Методика проведения литературных игр в средних и старших классах
методическая разработка по литературе

Камбекова Ирина Вячеславовна

Игровые технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже заложенных в ней потенциальных возможностей.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения литературных игр в средних и старших классах

Повышение эффективности урока – важная проблема, которая затрагивает современное образование. Одним из путей её решения может быть использование игровой деятельности учащихся в процессе обучения. Ценность игровой формы урока в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, игра на уроке литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие. Для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков игра используется как самостоятельная технология для изучения темы, раздела учебника, как урок или его часть.

При включении игровых элементов на уроках литературы необходимо соблюдать следующие требования. Л.В. Кабанова выделяет следующие требования:

  • Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальные особенности учеников-характер, темперамент.
  • Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такому роду деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенции участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.
  • Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход  

Учитель должен выбрать учебную игру, соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Учебная игра используется в

качестве:

  1. Самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элемент более обширной технологии;
  3. В качестве структуры урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. Как технологии внеклассной работы.

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.

I. Подготовка игры.

  1. Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, чтобы не полностью организовывать подготовку самому, чтобы дети сами проявляли самостоятельность.
  2. Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быт направлен на создание эмоционального игрового настроения.

II. Введение в игру.

  1. Предложение игры детям. Обычно организатору учебной игры

достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в («Название игры») или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:» и т.д.

  1. Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.
  2. Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

III. Ход игры.

  1. Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Учебные игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»:
  2. Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.
  3. Заключительный этап учебной игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

IV. Подведение итогов (Оценка и поощрение школьников). Подведение итогов учебной игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложным моментом является объявление результатов игры-соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенной на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

  1. перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;
  2. со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
  3. отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

V. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

В.В. Литвинов полагал, что важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Л.Г. Кабанова полагала, что при организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру. 

Однако, несмотря на все тщательность разработки и подготовки учителя к урокам с использованием игровых технологий, все же существуют следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения: во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает

много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал; во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам; в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок; в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

Таким образом, игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока; быть доступной для учащихся данного возраста.  

В рамках темы занятия выделяются такие виды уроков как:  

  1. ролевые игры на уроке (инсценирование);
  2. игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (соревнование, конкурс, путешествие, КВН, викторина);
  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
  4. использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  5. различные виды внеклассной работы по литературе (литературный КВН, экскурсии, вечера, олимпиады, спектакли и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

Технология игры состоит из трех этапов: подготовки; проведения; анализа и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа " Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педа...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ (Спилберг-Андреева)

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева...

Методика проведения литературных игр в средних и старших классах

Игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и спос...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Он-лайн викторина для проведения на занятии детей среднего или старшего звена, а так же для игры он-лайн в постах на станицах соцсетей организации или педагога.

Методическая разработка для проведения он-лайн викторины. Данный материал подъодит для дистанционного обучения. Так же можно использовать при оф-лайн проведении занятий. Фотографии с заданиями см...