Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести В.Быкова "Обелиск"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Шмагина Яна Вадимовна

Презентация к уроку литературы по повести "Обелиск" с применением системно-деятельностного подхода, технологии проблемного диалога и использованием ЭОР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«..дело вечно, когда под ним струится кровь» Н.А.Некрасов Урок литературы в 11 классе Составитель: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского р-на Санкт-Петербурга Я.В.Шмагина

Слайд 2

Цели урока: Познавательная : познакомить учащихся с творчеством В.Быкова на примере повести «Обелиск», отработать умение находить информацию в тексте, составлять литературный портрет героя Регулятивная : закрепить у учащихся умение формулировать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее, слушать и обсуждать мнения других людей Комуникативная : закрепить навыки групповой работы, умения распределять роли в команде Личностная : воспитать патриотизм на примере героев повести, обратить внимание учащихся на суть понятия «Герой» и значимость его для каждого и для Родины в целом Урок-беседа в 11 классе по повести В.Быкова «Обелиск»

Слайд 3

Проблемный диалог

Слайд 4

Как часто, проезжая мимо сел и деревень, вы замечаете эти небольшие обелиски героям войны? В честь кого обычно устанавливают подобные памятники? А как определить, кто такой герой?

Слайд 5

Поработайте в малых группах (3-4 человека) и постарайтесь составить словесный портрет того, кого можно было бы назвать героем

Слайд 6

Герой – это…. (обобщение предположений) Сильный Смелый Благородный Не жалеющий себя ради других Могучий Крепкий и т.д. Каждый ли может стать героем?

Слайд 7

Исходя из прочитанного дома текста и проблемного диалога, какую цель мы поставим для себя на сегодняшнем уроке? Цель: на основе текста повести В.Быкова «Обелиск» дополнить и проверить сформулированное нами понятие «герой»

Слайд 8

Проверим предположения. Кого из персонажей повести В.Быкова «Обелиск» мы можем назвать героями? Обратимся к тексту. Ссылка на текст произведения

Слайд 9

Что такое литературный портрет? Вспомним понятие Составьте литературный портрет А.И.Мороза , Н.Бородича , П.Миклашевича (по рядам, форма работы по выбору учащихся) Литературный портрет - одно из средств художественной характеристики, состоящее в раскрытии характеров героев через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. https://pishi.pro/teoriya-literatury/portret-geroya-literaturnyj-portret-19206 / Повторить определение «литературного портрета» можно по ссылке

Слайд 10

Выслушаем ваши литературные портреты Давайте сравним литературные портреты конкретных героев с нашей моделью героя, о которой мы говорили в начале

Слайд 11

Почему образы конкретных персонажей не совпали в с нашей моделью? Герой – всегда за рамками любой модели. Он необязательно должен соответствовать каким-либо внешним параметрам, но он обязательно всегда должен быть Человеком с большой буквы, должен быть настоящим.

Слайд 12

В начале повести Ткачук, обращаясь к рассказчику, цитирует слова Некрасова, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Как вы понимаете их? «..дело вечно, когда под ним струится кровь» Н.А.Некрасов

Слайд 13

Как бы вы рассудили спор между Ксендзовым , утверждавшим, что Мороз не совершил ничего особенного, и Ткачуком, который отстаивал принадлежность Мороза к героям?

Слайд 14

Работа в группах. Первая группа согласна с мнением Ксендзова : Мороз не совершил никакого подвига . Вторая группа доказывает что поступок Мороза – подвиг, аналогов которому мало в истории. Довод 1 группы: Он не убил ни одного фашиста, а в то время это было самым важным. Убей хотя бы одного врага, и ты приблизишь час Победы. «Убей его! – называлось так и стихотворение Симонова» Довод 2 группы: Алесь Иванович Мороз сделал то, что должен был сделать настоящий человек. Он дал своим ученикам последнюю надежду. Дал надежду и веру в лучшее, настоящее добро всем, кто знал его. Он не позволил добру умереть вместе с невинными детьми.

Слайд 15

Давайте рассмотрим внимательно обелиск. Найдите его описание в тексте. Какие мысли вызывает у вас это описание.

Слайд 16

Почему повесть названа именно так? Могла ли она называться иначе?

Слайд 17

Изменилось ли ваше мнение о том, кто такой герой за сегодняшний урок? Что нового вы для себя поняли?

Слайд 18

Какие выводы вы бы сделали? Достигли ли мы цели урока?

Слайд 19

Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументов, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной. Память – не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война». «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми. (Ю. Фучик)

Слайд 20

Домашнее задание: 1. написать небольшое эссе на тему «Нужны ли нам сегодня герои?» по одной из повестей В.Быкова («Обелиск», «Сотников», «Мертвым не больно ») 2. Дополнительно по желанию: выполнить интерактивное задание по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/pihenutexa

Слайд 21

Источники: http://images.esosedi.ru/selskiy_obelisk_/ 77583750/index.html http://patriot.irksportmol.ru/soldiers_victory/roster_monuments/k-l/http:// patriot.irksportmol.ru/sold iers_victory / roster_monuments /k-l /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...