство)

 Тип урока – комбинированный (объяснение нового материала с использованием результатов поисковой работы учащихся).

 В качестве индивидуальной формы обучения используются сообщения учащихся. После выступления  групп (нескольких) учащихся учитель переходит к фронтальной работе, в беседу включается весь класс.

Основной метод, который даётся на уроке, - объяснительно-иллюстративный. Учитель и учащиеся представляют материал, подтверждают его примерами. Используется поисковый метод. По вопросам, данным учителем заранее, ребята подбирали нужный материал. Работая со всем классом над анализом стихотворения, учитель ставит проблемные вопросы после прочтения каждой части, включает учащихся в беседу.

В качестве наглядных средств представлено следующее оборудование к уроку:

  • Портрет В.В. Маяковского и портрет во время работы его в РОСТА
  • Фонозапись стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
  • Картины футуристов

Были осуществлены межпредметные связи с уроками  рисования, химии, русского языка.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся  даёт учитель.

Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная. Ребята с интересом выслушивают друг друга, отвечают на вопросы учителя. Учитель подводит итоги на каждом этапе урока, оценивает работу учеников.

На дом ученики получают домашнее задание: прочитать стихотворение «Необычайное приключение…» и заполнить пропуски в сочинении.

Кроме того, учащиеся должны познакомиться с новым стихотворением Маяковского, который будут изучать на следующем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский ( 7 июля 1893 , Багдади , Кутаисская губерния — 14 апреля 1930 , Москва ) — русский советский поэт . Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург , киносценарист , кинорежиссёр , киноактёр , художник , редактор журналов « ЛЕФ » («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

Слайд 2

С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. (Кутаисская гимназия) В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б) (Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночной камере. Там и начал писать стихи.

Слайд 3

С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, примкнув к кубофутуристам (термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами).Поэты и художники данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века . Футури́зм ( лат. futurum — будущее ) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов , прежде всего в Италии и России . Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Слайд 4

В 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь» — в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет — поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.

Слайд 5

Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА (Российского телеграфного агентства) — на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил черты эпохи. В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Слайд 6

Более подробно познакомиться с биографией В.В. Маяковского помогут ресурсы, взятые из ФЦОР: http://fcior.edu.ru/card/28531/v-v-mayakovskiy-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html Слово о поэте (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/card/28493/v-v-mayakovskiy-slovo-o-poete-chast-2-bazovoe-izuchenie.html Слово о поэте, часть 2 (ФЦИОР) Вопросы по теоретическому блоку Каким представляется вам поэт, исходя из некоторых представленных вам биографических сведений и портретов? Чем заинтересовало вас авангардистское движение начала XX века Футуризм?

Слайд 7

Особенности поэтики стихотворений В.В. Маяковского Главное в стихотворении – РИТМ. Ритм его стихотворений уподобляется четкому размеренному человеческому шагу - именно двигаясь, размахивая руками и отрабатывая ритм, он и создавал свои необычные стихи. Его стих называют ТОНИЧЕСКИМ. Что это значит? Поэт учитывал только ударные слоги. Количество безударных не имело значения. Рифма – необязательна. Главное – смысл, содержание. Строение стиха напоминает лесенку, которая облегчает постановку логических ударений в речи оратора, а именно оратором и был Маяковский, большинство своих произведений он читал со сцены для широкой аудитории.

Слайд 8

Поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должником» у читателя, страны, вселенной и работая над созданием произведений, доводил себя до исступления ради одной единственной цели – достичь совершенства в форме стиха и его содержании. Задание: напишите синквейн о вашем понимании творчества В.В. Маяковского. СИНКВЕЙН приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии; малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему); произведение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану; это средство творческого самовыражения.

Слайд 9

Правила написания синквейна таковы: В первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна; Во второй строчке пишутся два или три прилагательных, раскрывающих тему синквейна; В третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; В четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой; Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Пример ПОЭЗИЯ. Притягательная, загадочная, чарующая. Вдохновляет, возвышает, зовет Заставляет задуматься о смысле жизни ВЕЧНОСТЬ.

Слайд 10

Поэзия - это и есть каждодневный, нелегкий труд ума и души. Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Появятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый. Маяковский имеет право сравнивать себя и свое творчество с солнцем. Он, действительно, великий и яркий поэт, оставивший неизгладимый след во всей русской и мировой культуре. И пусть его творчество и особый, ни на что не похожий поэтический стиль, многим не нравятся, кажутся непонятными, но, тем не менее, никто не остаётся к ним равнодушен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....

Бинарный интегрированный урок на тему: "Поэзия А.С. Пушкина в музыке и живописи"

Методическая разработка для уителей. Буду рада если кому то это поможет в работе....

Презентация к уроку по теме "Поэзия Серебряного века"

Предлагаемая презентация окажет существенную помощь преподавателю в проведении урока литературы. Материалы отражают ключевые моменты темы "Поэзия Серебряного века". В презентации имеются ссылки на ...

Урок на тему "Поэзия Серебряного века"

Урок разработан для 9 класса для детей с ЗПР. Урок имеет цели: 1.Образовательная:  Сформировать у обучающихся целостное представление о поэзии «серебряного века»2. Развивающ...

Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского».

Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»....