Конспект урока по чтению: «Добрые дела красят человека»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока по чтению «Добрые дела красят человека» (по рассказу Н.  Хмелик «Будущий олимпиец», коррекционная школа, 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dobrye_dela_krasyat_cheloveka.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с содержание рассказа Н.  Хмелик «Будущий олимпиец».

Задачи:

1. формировать навыка пересказа текста с помощью вопросов, совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.

2. развивать фонематический слух у учащихся, воображение, память, связную речь учащихся;

3. воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.

Ход урока

I. Организационный момент

Организация класса:

Звучит песня в исполнении детского хора «Самый скромный чемпион (Олимпиада-80)»

Сообщение целей:

- Сегодня на уроке мы будем с вами читать рассказ Н.  Хмелик «Будущий олимпиец», отвечать на вопросы, пересказывать отрывки из рассказа, узнаем значения новых слов.

- У нас сегодня очень серьезная проблема урока: уважительное отношение к людям старшего поколения. Вы согласны с тем, что проблема серьезная? Почему?

II. Основная часть

 Чистоговорка:

Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, громко:

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

- О чём эта чистоговорка?

1. Введение в тему

- «Спешите делать добро» - эпиграф к разделу, с которым мы начинаем работать.

- Как вы понимаете слово добро?

(Добро - хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу)

- Подберите противоположное значение к слову добро. (зло)

- Давайте поработаем с пословицами и распределим их в два столбика:

1. Кто добро творит, тому зло не вредит.

2. Доброе слово доходит до сердца.

3. Злоба лишает человека силы.

4. Злой не верит, что есть добрые люди.

5. Во лжи жить – по миру ходить.

6. Худом добра не наживёшь.

7. Добрые дела красят человека.

8. Жизнь дана на добрые дела.

9. Хорошему всё хорошо. Доброму везде добро

- Ребята, как вы понимаете фразу: делать добро людям? Приведите примеры:

  • Перевести или помочь перейти пожилому человеку через дорогу.
  • Уступить место в автобусе.
  • Помочь пожилому человеку донести до дома тяжёлую сумку.
  • Сходить в магазин или в аптеку.
  • Помочь убрать в квартире.
  • Вызвать врача или скорую помощь.

- Итак, мы начинаем читать рассказы о добрых делах и первый рассказ, который предлагает нам прочитать учебник -  это Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2. Изучение нового материала

- Как называется рассказ? А кто такой олимпиец?

- При чтении рассказа вы встретитесь с незнакомыми словами.

Словарная работа:

Олимпиец – спортсмен, участник современных олимпийских игр.

Ракета – беспилотный летальный аппарат с реактивным двигателем, объект в космическом пространстве.

Бутсы – ботинки с шипами или поперечными планками на подошве для игры в футбол.

Вратарь – игрок в футболе, в хоккее, защищающий ворота.

3.Чтение рассказа учителем страница 105-108

Физ. минутка «Космическое путешествие». Минусовка. Катя Рябова.)

Мы идем на космодром,        Дети идут по кругу.

Дружно в ногу мы идем.        

Мы походим на носках,        Идут на носках.

Мы идем на пятках.                  Идут на пятках.

Вот проверили осанку                  Останавливаются лицом в круг, руки на пояс.

И свели лопатки                            Плечи развернули, лопатки свели.

Не зевай по сторонам,                  Повороты головы влево, вправо.

Ты сегодня космонавт!        

Начинаем тренировку,        

Чтобы сильным стать и ловким. Руки сгибают в локте, показывают “мускулы”.

Ждет нас быстрая ракета        

Для полета на планету.                  Подняться на носки, руки вверх.

Отправляемся мы в путь.        То же.

Звезды в гости ждут.        

По ступенькам поднялись,        Ходьба на месте

Дружно за руки взялись.        Имитация подъема в ракету по ступенькам.

Пристегнуть ремни!                   Закрыли глаза.

Раз, два, три… летим!                   Бег, руки в стороны.

4. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам

- Где играли два друга? (Ребята играли недалеко от магазина.)

- Что они делали? (Они строили ракету из старых ящиков.)

- Кто наблюдал за их игрой? (За их игрой наблюдала старушка, которая плохо ходила.)

- Как они отнеслись к старушке? (Они к ней отнеслись с пренебрежением.)

- Кто такой Саша Журавлёв? (Саша Журавлёв ученик из той же школы, что и ребята. Он ходит в спортивную секцию и все его считают будущим олимпийцем.)

- Как он отнёсся к старушке? (Он подошёл к старушке, поздоровался и предложил купить ей необходимое в магазине.)

- В чём Саша упрекнул ребят? (Саша упрекнул ребят в том, что они занимаются бездельем, и не помогли старушке, были безразличны к ней и даже насмехались над ней.)

2. Выборочное чтение рассказа учащимися.

3. Беседа по вопросам

- Подумайте и скажите, к кому из героев рассказа можно отнести поговорку: «Добрые дела красят человека»? (Эту поговорку можно отнести к Саше Журавлёву.)

- Кому можно посоветовать: «Спеши делать добро»? (Двум мальчикам, строящим ракету.)

- Какие слова Саши звучат как поговорка? (Есть на свете вещи, которые стыдно не знать.)

III. Домашнее задание: с.105-108 прочитать, передать содержание рассказа.

IV. Итог урока

- Как звучит эпиграф к нашей теме? (Спеши делать добро.)

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали? («Будущий олимпиец».)

- Какие новые слова мы узнали? (Олимпиец, ракета, бутсы, вратарь.)

- Почему так называется этот рассказ? (В этом рассказе рассказывается о мальчике, который успевает заниматься спортом и делать добро людям.)

 - Чему учит этот рассказ?

 - Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Благодарю вас за вашу работу, не будьте равнодушными детьми, всегда заботливо относитесь к бабушкам и дедушкам.

(Звучит песня в исполнении детского хора «Самый скромный чемпион (Олимпиада-80)»)

 

Литература:

1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2018 г.

2. https://kartaslov.ru/значение-слова/добро

3. http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/15/us280204.htm?cmd=0&istext=1

4. https://mp3ball.ru/?mp3=Олимпиада+детские+песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Обобщающий урок «Добрые дела красят человека» по рассказу Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками».

Цели:1. Учить составлять характеристику героя. Учить составлять план. Совершенствовать произносительную сторону речи.2. Развивать фонематический слух, связную устную речь, мышление, умение сравнивать,...

Урок внеклассного чтения "Добрые герои из добрых книжек"

Открытый урок в районе на конкурс "Учитель Оренбуржья"....

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Добрые дела живут на белом свете»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Добрые дела живут на белом свете»...

Конспект урока по теме «Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Конспект урока по теме«Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)...